Род. 1903, ум. 1935. Поэт. Произведения: "Флаги" (сборник лирич. стихов, 1931), "Снежный час" (сборн. лирики, 1936), "В венке из войска" (сборн., 1938). С 1921 г. в эмиграции.
ПОПЛАВСКИЙ Борис Юлианович
ПОПЛАВСКИЙ Борис Юлианович
24.5.1903, Москва - 9.10.1935, Париж) поэт, прозаик. Родился в семье Ю.Поплавского - журналиста и предпринимателя из польских крестьян, товарища председателя Общества заводчиков и фабрикантов Московского промышленного района, в молодости окончившего Московскую консерваторию по классу фортепиано; по свидетельству П.Бурышкина, его отличала «легкость слова и легкость пера». Мать (урожд. Кохманская) - из дворянской семьи, скрипачка.
Атмосфера дома, где собирался литературно-музыкальный кружок, и влияние старшей сестры способствовали проявлению поэтических способностей П. Воспитывался гувернерами, провел несколько лет с матерью в Швейцарии и Италии, затем до 1917 учился во французском лицее в Москве. В 1918 уехал с отцом в Крым, здесь состоялся его литературный дебют - публикация стихотворения «Герберту Уэллсу» в симферопольском альманахе «Радио», С ноября 1920 П. в эмиграции: на острове Принсипо, в Константинополе, с мая 1921 в Париже. В 1922 несколько месяцев обучался живописи в Берлине; современники отмечали влияние живописи, в частности, М.Шагала на поэзию П. По возвращении в Париж поступил на историко-филологический факультет Сорбонны. В 1925 в кафе «Ла Болле» впервые в эмиграции выступил с чтением своих стихов, в 1928 четыре стихотворения П. были опубликованы в журнале «Воля России» (№ 2).
Печатался также в журналах «Вся Россия», «Звено», «Числа», в сборнике Союза молодых писателей в Париже (1929). Автор определения «парижская нота» (в эмигрантской поэзии). Участник выставки произведений изобразительного искусства русских и французских писателей (1932-33).
В 1931 вышла единственная прижизненная книга стихов П. «Флаги» (ок.
90 стихотворений). В журнале «Встречи» (1934) публиковались главы из романа-исповеди «Аполлон Безобразов», над которым П. работал с 1926.
Посмертно были изданы сборники стихов «Снежный час» (1936), «В венке из воска» (1938): в альманахе «Круг» опубликованы отрывки из романа «Домой с небес» (2-й части задуманной трилогии), написанного, по словам В.Яновского, «бурной, размашистой лирической прозой большого поэта, со всеми преимуществами и недостатками такой манеры от Андрея Белого до Пастернака включительно». По рукописи оба романа были впервые изданы в Петербурге в 1993; 3-я, незавершенная часть, не издана. Последний сборник стихов «Дирижабль неизвестного направления» вышел в 1965. На рубеже 20-30-х П. принимался критикой как заметная фигура поэзии русской эмиграции. В стихах его много боли и тревоги, ощущения дисгармонии с окружающим миром. О себе он писал: «Мы, лирические поэты, поэты субъективного, всегда останемся несозвучными эпохе, и люди правильно делают, когда загоняют нас в подполье или доводят до дуэлей или самоубийства».
Несмотря на признание участниками литературных собраний эмиграции («Зеленая лампа», «Числа», «Кочевье»), П. не смог избавиться от чувства одиночества, которое толкало его в нездоровую среду «псевдоинтеллектуальных нищих» (по определению Г.Газданова), с которыми его роднила лишь житейская неустроенность. Доверчивый и непрактичный в жизни, П. часто становился жертвой человеческой непорядочности. Погиб, приняв, по-видимому, слишком большую дозу наркотика. Похоронен на кладбище в Иври, затем прах перенесен на русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Безвременная кончина П. вызвала многочисленные отклики в эмигрантской печати, По мнению В.Ходасевича, П. был самым талантливым поэтом русской эмиграции.
Атмосфера дома, где собирался литературно-музыкальный кружок, и влияние старшей сестры способствовали проявлению поэтических способностей П. Воспитывался гувернерами, провел несколько лет с матерью в Швейцарии и Италии, затем до 1917 учился во французском лицее в Москве. В 1918 уехал с отцом в Крым, здесь состоялся его литературный дебют - публикация стихотворения «Герберту Уэллсу» в симферопольском альманахе «Радио», С ноября 1920 П. в эмиграции: на острове Принсипо, в Константинополе, с мая 1921 в Париже. В 1922 несколько месяцев обучался живописи в Берлине; современники отмечали влияние живописи, в частности, М.Шагала на поэзию П. По возвращении в Париж поступил на историко-филологический факультет Сорбонны. В 1925 в кафе «Ла Болле» впервые в эмиграции выступил с чтением своих стихов, в 1928 четыре стихотворения П. были опубликованы в журнале «Воля России» (№ 2).
Печатался также в журналах «Вся Россия», «Звено», «Числа», в сборнике Союза молодых писателей в Париже (1929). Автор определения «парижская нота» (в эмигрантской поэзии). Участник выставки произведений изобразительного искусства русских и французских писателей (1932-33).
В 1931 вышла единственная прижизненная книга стихов П. «Флаги» (ок.
90 стихотворений). В журнале «Встречи» (1934) публиковались главы из романа-исповеди «Аполлон Безобразов», над которым П. работал с 1926.
Посмертно были изданы сборники стихов «Снежный час» (1936), «В венке из воска» (1938): в альманахе «Круг» опубликованы отрывки из романа «Домой с небес» (2-й части задуманной трилогии), написанного, по словам В.Яновского, «бурной, размашистой лирической прозой большого поэта, со всеми преимуществами и недостатками такой манеры от Андрея Белого до Пастернака включительно». По рукописи оба романа были впервые изданы в Петербурге в 1993; 3-я, незавершенная часть, не издана. Последний сборник стихов «Дирижабль неизвестного направления» вышел в 1965. На рубеже 20-30-х П. принимался критикой как заметная фигура поэзии русской эмиграции. В стихах его много боли и тревоги, ощущения дисгармонии с окружающим миром. О себе он писал: «Мы, лирические поэты, поэты субъективного, всегда останемся несозвучными эпохе, и люди правильно делают, когда загоняют нас в подполье или доводят до дуэлей или самоубийства».
Несмотря на признание участниками литературных собраний эмиграции («Зеленая лампа», «Числа», «Кочевье»), П. не смог избавиться от чувства одиночества, которое толкало его в нездоровую среду «псевдоинтеллектуальных нищих» (по определению Г.Газданова), с которыми его роднила лишь житейская неустроенность. Доверчивый и непрактичный в жизни, П. часто становился жертвой человеческой непорядочности. Погиб, приняв, по-видимому, слишком большую дозу наркотика. Похоронен на кладбище в Иври, затем прах перенесен на русское кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Безвременная кончина П. вызвала многочисленные отклики в эмигрантской печати, По мнению В.Ходасевича, П. был самым талантливым поэтом русской эмиграции.
Источник: Энциклопедия Русской эмиграции