Порфира

Найдено 12 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

порфира
Лк 16.19; От 17.4; 18.12,16)-дорогая одежда, выкрашенная в темно-багровый или темно-красный цвет. (См. багряница)

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Порфира
пурпурная бархатная мантия монарха, отделанная мехом горностая, с очень широким висячим горностаевым воротником, завязанная золотыми шнурами с кистями. Использовалась при коронации.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

ПОРФИРА
пурпурный — пурпурная мантия монарха.
ПОСАД - в русских княжествах X-XVI вв. торгово-промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города. Иногда делились на слободы и сотни. Кроме того, небольшие поселки городского типа в Российской империи.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Порфира
особая, украшенная пурпуром (багрянцем) палата Большого императорского дворца в Константинополе, где рожали византийские императрицы. Порфирородными (Багрянородными) назывались дети императоров, рожденные в Порфире. Пурпурный цвет в Византии был символом царской власти. Новорожденных царских детей обычно заворачивали в пурпурные пеленки.

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Порфирий
(род. ок. 233 в Тире, ум. ок. 300 в Риме), греч. философ, ученик и биограф Плотина, представитель неоплатонизма. П. расширил и прокомментировал учение Плотина. Его сочинения, среди них 15 книг против христиан, б. ч. утеряны. Его «Эйсагоге», т. е. «Введение» (в учение о категориях Аристотеля), в переводе Боэция дало толчок Ср.-век. спорам об универсалиях.

Источник: Словарь античности. 1989

ПОРФИРИЙ
232/233 — ок. 300) — греч. философ-идеалист, один из видных представит. неоплатонизма, ученик Плотина. Родом из г. Тира. Известен как популяризатор системы своего учителя и комментатор произв. Платона и преимущ. логич. соч. Аристотеля. Из многочисл. соч. П. большая часть погибла, сохран. только биография Плотина и Пифагора, трактат о категориях Аристотеля и нек-рые др.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ПОРФИРА
Лк 16:19), или пурпур. Пурпуровая краска, столь распространенная на Востоке, в древние времена была в большом употреблении в Вавилоне (Иер 10:9, Иез 23:15 и др.). Завеса храма и некоторые из священнических одежд были сделаны из материи, окрашенной в пурпуровую краску (Исх 25:4, 2Пар 3:14). Одежды царственных лиц и других важных особ делались также из пурпуровой материи (порфира; Суд 8:26, Есф 8:15, Дан 5:7, 16:29, 1Мак 10:20). Это обстоятельство еще более усиливало тягость оскорбления и насмешки над Спасителем, когда врага Его, во время производства суда, надели на Него багряницу (Ин 19:2-5). Многие частные лица, вельможи, богатые и знатные, для большей пышности облекались иногда в порфиру (Лк 16:19, 2Цар 1:24, Прит 30:22, 1Мак 4:23). Пурпуровая краска добывалась из сока известного рода раковин или улиток, которых находили в Средиземном море, а иногда из сока насекомого, водящегося в одном из видов дубовых деревьев (кошениль).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Порфирий (в миру Георгий Иванович Попов)

Порфирий (в миру Георгий Иванович Попов, умер в 1866 г.) - писатель, архимандрит, профессор по кафедре патристики в Московской духовной академии, потом настоятель русской посольской церкви в Риме. Главные его труды: "Святой Киприан, епископ карфагенский" ("Творение святых отцов", XV), "Об авторитете святых отцов" ("Прибавление к творчеству святых отцов", том XXII), "Жизнь святого Василия Великого" (в "Душеполезном Чтении", 1864 и отд.), "Жизнь святого Григория Богослова" ("Душеполезное Чтение", 1864), "Св. Григорий Нисский" ("Прибавление к творчеству святых отцов", том ХХ), "Святой Кирилл Александрийский" (там же, том XIII), "Жизнь святого Порфирия Газского" ("Душеполезное Чтение", 1863), "Об издании житий святых в хронологическом порядке" ("Чтения общества любителей духовного просвещения", 1869). О Порфирии см. "Православное Обозрение" (1866), "Странник" (1867), "Труды Киевской Академии" (1867).

