Попов Александр Протогенович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Попов Александр Протогенович

Попов (Александр Протогенович) - архитектор-археолог (1827 - 1887). По окончании курса в Московском архитектурном училище дворцового ведомства, был несколько лет преподавателем перспективы и орнаментов в этом заведении; избрав своей специальностью древнее зодчество, он приобрел себе известность постройкой и реставрацией ряда зданий и церквей, преимущественно в Москве. Как член Московского археологического общества, принимал деятельное участие в его трудах. Ему принадлежат статьи: "Сведения о времени построения и архитектурных особенностях церкви Николая Чудотворца, что в Мясниках в Москве" ("Труды Московского Археологического Общества", т. Х), "О Звенигородском Успенском соборе" (ib., т. XI).

Источник: Биографический словарь. 2008

Попов, Александр Протогенович

архитектор; род. в Волоколамске 17-го апреля 1827 г., ум. в Москве 21-го сентября 1887 г.; 14-го августа 1839 г. он был отдан в Московское Дворцовое Архитектурное Училище, где с успехом окончил курс и 24-го октября 1849 г. удостоен был звания архитекторского помощника старшего класса с оставлением при училище, а 21-го августа 1852 г., уволенный от должности архитекторского помощника, назначен был там же старшим учителем черчения, перспективы и рисования орнаментов и с 1-го ноября 1855 г. определен, сверх того, преподавателем архитектуры в Училище Живописи и Ваяния и архитектором при доме этого училища; 22-го декабря 1859 г. П. был утвержден в звании архитектора, а при упразднении Московского Дворцового Училища в 1861 г. остался преподавателем в Училище Живописи, Ваяния и Зодчества. Кроме того, 27-го января 1871 г. он был назначен архитектором при Московской Городской Думе. К концу службы П. имел чин действительного статского советника, полученный им в 1884 г.


Практическая деятельность Попова была и обширна, и разнообразна, не ограничиваясь только составлением проектов и возведением жилых или доходных домов, но захватывала и реставрацию древних русских памятников и сооружение новых зданий в стиле былых времен. Первым, кто увлек его занятиями и изучением древнерусского искусства, еще в бытность его воспитанником старших классов Архитектурного Училища, был директор этого училища, известный археолог-архитектор Ф. Ф. Рихтер, в то время занимавшийся изданием "Памятников древнего русского зодчества", для которого ему снимали и измеряли памятники лучшие из старших учеников училища; в числе таковых и Попов был командирован во Владимир, в Суздаль и в Ростов, и эта поездка возбудила в нем интерес и любовь к родной старине, которой он не переставал потом интересоваться до самой смерти. Впоследствии большое влияние имел на него также граф А. С. Уваров. "Я очень, очень благодарен ему, читаем мы в записках Попова: он многому меня научил, даже своим примером, ибо надо видеть, с каким усердием, с какой внимательностью он сам работает для русской науки".


Как практик-архитектор, Попов начал свою деятельность вскоре же по окончании курса. Первой его постройкой была церковь в имении князя Четвертинского "Филимонки", по проекту архитектора Козиха; затем, ему принадлежат постройки, уже по собственным проектам, в имении графа A. С. Уварова "Поречье" и в имении H. A. и В. П. Медведниковых. При постройке Московско-Рязанской железной дороги он заведовал архитектурным отделом и построил Московский вокзал, по проекту профессора архитектуры Кузьмина. По его проекту и под его наблюдением произведена постройка Александровских казарм в Москве, считающихся специалистами образцовыми, по их расположению и удобству. Как архитектор-археолог, он заведовал реставрацией церкви Никиты Мученика, что за Яузою, в Москве; заведовал перестройкой и приспособлением дома Московского Археологического Общества, некогда принадлежавшего Малюте Скуратову и сохранившего много характерных особенностей XVI-го века. Наконец, последним его трудом, окончательно упрочившим за ним славу прекрасного знатока древнерусского зодчества, была внутренняя отделка первых зал Императорского Российского Исторического Музея, замечательная тем, что все их детали строго выдержаны в стиле, соответствующем той эпохе, которой посвящена каждая из них, и вполне ясно и наглядно передают наиболее характерные черты данной эпохи.


Кроме этих работ, во время коронации Императора Александра II он много работал для "Русского Художественного Листка" Тимма, исполняя с натуры перспективные виды Успенского собора, Грановитой палаты, Большого Кремлевского Дворца и других московских зданий.


Как человек, это была светлая, отзывчивая личность, и все знавшие его сохранили о нем самые приятные воспоминания.


Дела Московского Художественного Общества, №№ 80, 144, 246 и 461; Собственноручные записки А. П. Попова, любезно доставленные автору сыном художника, В. А. Поповым; личные воспоминания брата художника Алексея Протогеновича Попова, устно сообщенные автору; "Древности" (Труды Моск. Археолог. Общества), 1890 г., т. XIII; "Историческая записка о деятельности Императорского Московского Археологического Общества за первые 25 лет существования". М. 1890 г., стр. 291—293.


А. Новицкий.


{Половцов}





Попов, Александр Протогенович


— архитектор-археолог (1827—1887). По окончании курса в Московском архитектурном училище дворцового ведомства, был несколько лет преподавателем перспективы и орнаментов в этом заведении; избрав своею специальностью древнее зодчество, он приобрел себе известность постройкой и реставрацией ряда зданий и церквей; преимущественно в Москве. Как член московского археологического общества, принимал деятельное участие в его трудах. Ему принадлежат статьи: "Сведения о времени построения и архитектурных особенностях церкви Николая Чудотворца, что в Мясниках в Москве" ("Труды Моск. Археол. Общества", т. X), "О Звенигородском Успенском соборе" (ib., т. XI).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008