ПОРФИРИЙ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское]

Порфирий
(род. ок. 233 в Тире, ум. ок. 300 в Риме), греч. философ, ученик и биограф Плотина, представитель неоплатонизма. П. расширил и прокомментировал учение Плотина. Его сочинения, среди них 15 книг против христиан, б. ч. утеряны. Его «Эйсагоге», т. е. «Введение» (в учение о категориях Аристотеля), в переводе Боэция дало толчок Ср.-век. спорам об универсалиях.

Источник: Словарь античности. 1989

ПОРФИРИЙ
232/233 — ок. 300) — греч. философ-идеалист, один из видных представит. неоплатонизма, ученик Плотина. Родом из г. Тира. Известен как популяризатор системы своего учителя и комментатор произв. Платона и преимущ. логич. соч. Аристотеля. Из многочисл. соч. П. большая часть погибла, сохран. только биография Плотина и Пифагора, трактат о категориях Аристотеля и нек-рые др.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Порфирий
232 - ок. 305)
   Греческий философ, ученик Лонгина и Плотина и издатель их трудов. Порфирий составлял также обширные комментарии к трудам греческих философов и к поэмам Гомера. "Введение" Порфирия к "Категориям" Аристотеля в латинском переводе Боэция в средние века служило стандартным учебником логики. Трактат Порфирия против христиан в 448 был предан проклятию и сожжен на костре, однако отрывки этого сочинения, демонстрирующие критический метод Порфирия, сохранились.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
(232 - 304)
   рим. философ-неоплатоник (соч. на гр. яз.), ученик Плотина и издатель его трудов. Происх. из Тира (Финикия), руководил филос. школой в Риме. Комментировал соч. Платона и Аристотеля. П. - автор жизнеописания Плотина («Жизнь Плотина и порядок его сочинений»), комментариев к нек-рым из его кн., а также многочисл. соч. по риторике, грамматике, астрономии и математике. Соч. П. «Против христиан» - один из ранних образцов библейской критики. В логике с. именем П. связано т. н. «древо П.», иллюстрирующее иерархию родовых и видовых понятий. Гл. соч. П. «Подступы к умопостигаемому», содержит осн. положения его философии, к-рая во многом носит этич. характер: спасение души достигается путем ее очищения и отвращения от тела, возвращения к Уму (Нусу) и уподобления божеству. Приобщение к божеству происх. не пространственно и телесно, а в знании (гносисе). Знание Бога П. отождествлял с самопознанием, постижение своей сущности начинается с любви к самому себе. Сохраняя схему Единого у Плотина, П., в отличие от него, приписывал демиургические (творящие) функции не Уму, а высшей части Души. В иерархии бытия челов. душа занимает среднее место между Богом и телом; тяготея к высшему, но и легко склоняясь к низшему, душа обладает свободой воли в выборе пути. Она связана с телом не непосред., а в ряде частич. воплощений, первым из к-рых явл. «дух воображения», занимающий среднее место между чувством и умом.
   Ю.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

ПОРФИРИЙ
   • Porphyr?us,

         ?????????, родился в Тире в 233 г. от Р. X., его собственное финикийское имя Малх (т. е. царь) перевел на греческий язык его учитель Лонгин, учивший его грамматике и риторике в Афинах, и с тех пор он постоянно носил это имя. Увлеченный Плотином, который тогда учил в Риме, он на 30-м году жизни отправился в Рим и слушал его 6 лет с величайшим усердием. Чтобы избавиться от тоски и меланхолии, в которые он впал, вероятно, вследствие своих напряженных занятий, и чтобы подкрепить свои силы, он отправился в Сицилию. Через 5 лет, поправившись и восстановив силы, он опять возвратился в Рим, где по смерти Плотина преподавал в его духе платоническую философию и объяснял сочинения Платона и Аристотеля; он написал также биографию Плотина. Замечательнейшим учеником его был Ямблих. В преклонных летах он еще женился на Марцелле, небогатой вдове с семью детьми, увлеченный ее любовью к философии, и умер в Риме около 70 лет от роду. Его многосторонняя ученость не только в философии, но и в грамматике, риторике, геометрии, арифметике и музыке, ясность изложения и правильность слога, его честное стремление и глубина философии признаются за ним и ценятся также его противниками, христианскими писателями, хотя он был враг христианства; впрочем, его философия, вытекающая из Платоновой, не имеет той оригинальности, а язык — той замечательной силы, какие мы видим у Плотина. Из его многочисленных сочинений большая часть, и притом самая замечательная, пропала; уцелели (и большею частью напечатаны вместе с родственными сочинениями; 1-е, 4-е и 6-е изданы A. Nauck´oм, 1860) следующие:

