Попов Андрей Александрович

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ПОПОВ Андрей Александрович
[22. 9(4.10). 1821 — 6(18). 3. 1898, Санкт-Петербург], русский кораблестроитель, адмирал (1891). Окончил Морской корпус. С 1838 служил на Черноморском флоте (командир парохода «Метеор» ). Активный участник Крымской войны 1853-1856, за боевые заслуги награжден двумя орденами. В 1856-1858 начальник штаба Кронштадтского порта. В 1858-1861 командовал отрядом кораблей на Тихом океане, в 1862-1864 командовал эскадрой Тихого океана, которую привел (в составе экспедиции русского флота) в Сан-Франциско во время гражданской войны между Севером и Югом в США. С 1865 занимался научной работой, по его проектам построены броненосец «Петр Великий», полуброненосные фрегаты «Генерал-адмирал» и «Герцог Эдинбургский», положившие начало строительству броненосных крейсеров, и другие корабли.

Источник: Русский военно-исторический словарь 2002

ПОПОВ Андрей Александрович
(22 сент. 1821, Санкт-Петербург - 6 марта 1898)—адмирал Рос. Императорского военно-мор. флота, учёный, кораблестроитель. Род. в семье кораблестроителя ген.-майора А.А. Попова. Оконч. Морской корпус, служил на кораблях Балтийского флота. В 1838 в чине мичмана переведён на Черноморский флот. Занимал командные должности, включая командование одним из первых вооружённых пароходов Черноморского флота. За боевые заслуги во время Крымской войны 1853-56 награждён двумя орденами и Золотым оружием.
В 1863-64, командуя рус. Тихоокеанской эскадрой, посетил Сан-Франциско для оказания помощи северянам в случае возможного вмешательства Великобрит, и Франц, в Гражданскую войну 1861-65 на стороне Юж. Конфедерации. Командовал рус. эскадрой в составе: корветы «Богатырь» (командир — капитан II ранга П.А. Чебышев), «Рында» (командир — лейтенант В. Басаргин), «Новик» (командир — капитан-лейтенант К.Г. Скрыплев) и клипера «Абрек» (командир — капитан II ранга К.П. Пилкиин), «Гайдамак» (командир — капитан-лейтенант А.А. Пещуров); «Калевала» (командир капитан- лейтенант Ф. Желтухин). Во время пребывания эскадры П. в Сан-Франциско в городе вспыхнул бунт, начались пожары. Команды рус. моряков были спущены на берег и принимали участие в наведения порядка. Много занимался вопросами кораблестроения. Создатель первых бронированных кораблей с мощной нарезной арт., превосходивших аналогии, англ, и франц. корабли. Адмирал (1891).
Лит. Азаров П., Фёдоров М. К 150-летию со дня рождения адм. А.А. Попова // Часовой (Брюссель). 1972. Апр. № 550. С. 6-7; Тарсаидзе А.Г. К 90-летнему юбилею прибытия русских эскадр в Америку, 1863-1953 // Мор. записки (Нью- Йорк). 1953. Нояб. Т. XI. № 3. С. 11-23

Источник: Русские в Северной Америке. Биографический словарь.

