Порфирьев Иван Яковлевич
В середине 1850-х гг. произошли некоторые события, нарушившие размеренную и замкнутую жизнь Казанской духовной академии; в частности, в 1855 г. туда была перевезена библиотека Соловецкого монастыря. Словесники вместе со студентами принялись за изучение быта и верований русских инородцев, раскола и сектантства, русских религиозных верований. Два года известный русский славист и палеограф В. И. Григорович читал в академии курс славянской палеографии с целью обучить студентов искусству описывать рукописи. В это время с ним познакомился и Порфирьев.
В 1858 г. Порфирьев становится первым (и единственным) библиотекарем библиотеки Соловецкого монастыря. В его обязанности входит не только «обслуживание читателей», но и расстановка фолиантов, и описание библиотечного фонда. Одновременно он начинает преподавать гомилетику — церковное красноречие (обучение будущих священников искусству составления проповедей). В 1859 г. стал экстраординарным, а в 1864 г. — ординарным профессором.
В 1869 г. по новому уставу для высших учебных заведений от всех ординарных профессоров потребовали обязательной защиты докторской диссертации. Порфирьев защитил свой труд «Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях» в 1873 г.
В 1875 г. Синод ассигновал деньги на описание рукописей из библиотеки Соловецкого монастыря. Во главе группы, трудившейся над этой задачей, встал Порфирьев. В «Описании рукописей Соловецкого монастыря» ученому принадлежит введение и описание 200 памятников. Он открыл и опубликовал, в частности, «Просветителя» Иосифа Волоцкого, «Сказание о Борисе и Глебе» Нестора, «Сочинения» Максима Грека, «Послание* старца Филофея. В 1876—1877 гг. Порфирьев принимал активное участие в подготовке и проведении IV Археографического съезда, проводившегося в Казани под председательством И. И. Срезневского; на съезде Порфирьев выступил с чтением двух рефератов, посвященных рукописям Соловецкой библиотеки.
Основной труд Порфирьева — двухтомная «История русской словесности», написанная на основе его лекций, многократно переиздававшаяся в качестве пособия для высших и в сокращенном виде для средних учебных заведений. Первый том посвящен литературе Древней Руси до XVII в., второй продолжает обзор по царствованию Екатерины II включительно.
ОСНОВНЫЕ ИЗДАНИЯ ТРУДОВ И. Я. ПОРФИРЬЕВА
Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях: по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1890. 471 с.
История русской словесности: 5-е изд., пересмотр, и доп. библиогр. указаниями. Казань: Тип. имп. ун-та, 1891 — 1911. Ч. I. Древний период. Устная народная и книжная словесность до Петра Великого. 1891. — 724, IV с.; Ч. II. Новый период. Отдел I. От Петра Великого до Екатерины II. 1907. — 350, III с.; Отдел II. Литература в царствование Екатерины II. 1911. 417, 111 с.
Владимиров П. В. Обзор научных трудов по изучению русского языка и словесности профессоров А. А. Потебни и И. Я. Порфирьева. Киев, 1893. 14 с.
Иван Яковлевич Порфирьев: биографический очерк. Казань, 1890. 121 с.
СПРАВОЧНЫЕ ИЗДАНИЯ
Славяноведение.
Источник: Русские филологи XIX века. Биобиблиографический словарь-справочник.
