Порфира
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
ПОСАД - в русских княжествах X-XVI вв. торгово-промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города. Иногда делились на слободы и сотни. Кроме того, небольшие поселки городского типа в Российской империи.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
Источник: Словарь античности. 1989
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
Порфирий (в миру Георгий Иванович Попов, умер в 1866 г.) - писатель, архимандрит, профессор по кафедре патристики в Московской духовной академии, потом настоятель русской посольской церкви в Риме. Главные его труды: "Святой Киприан, епископ карфагенский" ("Творение святых отцов", XV), "Об авторитете святых отцов" ("Прибавление к творчеству святых отцов", том XXII), "Жизнь святого Василия Великого" (в "Душеполезном Чтении", 1864 и отд.), "Жизнь святого Григория Богослова" ("Душеполезное Чтение", 1864), "Св. Григорий Нисский" ("Прибавление к творчеству святых отцов", том ХХ), "Святой Кирилл Александрийский" (там же, том XIII), "Жизнь святого Порфирия Газского" ("Душеполезное Чтение", 1863), "Об издании житий святых в хронологическом порядке" ("Чтения общества любителей духовного просвещения", 1869). О Порфирии см. "Православное Обозрение" (1866), "Странник" (1867), "Труды Киевской Академии" (1867).
Источник: Биографический словарь. 2008
Греческий философ, ученик Лонгина и Плотина и издатель их трудов. Порфирий составлял также обширные комментарии к трудам греческих философов и к поэмам Гомера. "Введение" Порфирия к "Категориям" Аристотеля в латинском переводе Боэция в средние века служило стандартным учебником логики. Трактат Порфирия против христиан в 448 был предан проклятию и сожжен на костре, однако отрывки этого сочинения, демонстрирующие критический метод Порфирия, сохранились.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(232 - 304)
рим. философ-неоплатоник (соч. на гр. яз.), ученик Плотина и издатель его трудов. Происх. из Тира (Финикия), руководил филос. школой в Риме. Комментировал соч. Платона и Аристотеля. П. - автор жизнеописания Плотина («Жизнь Плотина и порядок его сочинений»), комментариев к нек-рым из его кн., а также многочисл. соч. по риторике, грамматике, астрономии и математике. Соч. П. «Против христиан» - один из ранних образцов библейской критики. В логике с. именем П. связано т. н. «древо П.», иллюстрирующее иерархию родовых и видовых понятий. Гл. соч. П. «Подступы к умопостигаемому», содержит осн. положения его философии, к-рая во многом носит этич. характер: спасение души достигается путем ее очищения и отвращения от тела, возвращения к Уму (Нусу) и уподобления божеству. Приобщение к божеству происх. не пространственно и телесно, а в знании (гносисе). Знание Бога П. отождествлял с самопознанием, постижение своей сущности начинается с любви к самому себе. Сохраняя схему Единого у Плотина, П., в отличие от него, приписывал демиургические (творящие) функции не Уму, а высшей части Души. В иерархии бытия челов. душа занимает среднее место между Богом и телом; тяготея к высшему, но и легко склоняясь к низшему, душа обладает свободой воли в выборе пути. Она связана с телом не непосред., а в ряде частич. воплощений, первым из к-рых явл. «дух воображения», занимающий среднее место между чувством и умом.
Ю.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский, 1804 - 1885) - знаменитый археолог. Родом костромич; учился в костромской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии; принял монашество. Будучи настоятелем русской посольской церкви в Вене, он совершил свою первую ученую поездку - по Далматинскому побережью. В 1843 г. командирован на Восток для изучения нужд православия. После трехлетнего путешествия по Палестине и Сирии, во время которого он составил ценное собрание древних рукописей и книг, он был назначен начальником иерусалимской миссии и занимал эту должность до начала восточной войны. В 1858 г. он еще раз был командирован на Восток и пробыв там три года, вывез обширнейшую коллекцию древних книг и рукописей. Всего древних рукописей и книг на греческом, сирском, арабском, эфиопском, грузинском и других восточных языках, а равно рукописей церковно-славянских им собрано столько, что, по замечанию специалистов, "целой четверти столетия мало для простого их описания". Рукописи и книги эти в настоящее время составляют собственность отчасти Академии Наук, отчасти Императорской публичной библиотеки (см. "Краткий обзор рукописей преосвященства Порфирия, хранящихся в Санкт-Петербургской публичной библиотеке"). В 1865 г. Порфирий возведен в сан епископа чигиринского, викария киевской епархии; в 1878 г. назначен членом Синодальной конторы в Москве. Ему принадлежит честь открытия знаменитого синайского кодекса Библии IV века; он же нашел и издал четыре беседы Фотия, патриарха константинопольского (Санкт-Петербург, 1864). Важнейшие труды Порфирия: "Письмена Кинея Манафы на синайских утесах" (с 23 надписями египетскими и вавилонскими, Санкт-Петербург, 1857); "Вероучение египетских христиан (коптов)" (Санкт-Петербург, 1856); "Христианский Восток" (Египет и Синай - виды, очерки, планы и надписи, 1857); "Мнение о синайской Библии" (полемика с Тишендорфом, 1862); "Путешествие в Нитрийские монастыри в Ливии" (ряд статей в "Трудах Киевской Академии", 1868 - 1869); "Восток христианский. Абиссиния" (ряд статей в "Трудах Киевской Академии", 1866); "Богослужение абиссинцев" (там же, 1869); "Восток христианский. Сирия" (в "Трудах Киевской Академии", 1874 - 1875); "История Афона" (первоначально в "Трудах Киевской Академии", потом отд.); "Первое путешествие в афонские монастыри и скиты" (Киев, 1877 и Москва, 1881); "Стихотворные пииты" ("Труды Киевской Академии", 1878); "Проповедники в первых четырех патриархатах восточных и их проповеди" (там же, 1879); "Второе путешествие в афонские монастыри" (Москва, 1880); "Дионисий Ареопагит и его творения" (в "Чтениях Московского Общества Любителей Духовного Просвещения", 1885). Заслуживают внимания также работы Порфирия, хранящиеся в рукописях: окончание истории Афона, юридические акты афонских монастырей, путешествие по Италии, путешествие по Фессалии, "Едемские народы", исторические сношения церквей константинопольской, иерусалимской, антиохийской и александрийской с церковью русской и др., а в особенности "Богослужение константинопольской церкви" (здесь помещены многие чинопоследования, раньше совершенно неизвестные). Порфирий пожертвовал киевскому церковно-археологическому музею драгоценную, единственную в своем роде коллекцию древних икон, собранных на Востоке. В настоящее время Академией Наук, под редакцией г. Сырку, издает дневник Порфирия "Книги бытия моего" (вышло 4 тома, Санкт-Петербург, 1894 - 1897). См. А.П. Лебедев "Преосвященный Порфирий Успенский" (Сергиев Посад, 1904). Н. Б-в.
Источник: Биографический словарь. 2008