Попов Андрей Александрович

Попов (Андрей Александрович) - известный адмирал (1821 - 1898). По окончании курса в морском кадетском корпусе, Попов начал службу в 32-м флотском экипаже, в котором оставался до 1853 г., когда был командирован в Константинополь для собрания сведений о вооружении Босфора и близлежащих к нему укрепленных мест по Черному морю и Дунаю до Рущука. Во время Крымской кампании Попов крейсерствовал по Черному морю (уничтожил шесть неприятельских судов), на пароходе "Тамань" прорвался из Севастополя через неприятельский флот и прибыл в Одессу; в период обороны Севастополя Попов состоял при адмиралах Нахимове и Корнилове для исполнения разных поручений и участвовал в устройстве бона для преграждения неприятелю входа в Севастопольский рейд, снарядил два брандера и приспособил морскую артиллерию с потопленных кораблей к сухопутным укреплениям. Начав кампанию капитан-лейтенантом, Попов закончил ее в чине капитана 1 ранга; назначенный флигель-адъютантом (1855), Попов был командирован с театра военных действий в Кронштадт, Выборг, Свеаборг и другие укрепленные порты побережья Балтийского моря. В 1876 году Попов - член адмиралтейств-совета, в 1877 году - начальник штаба эскадры, в 1891 году - адмирал. В истории русского военного судостроения Попов занимает видное место как один из сотрудников великого князя Константина Николаевича в создании броненосного и крейсерского флота. Хотя как строевой офицер Попов и не был специалистом по кораблестроению, но весьма интересовался этим делом, ознакомившись с ним сперва через своего отца - одного из выдающихся корабельных инженеров (см. Александр Андреевич Попов ), затем в Англии, где нашел сочувствие в лице главного кораблестроителя английского флота - Рида. Активное участие в русском судостроении Попов начал принимать сперва в 1856 г. в качестве совещательного члена кораблестроительного комитета, причем ведал постройкой деревянных винтовых клиперов, затем в 1870 г. - в качестве члена кораблестроительного отделения морского технического комитета. Под его руководством построены: броненосец "Петр Великий", поповки (см.) "Новгород" и "Вице-адмирал Попов", императорская яхта "Ливадия" и несколько клиперов смешанной системы и корветов с бортовой броней. Обладая непреклонной волей, Попов в своих идеях доходил до увлечения, стоившего России довольно дорого, именно - к постройке поповок, которые в основе своей имели несомненно правильную мысль, но неудачные лишь из-за того, что эта мысль была осуществлена в самом крайнем пределе; также неудачна оказалась и яхта "Ливадия", напоминавшая по идее поповку (длина 235 минут, ширина 153 минуты, углубление 8 минут, водоизмещение 4400 тонн); по своей конструкции яхта представляла целый плавучий дворец, очень удобный по внутреннему размещению, но по мореходным качествам была не вполне удовлетворительна, так как широкая форма корпуса требовала большую силу машины (до 13000 JHP для 15 узлов; у судов обыкновенной конструкции понадобилось бы не более 8000 - 9000), кроме того плоское днище оказалось слишком слабо при обыкновенной системе набора. Более удачными оказались другие суда, менее отступавшие от общепринятой конструкции: проектированный по его идее башенно-брустверный броненосец "Петр Великий", бывший в свое время (1878) одним из наиболее сильных военных судов; клипера смешанной системы, осуществившие идею небольшого крейсера для дальнего плавания; корветы "Генерал-адмирал" и "Герцог Эдинбургский", представлявшие собой бронированные рангоутные крейсера. Попов также немало поработал в качестве члена совета торговли и мануфактур, в котором состоял с 1868 г., и в течение многих лет принимал деятельное участие в делах общества для содействия русской промышленности и торговли, председательствуя в первом (распорядительном) отделении общества. Его биография и портрет в издании А.О. Баумана "Русские современные деятели" (т. 1, Санкт-Петербург, 1876).