Порфирьев (Иван Яковлевич, 1823 - 1890) - историк литературы. Сын сельского священника вятской епархии, воспитанник Казанской духовной академии, Порфирьев состоял в последней профессором истории русской словесности; исполнял обязанности помощника ректора, редактировал орган академии "Православный Собеседник". Когда в Казанскую академию была доставлена, в 1855 г., соловецкая библиотека, богатая малоизвестными до тех пор старинными рукописями, Порфирьев стал излагать в своих лекциях преимущественно результаты своих занятий древнерусской письменностью. Эти лекции послужили материалом для известного труда Порфирьева "История русской словесности", первая часть которой - "Древний период. Устная народная и книжная словесность до Петра Великого" - вышла в 1870 г., I отдел второй части - "От Петра Великого до Екатерины II" - в 1881 г., II отдел той же части - "Литература в царствование Екатерины II" - в 1884 г. (за эту часть книги Порфирьев получил Макарьевскую премию), третья часть - "Литература в царствование Александра I" - в 1891 г. "История русской словесности" Порфирьева является лучшим пособием для ознакомления с древнерусской словесностью; она выдержала несколько изданий и в сокращенном виде употребляется в средне-учебных заведениях. Будучи одним из главных членов комиссии по описанию соловецких рукописей, Порфирьев издал с довольно обширными предисловиями-исследованиями, вновь или по новым спискам, следующие памятники древнерусской письменности (в "Православном Собеседнике" и его "Приложениях"): "Три послания Игнатия, митрополита Тобольского" (1855), "Просветитель преподобного Иосифа Волоцкого" (1855 - 1857), "Молитва на всю седмицу, святого Кирилла, епископа Туровского" (1857), "Сказание преподобного Нестора о житии и убиении благоверных князей Бориса и Глеба" (1858), "Сочинения Максима Грека" (1859 - 1862), "Сказание о блаженном Петре, царевиче Ордынском" (1859), "Житие преподобного Трифона Печенегского, просветителя лопарей" (1859), "Слово в похвалу преподобного Зосимы и Савватия Соловецких" (1859), "Житие преподобного Елеазара Андерского" (1860), "Несколько поучений Фотия, митрополита Киевского" (1860 - 1861), "Послание Филофея, старца псковского Елеазарова монастыря, к дьяку Мисюрю Мунехину" (1861). Сюда же относятся: "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях" ("Сборник II отделения Академии Наук", т. XVII, 1877 и отд.) и "Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях" (там же, 1890 и отд.). Из других трудов Порфирьева выдаются: "Употребление книги Псалтирь в древнем быту народа" (в "Православном Собеседнике", 1857, IV), "О чтении книг в древние времена России" (ib., 1858, II), "О почитании среды и пятницы в древнерусском народе" (ib., 1859, I), "Об источниках сведений по разным наукам в древние времена России" (ib., 1860, I), "Аллегорические изображения времен года" (ib.), "Домострой Сильвестра" (ib., 1860), "Об успехах церковной проповеди в народе" (ib., 1862), "Апокрифические сочинения в древней письменности" (ib., 1869, II), "Народные стихи и легенды" (ib., 1869, III), "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях" (Казань, 1873; докторская диссертация), "О соловецкой библиотеке, находящейся в Казанской духовной академии" (в "Трудах IV Археологического Съезда", т. II, 1878) "Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге" (в "Отчете о присуждении наград графа Уварова", 1890). См. "Православный Собеседник", 1890, № 11 и статью Г.З. Елисеева "Из далекого прошлого двух академий. По поводу смерти И. Я. П." ("Вестник Европы", 1891, январь).
Источник: Биографический словарь. 2008
— профессор словесности Казанской Духовной Академии, автор "Истории русской словесности", был сын сельского священника Вятской губернии, родился 23-го апреля 1823 года; образование получил в Вятской Семинарии и Казанской Академии. Словесность была избранной им специальностью еще в Академии. Преподавателем ее был здесь при нем Семен Иванович Протопопов, в монашестве Серафим (скончался в 1891 г. епископом самарским), и Порфирьев был лучшим его студентом, а по окончании курса в 1848 году был им рекомендован на кафедру словесности, так как сам он, после своего пострижения в монашество, должен был перейти с нее на одну из богословских кафедр.