Источник: Биографический словарь. 2008

Порфирий
232 - ок. 305)
   Греческий философ, ученик Лонгина и Плотина и издатель их трудов. Порфирий составлял также обширные комментарии к трудам греческих философов и к поэмам Гомера. "Введение" Порфирия к "Категориям" Аристотеля в латинском переводе Боэция в средние века служило стандартным учебником логики. Трактат Порфирия против христиан в 448 был предан проклятию и сожжен на костре, однако отрывки этого сочинения, демонстрирующие критический метод Порфирия, сохранились.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(232 - 304)
   рим. философ-неоплатоник (соч. на гр. яз.), ученик Плотина и издатель его трудов. Происх. из Тира (Финикия), руководил филос. школой в Риме. Комментировал соч. Платона и Аристотеля. П. - автор жизнеописания Плотина («Жизнь Плотина и порядок его сочинений»), комментариев к нек-рым из его кн., а также многочисл. соч. по риторике, грамматике, астрономии и математике. Соч. П. «Против христиан» - один из ранних образцов библейской критики. В логике с. именем П. связано т. н. «древо П.», иллюстрирующее иерархию родовых и видовых понятий. Гл. соч. П. «Подступы к умопостигаемому», содержит осн. положения его философии, к-рая во многом носит этич. характер: спасение души достигается путем ее очищения и отвращения от тела, возвращения к Уму (Нусу) и уподобления божеству. Приобщение к божеству происх. не пространственно и телесно, а в знании (гносисе). Знание Бога П. отождествлял с самопознанием, постижение своей сущности начинается с любви к самому себе. Сохраняя схему Единого у Плотина, П., в отличие от него, приписывал демиургические (творящие) функции не Уму, а высшей части Души. В иерархии бытия челов. душа занимает среднее место между Богом и телом; тяготея к высшему, но и легко склоняясь к низшему, душа обладает свободой воли в выборе пути. Она связана с телом не непосред., а в ряде частич. воплощений, первым из к-рых явл. «дух воображения», занимающий среднее место между чувством и умом.
   Ю.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ПОРФИРИЙ
   • Porphyr?us,

         ?????????, родился в Тире в 233 г. от Р. X., его собственное финикийское имя Малх (т. е. царь) перевел на греческий язык его учитель Лонгин, учивший его грамматике и риторике в Афинах, и с тех пор он постоянно носил это имя. Увлеченный Плотином, который тогда учил в Риме, он на 30-м году жизни отправился в Рим и слушал его 6 лет с величайшим усердием. Чтобы избавиться от тоски и меланхолии, в которые он впал, вероятно, вследствие своих напряженных занятий, и чтобы подкрепить свои силы, он отправился в Сицилию. Через 5 лет, поправившись и восстановив силы, он опять возвратился в Рим, где по смерти Плотина преподавал в его духе платоническую философию и объяснял сочинения Платона и Аристотеля; он написал также биографию Плотина. Замечательнейшим учеником его был Ямблих. В преклонных летах он еще женился на Марцелле, небогатой вдове с семью детьми, увлеченный ее любовью к философии, и умер в Риме около 70 лет от роду. Его многосторонняя ученость не только в философии, но и в грамматике, риторике, геометрии, арифметике и музыке, ясность изложения и правильность слога, его честное стремление и глубина философии признаются за ним и ценятся также его противниками, христианскими писателями, хотя он был враг христианства; впрочем, его философия, вытекающая из Платоновой, не имеет той оригинальности, а язык — той замечательной силы, какие мы видим у Плотина. Из его многочисленных сочинений большая часть, и притом самая замечательная, пропала; уцелели (и большею частью напечатаны вместе с родственными сочинениями; 1-е, 4-е и 6-е изданы A. Nauck´oм, 1860) следующие:

       1. ????????? ????, не совсем полное;

       2. ????? ???????? ???? ???? ???? ?????? ???? ??????? ??????? (перевел M?ller; перевод этот помещен перед переводом Плотина, I т., 1878);

       3. ???? ??? ?????? ??????????, sententiae ad intellegibilia ducentes;

       4. ????? ???????? ???? ????????, de abstinentia ab esu animalium;

       5. ????????? и ????? ??????? ???? ??????????, оба о категориях Аристотеля;

       6. ???? ????????? ????????;

       7. ???????? ??????? (изд. Schrader, 1880 сл.) и ????? ???? ??? ???????? ???? ??????? ´??????, аллегорическое объяснение места Ноm. Od. 13, 102-112;

       8. схолии к Гомеру.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский)

Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский, 1804 - 1885) - знаменитый археолог. Родом костромич; учился в костромской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии; принял монашество. Будучи настоятелем русской посольской церкви в Вене, он совершил свою первую ученую поездку - по Далматинскому побережью. В 1843 г. командирован на Восток для изучения нужд православия. После трехлетнего путешествия по Палестине и Сирии, во время которого он составил ценное собрание древних рукописей и книг, он был назначен начальником иерусалимской миссии и занимал эту должность до начала восточной войны. В 1858 г. он еще раз был командирован на Восток и пробыв там три года, вывез обширнейшую коллекцию древних книг и рукописей. Всего древних рукописей и книг на греческом, сирском, арабском, эфиопском, грузинском и других восточных языках, а равно рукописей церковно-славянских им собрано столько, что, по замечанию специалистов, "целой четверти столетия мало для простого их описания". Рукописи и книги эти в настоящее время составляют собственность отчасти Академии Наук, отчасти Императорской публичной библиотеки (см. "Краткий обзор рукописей преосвященства Порфирия, хранящихся в Санкт-Петербургской публичной библиотеке"). В 1865 г. Порфирий возведен в сан епископа чигиринского, викария киевской епархии; в 1878 г. назначен членом Синодальной конторы в Москве. Ему принадлежит честь открытия знаменитого синайского кодекса Библии IV века; он же нашел и издал четыре беседы Фотия, патриарха константинопольского (Санкт-Петербург, 1864). Важнейшие труды Порфирия: "Письмена Кинея Манафы на синайских утесах" (с 23 надписями египетскими и вавилонскими, Санкт-Петербург, 1857); "Вероучение египетских христиан (коптов)" (Санкт-Петербург, 1856); "Христианский Восток" (Египет и Синай - виды, очерки, планы и надписи, 1857); "Мнение о синайской Библии" (полемика с Тишендорфом, 1862); "Путешествие в Нитрийские монастыри в Ливии" (ряд статей в "Трудах Киевской Академии", 1868 - 1869); "Восток христианский. Абиссиния" (ряд статей в "Трудах Киевской Академии", 1866); "Богослужение абиссинцев" (там же, 1869); "Восток христианский. Сирия" (в "Трудах Киевской Академии", 1874 - 1875); "История Афона" (первоначально в "Трудах Киевской Академии", потом отд.); "Первое путешествие в афонские монастыри и скиты" (Киев, 1877 и Москва, 1881); "Стихотворные пииты" ("Труды Киевской Академии", 1878); "Проповедники в первых четырех патриархатах восточных и их проповеди" (там же, 1879); "Второе путешествие в афонские монастыри" (Москва, 1880); "Дионисий Ареопагит и его творения" (в "Чтениях Московского Общества Любителей Духовного Просвещения", 1885). Заслуживают внимания также работы Порфирия, хранящиеся в рукописях: окончание истории Афона, юридические акты афонских монастырей, путешествие по Италии, путешествие по Фессалии, "Едемские народы", исторические сношения церквей константинопольской, иерусалимской, антиохийской и александрийской с церковью русской и др., а в особенности "Богослужение константинопольской церкви" (здесь помещены многие чинопоследования, раньше совершенно неизвестные). Порфирий пожертвовал киевскому церковно-археологическому музею драгоценную, единственную в своем роде коллекцию древних икон, собранных на Востоке. В настоящее время Академией Наук, под редакцией г. Сырку, издает дневник Порфирия "Книги бытия моего" (вышло 4 тома, Санкт-Петербург, 1894 - 1897). См. А.П. Лебедев "Преосвященный Порфирий Успенский" (Сергиев Посад, 1904). Н. Б-в.

Источник: Биографический словарь. 2008

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
186.67 кб

Субъект и сверх-субъект в книге Михаила Зенкевича «Дикая порфира»

Чеснялис Полина Анатольевна
Исследование отталкивается от реализуемого в книге представления о природе как сверх-субъекте.
Читать PDF
1.16 мб

«Нетленная порфира» Владимира соловьева: о Международной научной конференции «Литература и религиозн

Серегина Светлана Андреевна
Предлагается обзор Международной научной конференции «Литература и религиозно-философская мысль конца XIX первой трети ХХ века. К 165-летию Вл. Соловьева», которая прошла в Москве с 30 мая по 1 июня 2018 г.
Читать PDF
1.26 мб

Вера епископа. О выпускнике Костромской духовной семинарии епископе Порфирии (Успенском)

Священник Александр Рылов
В данной статье рассказывается о выдающемся представителе Русской Православной Церкви, выпускнике Костромской духовной семинарии, епископе Порфирии (Успенском).
Читать PDF
647.86 кб

Епископ Порфирий Успенский: краткий очерк его жизни и первые страницы «Книги бытия его»

А. А. Красев
Читать PDF
647.86 кб

Епископ Порфирий Успенский: краткий очерк его жизни и первые страницы «Книги бытия его»

А. А. Красев
Читать PDF
647.86 кб

Епископ Порфирий Успенский: краткий очерк его жизни и первые страницы «Книги бытия его»

А. А. Красев
Читать PDF
231.61 кб

Порфирий о пещере нимф

Гудимова С. А.
Читать PDF
133.06 кб

Епископ Порфирий (Успенский) и болгария

Никитин Архимандрит Августин
Статья посвящена выдающемуся деятелю Русской Православной Церкви, основа-телю Русской духовной миссии в Иерусалиме епископу Порфирию (Успенскому;1804-1885).
Читать PDF
350.62 кб

Епископ Порфирий (Успенский) и Эфиопская Церковь

Никитин Августин
Российско-эфиопские связи насчитывают не одно столетие. Они поддерживались не только в политической, но и в церковно-литературной сфере. Эти связи развивали такие видные церковные историки и востоковеды как профессор СПбДА В.В.
Читать PDF
175.81 кб

Порфирий. «Подступы к умопостигаемому»

Месяц Светлана Владимировна
«Подступы к умопостигаемому», или «Сентенции» Порфирия, впервые переведенные С. В. Месяц (Москва) на русский язык, дополнены вступительной статьей и детальным комментарием.
Читать PDF
634.37 кб

Порфирий об одушевлении эмбриона

Афонасин Евгений Васильевич
Небольшой трактат неоплатоника Порфирия (ок. 234–305) Гавру, о том, как одушевляются эмбрионы, впервые переводится на русский язык и подробно комментируется.
Читать PDF
1.31 мб

Комментарий Боэция к Порфирию и его роль в истории логики и философии

Тайсина Э. А.

Похожие термины:

  • Пурпур и порфира

    часто упоминаются, как драгоценное украшение богачей (Есф. 8:15; Иер. 10:9; Иез. 27:7; Отк 17:4). Пурпуровые цвета были обязательны для частей священнической одежды и проч. В евр. языке существует различие ме
  • Мансуров, Ал-др Порфир

    журналист, земск. деят. Касимов. у., р. ок. 1840, † 21 янв. 1903. {Венгеров}
  • Губский, Ник. Порфир

    публицист, р. 1877 в Гороховце, Владим. губ., с. уездн. воинск. нач. {Венгеров}
  • Ильинский, Порфир. Ив

    земский врач в Сарапуле, Вятск. губ., р. 1854. {Венгеров}
  • Карпов, Влад. Порфир

    прив.-доц. гистологии и эмбриологии Моск. унив., р. 28 мар. 1870 в Москве, с. земск. врача. {Венгеров}
  • Левандовский, Василий Порфир

    врач, р. 1831, † 4 дек. 1878. {Венгеров}
  • Порфирий, 1709—10

    игумен Успенского мон. в г. Уфе. {Половцов}
  • Порфирий, 1177 г

    епископ Чернигов. {Половцов}
  • Порфирий, 1613—14 г

    игумен, из строителей Белопесоцкого мон. {Половцов}
  • Порфирий, 1521—1525 г

    игум. Троицко-Сергиевой лавры. {Половцов}
  • Мансуров, Ник. Порфир

    сифилидолог, с. помещика, проф. Моск. унив., р. 18 д. 1834 в Касимове, † 4 н. 1892 в Москве. {Венгеров}
  • Молоствов, Порфир. Модест

    военный писатель, с. дворян. Каз. губ., ген.-лейт., р. 1829, † в Казани 21 окт. 1890. {Венгеров}
  • Мансуров Николай Порфириевич

    Мансуров, Николай Порфириевич - сифилидолог (1834 - 1892), окончил курс Московского университета, где состоял профессором; заведовал госпитальной клиникой кожных и венерических болезней при Екатерини
  • Строкин Михаил Порфириевич

    (умер в 1887 г.) — духовный композитор, сын кронштадтского протоиерея, воспитанник СПб. духовной академии. Хор городских церквей в Кронштадте в 1889 г. издал некоторые "Духовно-музыкальные сочинения&
  • Порфирий 1-й и 2-й, епископы Черниговские

    — епископы Черниговские. Хотя летописи и не различают этих двух епископов, но годы упоминания их говорят за то, что не мог один епископ править паствой свыше 70 лет. К этому заключению приходят Стро
  • Порфирий, 1551 г

    игум. вяжицкого Никол. мон. {Половцов}
  • Порфирий, 1560 г

    игум. Учемского монастыря. {Половцов}
  • Порфирий, 1572 г

    игум. Волосова Никол. мон. {Половцов}
  • Порфирий, 1574—1575 г

    казанского Зилантова мон. {Половцов}
  • Порфирий, 1582 г

    игум. Илатьевск. мон. в Костроме. {Половцов}