Полюдье
Полюдье
в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани.
Полюдье
в Древней Руси сбор дани князем с дружиной со свободных общинников, земли которых он защищал и охранял.
Полюдье
в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже - сама дань неопределенных размеров.
Источник: Краткий исторический словарь. 2004
Полюдье
в Древней Руси объезд князем с дружиной владений с целью сбора дани, позднее – сама дань. Было отменено после восстания древлян и убийства князя Игоря в 945 г.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
ПОЛЮДЬЕ
в Киевской Руси объезд князем и дружиной подвластных земель для сбора дани. Позже сама дань неопределенного размера. В Новгородской и Смоленской землях с XII в. фиксированная денежная повинность.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Полюдье
смешанный тип сбора дани, более или менее обусловленный в устных договорах между молодым Древнерусским государством и подвластными ему племенами, а также кормление князя и его дружины за счет населения подвластных территорий. Явилось первой формой взимания налогов на Руси.
Источник: Словарь по экономической истории (термины понятия имена хронология). 2015
Полюдье
система сбора дани с восточнославянских племен, использовавшаяся в X в. первыми князьями Киева. Дань собирали княжеские чиновники (тиуны) в специально отведенных для этого местах (погостах), где ее получали князья, совершая во главе своей дружины объезд подвластных им земель.
Источник: Краткий исторический словарик
Полюдье
сбор дани древнерусским князем с дружиной со свободных общинников, земли которых он защищал и охранял (IX - перв. пол. XII вв.). Размер дани первоначально не был фиксированным, что привело к столкновению князя Игоря с древлянами (945). Княгиня Ольга установила точный размер дани ("уроки") и места ее сбора ("погосты"). В ходе полюдья князь выступал как военный предводитель, адресат дани, верховный судья и законодатель.
Полюдье
в Киевской Руси объезд князем и дружиной земель для сбора дани. Дань была неопределенных размеров. Происходило полюдье обычно зимой или осенью, после сбора урожая. Княгиня Ольга после трагической гибели своего мужа, князя Игоря (подробнее см. хрестоматию, раздел «Первые русские князья ») во время сбора полюдья (945 г.) установила уроки и погосты . С 11 – 12 вв. вместо полюдья повсеместно была введена фиксированная денежная повинность.
Источник: Краткий исторический словарь
ПОЛЮДЬЕ
специальный объезд князем с дружиной подвластных земель. Киевские князья выступали в П. в ноябре, а в апреле возвращались в Киев. Регулярно объезжая подвластные земли, князь как бы подтверждал (восстанавливал) свою власть над ними. Так, в ходе П. он лично вершил суд, подтверждал приговоры своих наместников. Пируя с местным населением, он обновлял магическую связь владыки с подчиненными ему территориями, обеспечивавшую благополучие населения, плодородие земли, мир общины и удачу в военных походах. Князь, как владыка, обладающий «удачей», распространял ее и на подчиненные ему земли, на пировавших вместе с ним общинников.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
ПОЛЮДЬЕ
хождение по людям") - объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани, позже - сами дани. П. упоминается в соч. Константина Багрянородного (сер. 10 в.), летописях и актах (12 в.). П. совершалось обычно осенью или зимой, по окончании сбора урожая. При этом размер дани, видимо, не был определен, что вело к злоупотреблениям. После убийства во время П. кн. Игоря (945) на терр., прочно вошедших в состав Древнерус. гос-ва, П. было отменено. По документам 12 в. в Новгородской и Смоленской землях П. - фиксированная ден. повинность, сбор к-рой производили князья, а иногда он передавался феодалам. В Вел. княжестве Литовском в 15-16 вв. П. наз. подношения населения наместнику при объезде им волости. Лит.: Юшков С. В., Общественно-политич. строй и право Киевского гос-ва, М., 1949; Любавский М. К., Областное деление и местное управление Литовско-Рус. гос-ва, "ЧОИДР", 1892, кн. 3-4. Б. Н. Флоря. Москва.