В первые годы своей службы новый бакалавр Академии разрабатывал свой науку на тех же теоретических основах и в том же эстетическом направлении, как и его предшественник. Со второй половины 1850-х годов И. Я. Порфирьев стал постепенно восполнять свое прежнее теоретическое направление элементами нового, исторического направления, которое делалось тогда все более и более господствующим в русском общественном образовании, и проникло и в академическое образование. Когда в 1855 году в Академию прибыла Соловецкая библиотека с ее драгоценными письменными памятниками русского слова и мысли, — изучение русской и отчасти славянской истории выступило в академических занятиях на первый план. И. Я. Порфирьев, назначенный хранителем Соловецкой библиотеки, явился одним из первых работников при изучении ее рукописей. В своем курсе словесности с этого времени он все более и более начал сокращать теоретическую часть и налегать на изучение истории русской литературы.
Лекции Порфирьева всегда отличались глубокой задушевностью, изящной простотой построения и необыкновенной ясностью и естественностью языка, оттого слушались с удовольствием и усваивались без всякого напряжения. Студенты любили работать с ним по его темам, потому что он и сам относился к их работам с полным вниманием. При старом монашеском режиме словесность считалась в Академиях слишком уже светской наукой и была немного в загоне. От одного из ректоров (архим. Иннокентия) в 1864 г. Порфирьев получил даже формальное замечание, "чтобы вместе с общей словесностью он преподавал и церковное красноречие, руководствуясь той мыслью, что в области духовного учения светская литература в ее бесплодных видах и произведениях должна почитаться дровами, сеном, тростием, духовная же письменность златом и сребром, камением честным, почему, вместо предложений для сочинений, назначал студентам преимущественно разборы словесных произведений святых отцов и учителей церкви". До 1859 г. П. не получал никаких повышений по службе, оставаясь бакалавром; потом, до 1864 г., служил в звании экстраординарного профессора; наконец, сделан был ординарным профессором. По недостаточности средств он должен был брать на себя разные посторонние должности для лишнего заработка: так, с 1855 по 1858 г. Порфирьев был библиотекарем Соловецкой библиотеки, в 1858—1862 гг. — библиотекарем главной академической библиотеки, в 1862 — 1869 г. — преподавателем словесности в Институте благородных девиц. Такое невидное положение его кончилось в 1870 г. с преобразованием Академии по новому уставу и с возвышением профессорских окладов. Тогда же он был избран на должность помощника ректора по одному из трех специальных отделений Академии, аналогичную с должностью университетских деканов, которую и нес до 1882 года.
В 1873 г. П. был возведен в степень доктора богословия за свое сочинение о древних апокрифах, — плод его долговременных занятий рукописями Соловецкой библиотеки, а Императорская Академия Наук избрала его в звание члена-корреспондента по Отделению Русского языка и словесности.
В Казанской Академии он был старейшим профессором, почти ровесником самой Академии, лучшим представителем ее духа и носителем ее исторических преданий и пользовался большим в ней уважением, хотя по своей скромности никогда не старался выдвигаться на первый план даже в ученых ее предприятиях и работах, постоянно держась в числе рядовых работников. Так, в 1871 г. он отклонил от себя участие в редакции академического журнала; в 1875 г. отказался от председательства в комиссии предпринятого тогда описания рукописей Соловецкой библиотеки. Работал он неослабно до самого конца своей жизни, несмотря на свое всегда хилое здоровье; последняя лекция его была всего за две недели до кончины, а своей "Историей словесности" он занимался до самой смерти, последовавшей 26-го октября 1890 года. В последнее время он имел чин действительного статского советника (с 1880 г.).
Литературная деятельность Порфирьева началась с 1855 года, после основания академического журнала "Православный Собеседник" и передачи в Академию библиотеки рукописей из Соловецкого монастыря. Деятельность эта состояла: а) в издании памятников древнерусской письменности, преимущественно по Соловецким рукописям, и б) в оригинальных работах.
