Попова
(урожд. Попова; сцен псевд. Майкова; по мужу Каблукова) (1837—1874) — арт. оперы (сопрано). В 1856—59 обучалась пению в Петерб. театр. уч-ще (кл. Ф. Риччи). В 1859—62 с большим успехом выступала на сцене Петерб. оперы.
1-я исп. партий: в Петербурге — Леоноры ("Трубадур"); на рус. сцене — Джильды ("Риголетто", на итал. яз.). Др. партии: Адина, Матильда. Партнеры: В. М. Васильев, П. Гумбин, Д. Леонова, Ф. Мео, И. Сетов.
Лит.: Борисоглебский М. Прошлое балетного отделения Петербургского театрального училища. — Л., 1938. Т. 1. С. 376.
Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008
ПОПОВА
Любовь Сергеевна (1889, имение Красновидово, близ Звенигорода – 1924, Москва), русский живописец, график, дизайнер; представительница авангардизма. Обучалась в студии С. Ю. Жуковского (1907), в Школе рисования и живописи К. Ф. Юона и И. О. Дудина (1908–09), в студии «La Palette» у А. Ле Фоконье, А. Сегонзака и Ж. Метценже в Париже (1912–13). В 1916–17 гг. – член общества «Супремус», в 1920-е гг. – активный участник «производственной группы» объединения Левый фронт искусства (ЛЕФ). В 1920–23 гг. преподавала во Вхутемасе.
Творчество Поповой обнаруживает черты соприкосновения с кубизмом, футуризмом, супрематизмом, конструктивизмом. В период становления (кон. 1900 – нач. 1910-х гг.) работает в традиционных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт), в которых чувствуется влияние сезаннизма, а отчасти – и кубизма. В своих новаторских работах художница ищет гармонию, равновесие форм и цветовых пятен, выявляя конструкцию изображаемых фигур и предметов («Этюд натурщицы», «Композиция с фигурами», «Человек + воздух + пространство»; все – 1913; «Портрет философа», «Кувшин на столе»; оба – 1915; «Бакалейная лавка», 1916). Поиски художественной выразительности завершаются программным отказом от предметности, переходом к созданию картин, состоящих из взаимодействующих и контрастирующих друг с другом цветовых плоскостей в живописно-пластическом пространстве (цикл «Живописная архитектоника», 1916–18). Попова решает в них исключительно живописные задачи, отказываясь от узнаваемости форм, переходя от изображения реальности к ее пересозданию. В 1920-х годах в станковых произведениях усиливается динамичность, выявляется дугообразное и спиралевидное движение форм и линий, возрастает напряженность цветового звучания («Пространственно-силовые построения», 1921–22).
После участия в выставке «5х5=25» (1921) Попова, разделяя взгляды «производственников» из ЛЕФа, отказалась от станкового искусства и полностью переключилась на «производственные формы» художественного творчества: театральные постановки в конструктивистском стиле (декорации и костюмы к комедии-фарсу Ф. Кроммелинка «Великодушный рогоносец» в постановке В. Э. Мейерхольда, 1922), полиграфию, создание рисунков для текстиля и моделей одежды.
Попова – одна из значительных фигур русского авангарда, обладавшая ярким живописным дарованием и декоративным чутьем, вписавшая своеобразную страницу в историю русского искусства 20 в.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007