Источник: Биографический словарь. 2008

Попов, Андрей Александрович

— извеcтный адмирал (1821—1898). По окончании курса в Морском кадетском корпусе, П. начал службу в 32-м флотском экипаже, в котором оставался до 1853 г., когда был командирован в Константинополь для собрания сведений о вооружении Босфора и близлежащих к нему укрепленных мест по Черному морю и Дунаю до Рущука. Во время Крымской кампании П. крейсерствовал по Черному морю (уничтожил шесть неприятельских судов), на пароходе "Тамань" прорвался из Севастополя через неприятельский флот и прибыл в Одессу; в период обороны Севастополя П. состоял при адмиралах Нахимове и Корнилове для исполнения разных поручений и участвовал в устройстве бона для преграждения неприятелю входа в Севастопольский рейд, снарядил два брандера и приспособил морскую артиллерию с потопленных кораблей к сухопутным укреплениям. Начав кампанию капитан-лейтенантом, П. закончил ее в чине капитана 1 ранга; назначенцый флигель-адъютантом (1855), П. был командирован с театра военных действий в Кронштадт, Выборг, Свеаборг и другие укрепленные порты побережья Балтийского моря. В 1876 году П. — член адмиралтейств-совета, в 1877 году — начальник штаба эскадры, в 1891 году — адмирал. В истории русского военного судостроения П. занимает видное место, как один из сотрудников вел. кн. Константина Николаевича в создании броненосного и крейсерского флота. Хотя, как строевой офицер, П. и не был специалистом по кораблестроению, но весьма интересовался этим делом, ознакомившись с ним сперва через своего отца — одного из выдающихся корабельных инженеров (см. Александр Андреевич П.), затем в Англии, где нашел сочувствие в лице гдавного кораблестроителя английского флота — Рида. Активное участие в русском судостроении П. начал принимать сперва в 1856 г., в качестве совещательного члена кораблестроительного комитета, причем ведал постройкой деревянных винтовых клиперов, затем в 1870 г., в качестве члена кораблестроительного отделения морского технического комитета. Под его руководством построены: броненосец "Петр Великий", поповки (см.) "Новгород" и "Вице-Адмирал Попов", императорская яхта "Ливадия" и несколько клиперов смешанной системы и корветов с бортовой броней. Обладая непреклонной волей, Попов в своих идеях доходил до увлечения, стоившего России довольно дорого, именно — к постройке поповок, которые в основе своей имели, несомненно, правильную мысль, но неудачные лишь из-за того, что эта мысль была осуществлена в самом крайнем пределе; так же неудачна оказалась и яхта "Ливадия", напоминавшая по идей поповку (дл. 235´, шир. 153´, углубл. 8´, водоиз. 4400 тонн); по своей конструкции яхта представляла целый плавучий дворец, очень удобный по внутреннему размещению, но по мореходным качествам была не вполне удовлетворительна, так как широкая форма корпуса требовала большую силу машины (до 13000 JHP для 15 узл.; у судов обыкновенной конструкции понадобилось бы не более 8000 — 9000), кроме того плоское днище оказалось слишком слабо при обыкновенной системе набора. Более удачными оказались другие суда, менее отступавшие от общепринятой конструкции: проектированный по его идее башенно-брустверный броненосец "Петр Великий", бывший в свое время (1878) одним из наиболее сильных военных судов; клипера смешанной системы, осуществившие идею небольшого крейсера для дальнего плавания, корветы "Генерал-Адмирал" и "Герцог Эдинбургский", представлявшие собой бронированные рангоутные крейсера. П. также немало поработал в качестве члена совета торговли и мануфактур, которым состоял с 1868 г., и в течение многих лет принимал деятельное участие в делах общества для содействия русской промышленности и торговли, председательствуя в первом (pacпopядитeльнoм) отделении общества. Его биография и портрет в издании А. О. Баумана: "Русские современные деятели" (Т. 1, СПб., 1876).