Вот перечень изданных им памятников: 1) "Три послания Игнатия, митрополита Тобольского" — в приложениях к книгам "Православного Собеседника" 1855 г. (по рукописи Григория, архиепископа Казанского); 2) "Просветитель преподобного Иосифа Волоцкого" — там же, в приложениях к 1855, 1856 и 1857 гг.; 3) "Молитвы на всю седмицу Кирилла Туровского" — там же, 1857 г., т. I, 212 и т. II, 273; 4) "Сказание преподобного Нестора о житии и убиении Бориса и Глеба" — там же, 1858 г., т. I, 577; 5) "Сочинения Максима Грека" три тома — там же, в приложениях к 1859—1862 годам; 6) "Сказание о Петре, царевиче ордынском" — там же, 1859 г., т. I, 356; 7) "Житие преподобного Трифона Печенгского" — там же, т. II, 89; 8) Древние поучения: а) "Два слова о денно-нощной молитве" — там же, 1858 г., т. II, 599; б) "О благоустройстве семейной жизни"—1858 г., т. III, 508; в) "Поучение преподобного Феодосия Печерского об умеренности в застольном питии" — т. III, 255; г) "Два поучения о праздновании воскресного дня и о житии христианском"—1859 г., т. I, 464; д) "Два поучения о постах" —1859 г., т. III, 444; 9) "Два слова в похвалу преподобным Зосиме и Савватию Соловецким" — там же, 1859 г., т. II, 211, 347, 471; т. III, 96, 197, 302; 10) "Житие преподобного Елеазара Анзерского" — 1860 г., т. I. 101, 237; 11) "Несколько поучений Фотия, митрополита Киевского" — 1860 г., т. II, 453; т. III, 97, 222, 357, 481; 1861 г., т. II, 181, 303; 12) "Послание Филофея, старца Елеазарова монастыря к дьяку Мисюрю Мунехину"—1861 г., т. II, 78; 18) "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки" — в "Сборнике Отделения Русского языка и словесности Императорской Академии Наук;", т. XVII и отдельно, С.-Петербург. 1877; 14) "Переделка Слова Даниила Заточника в Соловецком Сборнике XVI — XVII вв." — в "Православном Собеседнике" 1882 г., т. II, 223; 15) "Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях по рукописям Соловецкой библиотеки" — в "Сборнике 2-го Отделения Академии Наук" и отдельно, С.-Петербург. 1890 г. Издания всех этих памятников снабжены предисловиями с обстоятельными о каждом из них исследованиями. По обширности таких исследований, два издания позднейшего времени, — издания древних апокрифов о ветхозаветных и новозаветных лицах и событиях по всей справедливости следует отнести к числу даже вполне оригинальных работ П.
Оригинальные произведения его были следующие: 1) "Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа" — в "Православном Собеседнике" 1857 г., т. IV, 814; 2) "О чтении книг (о почитании книжном) в древние времена России" — там же, 1858 г., т. II, 173, 443; 3) "О почитании среды и пятницы в древнем русском народе" — там же, 1859 г., т. I, 181; 4) "Об источниках сведений по разным наукам в древние времена России" — там же, 1860 г., т. I, 181; 5) "Аллегорические изображения разных времен года"—1860 г., т. I, 441; 6) "Домострой Сильвестра"—1860 г., т. III, 279; 7) "О преподавании словесности в духовных семинариях" — там же, 1861 г., кн. 3, стр. 877; 8) "Об успехах церковной проповеди в народе" — там же, 1862 г., кн. 1, стр. 6; 9) "Апокрифические сочинения в древней русской письменности" — там же, 1869 г., т. II, 62, 156; 10) "Народные духовные стихи и легенды" — там же, т. III, 56, 134; 11) "История русской словесности". Ч. I. Древний период. Устная народная и книжная словесность до Петра Великого, Казань. 1870 г. История эта в 1871 г. удостоена св. Синодом премии митрополита Макария в 500 рублей и рекомендована в качестве пособия при преподавании словесности в духовных и светских учебных заведениях. После первого издания книги выходили еще издания ее в 1876, 1879, 1886 и 1891 годах в Казани; 12) "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях", Казань. 