псевд. В.М., М.Р., Н.Е.Розов, М.Самборский, С.Р.Г., Старый профессор) (25.7.1866, Одесса 30.3.1944, София) - историк и филологславист. Из семьи протоиерея и духовного писателя, родственник А. и Г.Флоровских. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1889), специализировался по кафедре славянской филологии, был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. До 1891 преподавал русский язык в Одесском коммерческом училище, затем после сдачи магистерских экзаменов - приват-доцент Новороссийского университета, с 1896 одновременно заведующий Публичной библиотекой Одессы, в течение нескольких лет секретарь Одесского общества истории и древностей. В 1894 защитил в Одессе магистерскую диссертацию «Из истории литературной деятельности в Сербии XV века: «Книга царств» в собрании рукописей библиотеки Императорского Новороссийского университета» (Одесса, 1894); в 1899в Харькове - докторскую диссертацию «Синодик царя Борила» (Одесса, 1897-99, тт. 1-2). С 1908 экстраординарный, с 1910 ординарный ис 1916 заслуженный профессор Новороссийского университета по кафедре славянской филологии.
Эмигрировал в 1919 в Болгарию. В 192041 профессор истории русской литературы, с 1939 почетный доктор Софийского университета.
Член-корреспондент (с 1923) и академик (с 1941) Болгарской Академии наук. Действительный член Болгарского археологического института (с 1928) и Македонского научного института в Праге (с 1934).
Ранние работы П. посвящены широкому кругу вопросов средневековой истории и культуры западных, южных и восточных славян; некоторые удостоились благожелательных отзывов крупнейших ученых и деятелей культуры. До 1917 занимался также историей Новороссийского края, писал статьи по вопросам педагогики. С конца XIX в. разрабатывал проблемы болгарской истории, исследовал памятники древнеболгарской письменности. В 1896 впервые посетил Болгарию в связи с работой над докторской диссертацией, затем принимал участие в исследованиях, предпринятых на территории Болгарии Русским археологическим институтом в Константинополе, неоднократно работал в болгарских архивах и библиотеках.
Наибольший вклад в болгаристику внес изданием и исследованием источников по истории богомильства, библиографическими работами по кирилло-мефодиевской проблематике, трудами по истории болгарского Возрождения. Эти направления творчества определились в России; в годы эмиграции лишь продолжал сбор материалов, более солидно фундировал выводы, развивал высказанные ранее взгляды. В Болгарии им подготовлены новые издания источников по истории богомильства - переработанная публикация «Синодика царя Борила» с исследованием об этом памятнике (София, 1928) и аналогичная переработка вышедшего впервые в 1909 издания «Слова на еретики...» Козмы Пресвитера (Козма Пресвитер, болгарский писатель Х в. София, 1936). Эти труды П., по оценкам позднейших исследователей, имели фундаментальный характер.
Издание «Слова на еретики...», в частности, решило «многие вопросы изучения деятельности Козмы Пресвитера» и было в середине 1930-х «высшим достижением в этой области» (Л.Лаптева).
При работе над книгой «Козма Пресвитер» П. пользовался не только собранными самостоятельно материалами, но и выписками, различными справками оставшегося в России слависта Г.Ильинского, с которым оживленно переписывался и которому оказал большую помощь в издании труда «Опыт систематической кирилломефодиевской библиографии». После ареста Ильинского довел до конца печатание «Опыта...» (изд. София, 1934) и опубликовал (совм. с С.Романским) его продолжение - «Кирилломефодиевска библиография за 1934-1940 год» (София, 1942); эта книга завершила серию трудов П. о Кирилле и Мефодии, начатую еще в 1890-х в России.
В начале XX в. в России и Болгарии выходили исследования П. по истории болгарского Возрождения, написанные по материалам архивов Одессы, Кишинева, Петербурга, Варшавы, Москвы. В них приведены новые материалы о Браильском восстании 1842 под руководством Г.Раковского, исследовалась история болгарских колоний в России, рассматривались вопросы развития болгарской духовной культуры, характеризовались проживавшие в России деятели болгарского Возрождения. В эмиграции П.
опубликовал еще свыше 30 статей по данной тематике, сосредоточившись, главным образом, на выяснении роли России в возрождении болгарской культуры и освобождении Болгарии от османского ига. Он стремился также показать роль писателей, просветителей, ученых Болгарии и России (И.Вазова, В.Гаршина, Н.Герова, Н.Гоголя, Ф.Достоевского, В.Палаузова и др.) в болгарском Возрождении и в поддержке Болгарии в борьбе за независимость.
П. активно работал в эмиграции как публицист и популяризатор. Он выступал со статьями об эволюции идеи «славянской взаимности» после русской революции 1917, заявлял о необходимости создания в будущем славянской федерации с участием посткоммунистической России. Ему принадлежат обзоры творчества русских писателей XIX в., работы, знакомящие русских беженцев с болгарской культурой и некоторыми событиями общекультурного значения. В русской эмигрантской и болгарской печати появился также ряд статей П. о жизни и деятельности работавших в России славистов прошлого и настоящего - М.Погодина (1925), Ф.Успенского (1928), Ю.Венелина (1929), А.Соболевского (1930), основанных и на личных впечатлениях. «М.Г.Попруженко, хотя он и не болгарин по рождению, до настоящего времени остается весьма деятельным болгарским ученым, имеющим выдающиеся заслуги в изучении древнеболгарской литературы и болгарского Возрождения», - писали в 1939 видные болгарские филологи и историки - академики С.Романский, Ю.Трифонов, П.Мутафчиев. Деятельность П. оставила значительный след как в болгарской, так и в русской науке.