, Якопо (Pontormo, Jacopo), наст. имя Якопо Карруччи (Jacopo Carrucci) 1494, Понтормо — 1557, Флоренция. Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Учился у М. Альбертинелли и А. дель Сарто. Работал во Флоренции. Понтормо — одна из центральных фигур раннего маньеризма — направления, сложившегося на рубеже 1510—1520-х в момент кризиса флорентийско-римского Высокого Возрождения, с традициями которого художник еще сохранял тесную связь в своих ранних работах. Первое его значительное произведение — фреска Встреча Марии и Елизаветы (1515—1516, Флоренция, церковь Сантиссима Аннуанциата) — органично вписывается в стиль флорентийского Высокого Возрождения, разработанный фра Бартоломмео и А. дель Сарто, с его гармоническим строем, широтой и плавностью ритма, живописной мягкостью и обобщенностью светотеневой лепки, пластической красотой поз и жестов. Художник вносит в этот стиль новое начало, обогащая его сдержанной силой эмоций. Связь с традициями Высокого Возрождения сохраняется и в поэтической Аллегории осени (Вертумн и Помона, 1520—1521, фреска виллы Медичи в Поджо а Кайяно). Но в этой композиции, с безупречным декоративным чутьем вписанной в пологий люнет большого зала виллы, изображающей сидящих и полулежащих в непринужденных позах молодых дам, крестьян, обнаженных юношей на фоне невысокой стены и склоняющихся ветвей лавровых деревьев, Понтормо уже вырабатывает новый стиль — утонченный и холодный, с изысканной каллиграфией линий, прозрачностью теней и светлых холодных красок. Переломным моментом в творчестве Понтормо стал фресковый цикл Страсти Христа (1523—1524, Галуццо, чертоза Валь д’Эма), знаменующий его разрыв с традициями Высокого Возрождения. В этих плохо сохранившихся росписях, отчасти навеянных гравюрами Дюрера, Понтормо сознательно стремится создать мир, живущий по отличным от реальности законам, подчиняющийся причудливому воображению художника. Действие развивается в ирреальном, лишенном глубины пространстве, композиция распластывается на плоскости, сильные, статные фигуры склоняются в скорбном порыве, подчиняясь отвлеченному рисунку линейного ритма, подобного поднимающимся и опадающим волнам. Ирреальное начало, отвлеченная экспрессия ритма, подчеркнутая резкими диссонансами холодных красок, усиливается в алтарной картине Христос в Эммаусе, написанной для чертозы Валь д’Эма (1525, Флоренция, галерея Уффици) и построенной на парадоксальном контрасте нарочитой произвольности художественного языка и резкой, заземленной натурности отдельных персонажей (фигуры монахов на заднем плане). Классическим воплощением маньеристических принципов Понтормо стало Положение во гроб, составившее часть живопиной декорации капеллы Каппони (ок. 1526—1528, Флоренция, церковь Санта Феличита). Драматическое начало получает здесь нарочито-отвлеченное выражение. Странная, анемичная красота персонажей, застылость их бледных лиц с тревожно расширенными глазами, иллюзия невесомости всей группы женщин и юношей, поддерживающих тело Христа и плотно связанных воедино причудливым плетением волнообразных ритмов, подчеркиваются отточенной каллиграфией линий и холодностью очень светлых и резких льдисто-голубых, розово-красных, бледно-лиловых, желтых тонов. Стилистически близки этой композиции Мадонна со св. Иосифом и Иоанном Крестителем (1520-е, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Встреча Марии и Елизаветы (ок. 1538, Карминьяно, приходская церковь) и др. В 1530-е Понтормо выполнил несколько не сохранившихся картин по картонам Микеланджело, что оказало влияние и на его собственные работы, несущие в себе при этом отпечаток свойственного ему парадоксального художественного мышления (Девять тысяч мучеников, нач. 1530-х, Флоренция, галерея Питти; реплика — Флоренция, галерея Уффици). Последнее 20-летие жизни Понтормо отмечено нараставшим душевным кризисом, по-видимому, осложненным отчуждением между ним и младшим поколением флорентийских художников, культивировавших более академический и придворный вариант маньеризма. Вазари рассказывает в своих Жизнеописаниях о болезненной тяге Понтормо к одиночеству, о том, что художник предпочитал жить и работать в одной из комнат своего дома, поднимаясь туда по стремянке, которую втягивал затем наверх, тем самым изолируя себя от окружающих. Значительная часть его творческого наследия этого 20-летия — росписи вилл Медичи в Кастелло (ок. 1535—1536) и Карреджи (1537—1543) и фрески хора флорентийской церкви Сан Лоренцо (1546—1556) — не сохранилась. Самой значительной из сохранившихся работ этого периода являются вытканные по его картонам шпалеры для главного зала палаццо Веккио во Флоренции (ок. 1545—1549). Важное место в творчестве художника занимает портрет. Талантливый портретист, Понтормо внес в этот жанр свойственные его живописи утонченность и остроту изобразительного языка, чувство затаенной тревоги, меланхоличность, скрывающуюся за холодной замкнутостью его моделей (Портрет юноши, ок. 1525, Лукка, Пинакотека; Юноша с алебардой, ок. 1525—1527, Нью-Йорк, частное собрание; Женский портрет, 1530-е, Франкфурт, Штеделевский институт искусств; Алессандро Медичи, ок. 1534—1535, Филадельфия, Музей искусств).
Лит.: Clapp F. Pontormo, His Life and Work. New Haven, 1916; Berti L. Pontormo. Firenze, 1966; Forster R. Pontormo. Munchen, 1966.
И. Смирнова
0.00 байт
МАНЬЕРИЗМ = МОДЕРНИЗМ: ЧЕЛОВЕК "НА РАСПУТЬЯХ ТЫСЯЧИ ДОРОГ". CАГА ОБ ИППОЛИТОВЕ, ВАЗАРИ, ПОНТОРМО И Ф
Стимулом для возникновения статьи стала заказанная журналом рецензия на книгу Аркадия Ипполитова «Якопо Понтормо. Художник извне и изнутри»1.