       1. ????????? ????, не совсем полное;

       2. ????? ???????? ???? ???? ???? ?????? ???? ??????? ??????? (перевел M?ller; перевод этот помещен перед переводом Плотина, I т., 1878);

       3. ???? ??? ?????? ??????????, sententiae ad intellegibilia ducentes;

       4. ????? ???????? ???? ????????, de abstinentia ab esu animalium;

       5. ????????? и ????? ??????? ???? ??????????, оба о категориях Аристотеля;

       6. ???? ????????? ????????;

       7. ???????? ??????? (изд. Schrader, 1880 сл.) и ????? ???? ??? ???????? ???? ??????? ´??????, аллегорическое объяснение места Ноm. Od. 13, 102-112;

       8. схолии к Гомеру.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Епископ Порфирий (Успенский) и болгария

Никитин Архимандрит Августин
Статья посвящена выдающемуся деятелю Русской Православной Церкви, основа-телю Русской духовной миссии в Иерусалиме епископу Порфирию (Успенскому;1804-1885).
Читать PDF
0.00 байт

Епископ Порфирий (Успенский) и Эфиопская Церковь

Никитин Августин
Российско-эфиопские связи насчитывают не одно столетие. Они поддерживались не только в политической, но и в церковно-литературной сфере. Эти связи развивали такие видные церковные историки и востоковеды как профессор СПбДА В.В.
Читать PDF
0.00 байт

Епископ Порфирий Успенский: краткий очерк его жизни и первые страницы «Книги бытия его»

А. А. Красев
Читать PDF
0.00 байт

Епископ Порфирий Успенский: краткий очерк его жизни и первые страницы «Книги бытия его»

А. А. Красев
Читать PDF
0.00 байт

Епископ Порфирий Успенский: краткий очерк его жизни и первые страницы «Книги бытия его»

А. А. Красев
Читать PDF
0.00 байт

Порфирий. «Подступы к умопостигаемому»

Месяц Светлана Владимировна
«Подступы к умопостигаемому», или «Сентенции» Порфирия, впервые переведенные С. В. Месяц (Москва) на русский язык, дополнены вступительной статьей и детальным комментарием.
Читать PDF
0.00 байт

Порфирий об одушевлении эмбриона

Афонасин Евгений Васильевич
Небольшой трактат неоплатоника Порфирия (ок. 234–305) Гавру, о том, как одушевляются эмбрионы, впервые переводится на русский язык и подробно комментируется.
Читать PDF
0.00 байт

Порфирий о пещере нимф

Гудимова С. А.
Читать PDF
0.00 байт

Ветхозаветные переводы епископа Порфирия (Успенского)

Добыкин Дмитрий Георгиевич
Статья посвящена переводам ветхозаветных книг епископа Порфирия (Успенского). Изложены причины создания переводов, их источники, некоторые текстологические особенности, достоинства и недостатки.
Читать PDF
0.00 байт

Письма Архимандрита (впосл. Епископа) Порфирия (Успенского) к Александру Скарлатовичу Стурдзе (1842-

Л. С. Мацеевич
Читать PDF
0.00 байт

«Песнопения Божественной Литургии» Порфирия Демуцкого для смешанного хора: жанровые и стилистические

Marichka Marushchak
В статье исследованы жанрово-стилевые особенности произведения «Песнопения Божественной Литургии, приспособленные для сельских хоров П.
Читать PDF
0.00 байт

Искусствоведческие предпосылки философии истории епископа Порфирия Успенского

Марков Александр Викторович
Епископ Порфирий Успенский (1804-1885) обычно понимается как представитель традиционной духовности и официальной религии; в данной статье доказывается, что его следует относить к истории радикальной романтической мысли.
Читать PDF
0.00 байт

«Весьма важная штука понять, в Какую сторону развит человек. . . »: образ Порфирия Петровича в роман

Алексеева Мария Александровна
Статья посвящена изучению романа Ф. М. Достоевского в школе.
Читать PDF
0.00 байт

Тысячелетнее царство Христово в «Книге бытия моего» Епископа Порфирия (Успенского)

Андреева Валерия Геннадьевна
Автор обращается к идеям христианского социализма, отчасти прослеживаемым в «Книге бытия моего» Епископа Порфирия (Успенского), показывает, что начальник первой русской духовной миссии в Иерусалиме Епископ Порфирий был знаком с уч
Читать PDF
0.00 байт

Вера епископа. О выпускнике Костромской духовной семинарии епископе Порфирии (Успенском)

Священник Александр Рылов
В данной статье рассказывается о выдающемся представителе Русской Православной Церкви, выпускнике Костромской духовной семинарии, епископе Порфирии (Успенском).

Похожие термины: