Порфирий (в миру Константин Александрович Успенский, 1804 - 1885) - знаменитый археолог. Родом костромич; учился в костромской семинарии и Санкт-Петербургской духовной академии; принял монашество. Будучи настоятелем русской посольской церкви в Вене, он совершил свою первую ученую поездку - по Далматинскому побережью. В 1843 г. командирован на Восток для изучения нужд православия. После трехлетнего путешествия по Палестине и Сирии, во время которого он составил ценное собрание древних рукописей и книг, он был назначен начальником иерусалимской миссии и занимал эту должность до начала восточной войны. В 1858 г. он еще раз был командирован на Восток и пробыв там три года, вывез обширнейшую коллекцию древних книг и рукописей. Всего древних рукописей и книг на греческом, сирском, арабском, эфиопском, грузинском и других восточных языках, а равно рукописей церковно-славянских им собрано столько, что, по замечанию специалистов, "целой четверти столетия мало для простого их описания". Рукописи и книги эти в настоящее время составляют собственность отчасти Академии Наук, отчасти Императорской публичной библиотеки (см. "Краткий обзор рукописей преосвященства Порфирия, хранящихся в Санкт-Петербургской публичной библиотеке"). В 1865 г. Порфирий возведен в сан епископа чигиринского, викария киевской епархии; в 1878 г. назначен членом Синодальной конторы в Москве. Ему принадлежит честь открытия знаменитого синайского кодекса Библии IV века; он же нашел и издал четыре беседы Фотия, патриарха константинопольского (Санкт-Петербург, 1864). Важнейшие труды Порфирия: "Письмена Кинея Манафы на синайских утесах" (с 23 надписями египетскими и вавилонскими, Санкт-Петербург, 1857); "Вероучение египетских христиан (коптов)" (Санкт-Петербург, 1856); "Христианский Восток" (Египет и Синай - виды, очерки, планы и надписи, 1857); "Мнение о синайской Библии" (полемика с Тишендорфом, 1862); "Путешествие в Нитрийские монастыри в Ливии" (ряд статей в "Трудах Киевской Академии", 1868 - 1869); "Восток христианский. Абиссиния" (ряд статей в "Трудах Киевской Академии", 1866); "Богослужение абиссинцев" (там же, 1869); "Восток христианский. Сирия" (в "Трудах Киевской Академии", 1874 - 1875); "История Афона" (первоначально в "Трудах Киевской Академии", потом отд.); "Первое путешествие в афонские монастыри и скиты" (Киев, 1877 и Москва, 1881); "Стихотворные пииты" ("Труды Киевской Академии", 1878); "Проповедники в первых четырех патриархатах восточных и их проповеди" (там же, 1879); "Второе путешествие в афонские монастыри" (Москва, 1880); "Дионисий Ареопагит и его творения" (в "Чтениях Московского Общества Любителей Духовного Просвещения", 1885). Заслуживают внимания также работы Порфирия, хранящиеся в рукописях: окончание истории Афона, юридические акты афонских монастырей, путешествие по Италии, путешествие по Фессалии, "Едемские народы", исторические сношения церквей константинопольской, иерусалимской, антиохийской и александрийской с церковью русской и др., а в особенности "Богослужение константинопольской церкви" (здесь помещены многие чинопоследования, раньше совершенно неизвестные). Порфирий пожертвовал киевскому церковно-археологическому музею драгоценную, единственную в своем роде коллекцию древних икон, собранных на Востоке. В настоящее время Академией Наук, под редакцией г. Сырку, издает дневник Порфирия "Книги бытия моего" (вышло 4 тома, Санкт-Петербург, 1894 - 1897). См. А.П. Лебедев "Преосвященный Порфирий Успенский" (Сергиев Посад, 1904). Н. Б-в.