ПОРФИРИЙ
Порфирий
(род. ок. 233 в Тире, ум. ок. 300 в Риме), греч. философ, ученик и биограф Плотина, представитель неоплатонизма. П. расширил и прокомментировал учение Плотина. Его сочинения, среди них 15 книг против христиан, б. ч. утеряны. Его «Эйсагоге», т. е. «Введение» (в учение о категориях Аристотеля), в переводе Боэция дало толчок Ср.-век. спорам об универсалиях.
Источник: Словарь античности. 1989
ПОРФИРИЙ
232/233 — ок. 300) — греч. философ-идеалист, один из видных представит. неоплатонизма, ученик Плотина. Родом из г. Тира. Известен как популяризатор системы своего учителя и комментатор произв. Платона и преимущ. логич. соч. Аристотеля. Из многочисл. соч. П. большая часть погибла, сохран. только биография Плотина и Пифагора, трактат о категориях Аристотеля и нек-рые др.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Порфирий
232 - ок. 305)
Греческий философ, ученик Лонгина и Плотина и издатель их трудов. Порфирий составлял также обширные комментарии к трудам греческих философов и к поэмам Гомера. "Введение" Порфирия к "Категориям" Аристотеля в латинском переводе Боэция в средние века служило стандартным учебником логики. Трактат Порфирия против христиан в 448 был предан проклятию и сожжен на костре, однако отрывки этого сочинения, демонстрирующие критический метод Порфирия, сохранились.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(232 - 304)
рим. философ-неоплатоник (соч. на гр. яз.), ученик Плотина и издатель его трудов. Происх. из Тира (Финикия), руководил филос. школой в Риме. Комментировал соч. Платона и Аристотеля. П. - автор жизнеописания Плотина («Жизнь Плотина и порядок его сочинений»), комментариев к нек-рым из его кн., а также многочисл. соч. по риторике, грамматике, астрономии и математике. Соч. П. «Против христиан» - один из ранних образцов библейской критики. В логике с. именем П. связано т. н. «древо П.», иллюстрирующее иерархию родовых и видовых понятий. Гл. соч. П. «Подступы к умопостигаемому», содержит осн. положения его философии, к-рая во многом носит этич. характер: спасение души достигается путем ее очищения и отвращения от тела, возвращения к Уму (Нусу) и уподобления божеству. Приобщение к божеству происх. не пространственно и телесно, а в знании (гносисе). Знание Бога П. отождествлял с самопознанием, постижение своей сущности начинается с любви к самому себе. Сохраняя схему Единого у Плотина, П., в отличие от него, приписывал демиургические (творящие) функции не Уму, а высшей части Души. В иерархии бытия челов. душа занимает среднее место между Богом и телом; тяготея к высшему, но и легко склоняясь к низшему, душа обладает свободой воли в выборе пути. Она связана с телом не непосред., а в ряде частич. воплощений, первым из к-рых явл. «дух воображения», занимающий среднее место между чувством и умом.
Ю.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Греческий философ, ученик Лонгина и Плотина и издатель их трудов. Порфирий составлял также обширные комментарии к трудам греческих философов и к поэмам Гомера. "Введение" Порфирия к "Категориям" Аристотеля в латинском переводе Боэция в средние века служило стандартным учебником логики. Трактат Порфирия против христиан в 448 был предан проклятию и сожжен на костре, однако отрывки этого сочинения, демонстрирующие критический метод Порфирия, сохранились.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
* * *
(232 - 304)
рим. философ-неоплатоник (соч. на гр. яз.), ученик Плотина и издатель его трудов. Происх. из Тира (Финикия), руководил филос. школой в Риме. Комментировал соч. Платона и Аристотеля. П. - автор жизнеописания Плотина («Жизнь Плотина и порядок его сочинений»), комментариев к нек-рым из его кн., а также многочисл. соч. по риторике, грамматике, астрономии и математике. Соч. П. «Против христиан» - один из ранних образцов библейской критики. В логике с. именем П. связано т. н. «древо П.», иллюстрирующее иерархию родовых и видовых понятий. Гл. соч. П. «Подступы к умопостигаемому», содержит осн. положения его философии, к-рая во многом носит этич. характер: спасение души достигается путем ее очищения и отвращения от тела, возвращения к Уму (Нусу) и уподобления божеству. Приобщение к божеству происх. не пространственно и телесно, а в знании (гносисе). Знание Бога П. отождествлял с самопознанием, постижение своей сущности начинается с любви к самому себе. Сохраняя схему Единого у Плотина, П., в отличие от него, приписывал демиургические (творящие) функции не Уму, а высшей части Души. В иерархии бытия челов. душа занимает среднее место между Богом и телом; тяготея к высшему, но и легко склоняясь к низшему, душа обладает свободой воли в выборе пути. Она связана с телом не непосред., а в ряде частич. воплощений, первым из к-рых явл. «дух воображения», занимающий среднее место между чувством и умом.
Ю.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ПОРФИРИЙ
• Porphyr?us,
?????????, родился в Тире в 233 г. от Р. X., его собственное финикийское имя Малх (т. е. царь) перевел на греческий язык его учитель Лонгин, учивший его грамматике и риторике в Афинах, и с тех пор он постоянно носил это имя. Увлеченный Плотином, который тогда учил в Риме, он на 30-м году жизни отправился в Рим и слушал его 6 лет с величайшим усердием. Чтобы избавиться от тоски и меланхолии, в которые он впал, вероятно, вследствие своих напряженных занятий, и чтобы подкрепить свои силы, он отправился в Сицилию. Через 5 лет, поправившись и восстановив силы, он опять возвратился в Рим, где по смерти Плотина преподавал в его духе платоническую философию и объяснял сочинения Платона и Аристотеля; он написал также биографию Плотина. Замечательнейшим учеником его был Ямблих. В преклонных летах он еще женился на Марцелле, небогатой вдове с семью детьми, увлеченный ее любовью к философии, и умер в Риме около 70 лет от роду. Его многосторонняя ученость не только в философии, но и в грамматике, риторике, геометрии, арифметике и музыке, ясность изложения и правильность слога, его честное стремление и глубина философии признаются за ним и ценятся также его противниками, христианскими писателями, хотя он был враг христианства; впрочем, его философия, вытекающая из Платоновой, не имеет той оригинальности, а язык — той замечательной силы, какие мы видим у Плотина. Из его многочисленных сочинений большая часть, и притом самая замечательная, пропала; уцелели (и большею частью напечатаны вместе с родственными сочинениями; 1-е, 4-е и 6-е изданы A. Nauck´oм, 1860) следующие:
1. ????????? ????, не совсем полное;
2. ????? ???????? ???? ???? ???? ?????? ???? ??????? ??????? (перевел M?ller; перевод этот помещен перед переводом Плотина, I т., 1878);
3. ???? ??? ?????? ??????????, sententiae ad intellegibilia ducentes;
4. ????? ???????? ???? ????????, de abstinentia ab esu animalium;
5. ????????? и ????? ??????? ???? ??????????, оба о категориях Аристотеля;
6. ???? ????????? ????????;
7. ???????? ??????? (изд. Schrader, 1880 сл.) и ????? ???? ??? ???????? ???? ??????? ´??????, аллегорическое объяснение места Ноm. Od. 13, 102-112;
8. схолии к Гомеру.