1873 г. Докторская диссертация; 13) "Памяти В. И. Григоровича" — в "Православном Собеседнике" 1877 г., т. I, 78; 14) "О Соловецкой библиотеке, находящейся в Казанской Академии" и 15) "Апокрифические молитвы по рукописям Соловецкой библиотеки", рефераты на IV Археологическом съезде в Казани, напечатаны во II томе "Трудов съезда", Казань. 1878 г.; 16) Разные статьи в и и II частях "Описания рукописей Соловецкой библиотеки"; 17) "История русской словесности". Ч. II. Новый период. Отдел 1-й — от Петра Великого до Екатерины II, Казань. 1881 г. В 1886 и 1891 годах были еще издания этой части и отдела; 18) "История древней русской словесности", сокращение I части полной истории по 3 изданию ее. В 1891 г. напечатано 2-е издание под заглавием: "Краткий курс истории древней русской словесности. Составлен применительно к программе духовных семинарий (по 5 изданию полной Истории)"; 19) "История русский словесности". Ч. II, отд. 2. Литература в царствование Екатерины II, Казань. 1884 г. В 1888 г. было второе издание. В 1886 г. труд этот, по определению св. Синода, удостоен полной премии митрополита Макария в 1500 р.; официальная рецензия на него написана была А. Д. Галаховым и напечатана в "Христианском Чтении" 1886 г., за август, стр. 239; 20) Разбор учебника русской грамматики В. Миропольского, составленный по поручению ученого комитета при св. Синоде; 21) Разбор сочинения В. Мочульского: "Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге, составленный в 1889 г. для Академии Наук", — в "Отчете о присуждении наград графа Уварова"; 22) "История русской словесности". Ч. II, отд. 3-й. Литература в царствование Александра I, Казань. 1891 г. Издание посмертное.
Кроме перечисленных трудов, после профессора Порфирьева в печатных протоколах Совета Казанской Академии за разные годы сохранилось много рецензий его на сочинения студентов, писанные по его темам на соискание ученых степеней. В библиотеке Академии есть несколько экземпляров его кратких литографированных (в 1864 году) записок по философской грамматике и эстетике, которые он составил для сдачи студентами экзаменов. Наконец, в бумагах его сохранились еще неизданные его автобиографические записки об его детстве и семинарской жизни, отличающиеся большими художественными достоинствами; он писал их в 1886 году.
Наиболее полные сведения о его жизни и деятельности были помещены в "Православном Собеседнике" 1890 г., ч. III, стр. 361—435, под заглавием: "И. Я. Порфирьев", биографический очерк, вышедший тогда же и отдельной брошюрой. См. о нем еще в "Истории Казанской Академии" П. Знаменского (Казань, 1891—1892 г., три выпуска) и в "Исторической записи о Казанской Академии после ее преобразования в 1870 г.", С. Терновского (Казань. 1892 г.).
Проф. П. Знаменский.
{Половцов}
Порфирьев, Иван Яковлевич
(1823—1890) — историк литературы. Сын сельского священника вятской епархии, воспитанник Казанской дух. академии, П. состоял в последней профессором истории русской словесности; исполнял обязанности помощника ректора, редактировал орган Академии "Православный Собеседник". Когда в Казанскую академию была доставлена, в 1855 г., соловецкая библиотека, богатая мало известными до тех пор старинными рукописями, П. стал излагать в своих лекциях преимущественно результаты своих занятий древнерусской письменностью. Эти лекции послужили материалом для известного труда Порфирьева: "История русской словесности", первая часть которой — "Древний период. Устная народная и книжная словесность до Петра Вел." — вышла в 1870 г., I отдел второй части — "От Петра Вел. до Екатерины II" — 1881 г., II отдел той же части — "Литература в царствование Екатерины II" — в 1884 г. (за эту часть книги П. получил Макарьевскую премию), третья часть — "Литература в царствование Александра I" — в 1891 г. "История русской словесности" П. является лучшим пособием для ознакомления с древнерусской словесностью; она выдержала несколько изданий и, в сокращенном виде, употребляется в средних учебных заведениях. Будучи одним из главных