1) специфический метод постижения духовного мира людей других эпох и культур (5); 2) раскрытие культурно-исторического смысла явлений прошлого; 3) способ присвоения мира прошлого, состояние сознания человека, в котором окружающий его мир предстает «прозрачным и ясным» (1); 4) предложение о том, как нужно смотреть на прошлое (2). П. в и. и. представляет собой одну из форм интерпретации исторической действительности как когнитивной процедуры, Включающей ее объяснение / понимание и презентацию в культуре и языке субъекта научно-исследовательской деятельности. Существуют различные представления о месте и значении понимания в историческом исследовании в классической и неклассической исторической науке.
В классической науке историческое исследование рассматривается как отношение между историком (субъектом научно-исследовательской деятельности) и объектом (надындивидуальной исторической действительностью). П. в и. и. в классической исторической науке представляет собой, с одной стороны, когнитивную процедуру, направленную на «прояснение» исторической действительности как для самого субъекта научно-исследовательской деятельности, так и для других потребителей его продукции. С другой стороны, П. в и. и. выступает результатом интерпретации субъектом научно-исследовательской деятельности надындивидуальной исторической действительности. Предпосылкой и средством понимания надындивидуальной исторической действительности («для себя» и «для других») в этом случае является объяснение в историческом исследовании (понимание через объяснение). В неклассической науке историческое исследование рассматривается как субъект-субъектное отношение, как отношение между историком-субъектом и имеющей феноменальные основания индивидуальной исторической действительностью. Неклассическая наука, обретя человека в качестве предмета исторического познания, превратила историческое исследование в диалог культур - культуры историка и культуры изучаемых им людей прошлого. При этом считалось, что историку важно понять представления людей другого времени о себе и об окружающей действительности, их ценностные ориентации и установки, поскольку они вели себя в соответствии с тем образом реальной жизни, который сами себе составили, и теми ценностями и установками, которым люди прошлого отдавали предпочтения. П. в и. и. в неклассической науке как понимание индивидуальной исторической действительности представляет собой, с одной стороны, когнитивную процедуру, направленную на «прояснение» феноменологических оснований этой действительности через «вживание» в нее и истолкование этих оснований. С другой стороны, П. в и. и. выступает предпосылкой объяснения субъектом научноисследовательской деятельности индивидуальной исторической действительности (объяснение через понимание) как объяснения «других» в прошлом. Существуют различные модели понимания в историческом исследовании, выбор которых обусловлен методологическими позициями исследователей. Модели понимания в историческом исследовании представляют собой, с одной стороны, когнитивные аналоги понимающих процедур, применяемых в научно-исследовательских практиках, а с другой - стандарты для оценки адекватности исторического понимания в рамках методологического позиционирования этих практик. Можно выделить следующие модели понимания в историческом исследовании: интенциональную, направленную на понимание феноменологических оснований индивидуальной исторической реальности как интенции жизнедеятельности людей прошлого; рефлектирующую, направленную на понимание феноменологических оснований индивидуальной исторической реальности как предпосылки целерациональных или ценностно-рациональных исторических действий и взаимодействий. П. в и. и. является, наряду с объяснением и презентацией, основной когнитивной процедурой, связанной с интерпретацией исторической действительности. При этом процедуры понимания и объяснения в историческом исследовании неразрывно связаны между собой (4). Однако в неклассической исторической науке, в которой понимание - это понимание «других», процедуры понимания предваряют процедуры объяснения. В классической науке, в которой понимание - это понимание «для других», процедуры объяснения, наоборот, предшествуют процедурам понимания. П. в и. и. включает в себя не только процедуры понимания исторической действительности, но и процедуры понимания текстов как источников исторической информации. Понимание текстов выступает средством получения эмпирической информации из исторических источников как феноменов человеческой деятельности. Понимание текстов как когнитивная процедура включает, во-первых, понимание значений (классическая герменевтика), во-вторых, понимание смыслов (неклассическая герменевтика) этой информации.
Лит.: 1) Агапов О. Д. Метод интерпретации в историческом познании. URL: http://z3950.ksu.ru/phil/0711604/042-046.pdf [февраль, 2014]; 2) Анкерсмит Ф. Р. История и тропология: взлет и падение метафоры / Пер. с англ. М. Кукарцевой, Е. Коломоец, В. Катаева. М.: Прогресс-Традиция, 2003; 3) Кукарцева М. А. Понимание как проблема исторической эпистемологии // Историческая наука сегодня: Теории, методы, перспективы / Под ред. Л. П. Репиной. М.: УРСС, 2011; 4)РикёрП. Память, история, забвение. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2004: 5) Филатов В. 77. Описание, объяснение и понимание в историческом познании. URL: http://newrsuh.rsuh.ru/article.html? id=2752 [февраль, 2014]. А. В. ЛУБСКИЙ
ПОНИМАНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
ПОНИМАНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.