одно из главных направлений (наряду с беспоповцами) в старообрядчестве. Возникло в середине 20-х гг. 17 в. Признавали таинство священства и церковную иерархию. Для богослужения использовались перекрещенные священники, перебегавшие к старообрядцам из официальной церкви. В конце 17-1-й половине 18 вв. в основном проживали в Нижегородском крае, на Дону, в Стародубьс. В 19 в. центром П. стала община Рогожского кладбища в Москве. Часть П. пошла на компромисс с официальной церковью, образовав в 1801 единоверческую церковь (сохраняла старые обряды, но подчинялась Синоду). В 1846 возникла Белокриницкая иерархия, не признавшие ее беглопоповцы образовали Древлеправославную церковь с центром в г. Новозыбков Брянской области.
ПОПОВЦЫ
ПОПОВЦЫ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
ПОПОВЦЫ
сторонники одного из направлений в старообрядчестве, поповщины. Объединяет ряд толков и согласий, признающих священство, совершение таинств и треб, а также наличия православной церковной иерархии. В отличие от беспоповцев рассматривали никонианскую церковь и ее духовенство только как ересь, а не как «видимость храма», порожденную антихристом. Первоначальной формой поповства являлось бегпопоповство. Крупные центры старообрядчества: Керженец, Стародубье, Ветка, Иргиз и Рогожское кладбище в Москве. Разногласия с православной церковью сводились к обрядовой стороне и не касались основ вероучения. В начале XVIII в. возникло Дьяково согласие на р. Керженце. Это привело к расколу и образованию нового согласия — перемазанцев с центром на Рогожском кладбище в Москве. В 20-х гг. XIX в. в Стародубье оформилось Лужково согласие, признававшее истинным только тайное священство, независимое от гражданских и церковных властей. В 1846 г. возникла Белокриницкая иерархия. Ее признала рогожская община перемазанцев в Москве, куда и был перенесен духовный центр иерархии. Заняла ведущее положение и стала называться Старообрядческой архиепископией Московской и всея Руси. Беглопоповские толки, не признавшие руководство этой иерархии, образовали в 1923 г. свою иерархию во главе с архиепископом и духовным центром в г. Новозыбкове Брянской области. Как разновидность поповщины в разное время возникли единоверческая церковь и Беловодская иерархия.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998