членов комиссии по описанию соловецких рукописей, П. издал, с довольно обширными предисловиями-исследованиями, вновь или по новым спискам, следующие памятники древнерусской письменности (в "Православном Собеседнике" и его "Приложениях"): "Три послания Игнатия, митр. тобольского" (1855), "Просветитель преп. Иосифа Волоцкого" (1855—57), "Молитва на всю седмицу, св. Кирилла, еп. Туровского" (1857), "Сказание преп. Нестора о житии и убиении благоверных князей Бориса и Глеба" (1858), "Сочинения Максима Грека" (1859—62), "Сказание о блаженном Петре царевиче Ордынском" (1859), "Житие преп. Трифона Печенгского, просветителя лопарей" (1859), "Слово в похвалу препод. Зосимы и Савватия Соловецких" (1859), "Житие препод. Елеазара Анзерского" (1860), "Несколько поучений Фотия, митрополита Киевского" (1860—61), "Послание Филофея, старца псковского Елеазарова монастыря, к дьяку Мисюрю Мунехину" (1861). Сюда же относятся: "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях" ("Сборник II отделения Акад. наук", т. XVII" 1877, и отд.) и "Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях" (там же, 1890 и отд.). Из других трудов П. выдаются: "Употребление книги Псалтирь в древнем быту народа" (в "Православном Собеседнике", 1857, IV), "О чтении книг в древние времена России" (ib., 1858, II), "О почитании среды и пятницы в древнерусском народе" (ib., 1659, I), "Об источниках сведений по разным наукам в древние времена России" (ib., 1860, I), "Аллегорические изображения времен года" (ib.), "Домострой Сильвестра" (ib., 1860), "Об успехах церковной проповеди в народе" (ib., 1862), "Апокрифические сочинения в древней письменности" (ib, 1869, II), "Народные стихи и легенды" (ib., 1869, III), "Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях" (Казань, 1873; докторская диссертация), "О соловецкой библиотеке, находящейся в Казанской духовной академии" (в "Трудах IV Археологического Съезда", т. II, 1878), "Историко-литературный анализ стиха о Голубиной книге" (в "Отчете о присуждении наград графа Уварова", 1890). См. "Православный Собеседник", 1890, №11, и ст. Г. З. Елисеева: "Из далекого прошлого двух академий. По поводу смерти И. Я. П." ("Вестник Европы , 1891, янв.).
{Брокгауз}
Порфирьев, Иван Яковлевич
[1823—1890] — историк русской литературы, профессор Казанской духовной академии, член-корреспондент Академии наук [1873]. Труды П. сосредоточены в области литературы русского средневековья, представляя преимущественно публикации памятников догматико-полемического характера, частью исследования произведений религиозно-поэтического творчества (апокрифы, духовные стихи, легенды). Работы П. выдержаны в духе религиозного и политического консерватизма. Исторические работы П. представляют детальное, цитатное изложение литературных памятников. Главный труд П. — "История русской словесности" (1870—1891, 2 чч., в 4 вып.) — сохраняет известную ценность как собрание материала.
Библиография
: I. История русской словесности, изд. 1, Казань, 1870—1891 (последнее — Казань, 1910—1911); Апокрифические сказания о ветхозаветных лицах и событиях, Казань, 1872 (докторская диссертация); История древней русской словесности — сокращение 1 ч. "Истории русской словесности", Казань, 1882. Второе издание этой книги вышло впоследствии под заглавием: Краткий курс истории древнерусской словесности, Казань, 1891 (последнее издание — Казань, 1911).II — III. И. Я. Порфирьев. Биографический очерк и речи при погребении, Казань, 1891; Елисеев Г. З., По поводу смерти И. Я. Порфирьева, "Вестник Европы", 1891, № 1; Знаменский П., Порфирьев И. Я., "Русский биографический словарь", т. Плавильщиков — Примо, СПб, 1905; Языков Д. Д., Обзор жизни и трудов русских писателей, вып. X" М., 1907; Комарницкий В., Краткое критико-библиографическое обозрение некоторых трудов по истории русской литературы, Варшава, 1911, стр. 16—19.
П. Берков.
{Лит. энц.}