{Брокгауз}





Попов, Андрей Александрович



(1821—1898) — извест. адм-л. Окончив курс в мор. корпусе, гардемарином флота плавал в Балт. море до 1838 г., когда с произв-вом в мичманы переведен в Черном. флот; в 1839 г. был в десанте при занятии Псезуапе и плавал на разн. кораблях в Черн. море. В 1853 г., назначенный командующим парохода "Метеор", П. успешно выполнил поручение, собрав сведения об укреплениях Босфора и зап. берегов Черн. моря до Рущука. Произв-ный в кап.-лейт., назначен состоять для особ. поручений при адм. Корнилове, а затем Нахимове. С началом Вост. войны в 1854 г. уничтожил в крейсерстве по Черн. морю б тур. купеч. судов, после чего на пароходе "Тамань", прорвав блокаду Севастополя и потопив еще 1 тур. судно, прибыл в Одессу. Вернувшись в Севастополь к 15 снт., устроил бон для преграждения неприятелю входа на рейд, снарядил 2 брандера, построил пристани, организовал перевозочные средства и приспособил снятую с судов артиллерию для постановки на сухоп. фронт, после чего заведовал артиллер. снабжением всей оборонит. линии. 7 окт. 1854 г. контужен в голову; в том же году награжд. орденами святой Анны 2 степени и святого Владимира 4 степени, зол. оружием и произведен за отличие в кап. 2 ранга, а с окончанием войны назн. флигель-адъютантом и командующим 32-м флотск. экипажем. В 1856 г. ему поручено завед-ние постройкой 6 винт. клиперов в Архангельске, которые он привел в Кронштадт и затем построил 14 винт. корветов и 6 клиперов. Одновр-но П. несет обяз-ти начальника штаба Кроншт. порта, а в 1858 г. получает командование отрядом из корветов "Рында" и "Гридень" и клипера "Опричник", отводит этот отряд в Тих. океан и остается там до 1861 г., когда его назначают членом мор. учен. и кораблестроит. комитетов с произв-вом в контр-адмиралы. Но уже в 1862 г. П. получает командование эскадрой Тих. океана. В 1863—1864 гг. он участвует со своей эскадрой в т. н. американской эксп-ции, после которой сдает командование эскадрой и возвращается в Кронштадт. Командированный в 1865 г. за границу для осмотра нововведений в области судостроения и артиллерии, П. со свойств-м ему увлечением отдается новой специальности — кораблестроению. По возвращении в Россию он занимается подвод. делом и производит опыты с погружающейся лодкой; затем снова уезжает за границу, совершает плавание на мониторе Сев.-Амер. Соед. Штатов "Миантономо" и, вернувшись, добивается постройки по составленным им чертежам монитора "Крейсер" (впоследствии перестроен и плавает под именем учебн. судна "Петр Вел."). В 1868 и 1869 гг., после новой команд-ки для ознакомления с новостями загранич. судостроения, П. представил чертежи броненосн. фр-тов "Герцог Эдинбургский" и "Генерал-Адмирал" и занялся разработкой проектов кругл. судов, в расчете сделать их неуязвимыми для снарядов, попавших в корпус под углом; построенные по его проектам поповки "Вице-Адмирал Попов" и "Новгород" оказались неудачными, точно так же, как и Имп. яхта "Ливадия", приведенная им из Англии и переименованная в "Опыт". В 1872 г. П. был произведен в вице-адмиралы и назн. состоять при особе генерал-адм-ла, затем назн. председ-лем кораблестроит. отдела мор. техн. комитета и в 1876 г. — чл. адмиралтейств-сов., в 1891 г. произв. в адм-лы. Имя П. тесно связано с эпохой корен. преобраз-ний, начавшихся во флоте после Вост. войны. Вышедший из замечат. практич. школы черномор. моряков Лазарева и Корнилова, П. обладал редкой способ-стью, при кач-вах истин. моряка, быстро усваивать дух новейш. треб-ний, предъявляемых жизнью, и так же быстро овладевать средствами современ. техники. Это создало П. огром. популяр-ть во флоте. Выделенный из среды даже таких выдающихся моряков, как Г. И. Бутаков, Шестаков и др., П. явился ближайш. сотрудником Вел. Кн. Константина Николаевича по возрождению рус. флота после несчастн. войны, а в кач-ве начальника отряда и эскадры наших судов на Д. Востоке приобрел исключит. популяр-ть не только во флоте, но и в России. Прилагая все усилия к тому, чтобы возбудить и развить в своих подчиненных прочную любовь к морю и мор. делу вообще, он создал такую же школу рус. моряков, как до него адм. Грейг и Лазарев, а в Балт. море — Бутаков. Горячий и нетерпеливый служака, он был настоящ. "грозным адм-лом", талантливо воспетым К. М. Станюковичем в его мор. рассказах: забывая себя, он требовал и от окружающих сослуживцев забвения своих личн. интересов для пользы дела. Но наряду с этим П. привлекал подчиненных редкой отзывч-стью к их положению, ко всему высокому, добротой своего благородного сердца, широкими горизонтами замечательного ума и искренностью увлечения. Умер в 1898 г. Как человек, П. отличался нетерпеливым, нервным характером, резкость которого смягчалась, однако, терпимостью к чужим мнениям. (Общ. морск. список, Ч. XI; Сб. "Современная Россия". СПб., 1890).


{Воен. энц.}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008