бывшее название г. Люйшунь. Известен обороной 27.1(9.2)-20.12.1904(2.1.1905) гг. во время русско-японской войны. Русские войска под руководством генерала Р. Кондратенко до 2.12 героически обороняли военно-морскую крепость П.-А. и выдержали 4 штурма. После гибели Кондратенко крепость была сдана противнику генералом А. Стесселем.
Порт - Артур
ПОРТ-АРТУР
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПОРТ-АРТУР
(русское название китайского города Люйшунь). По китайско-русской конвенции 1898 южная часть Ляодунского полуострова была передана России в аренду на 25 лет для базирования главных сил русского Тихоокеанского флота и постройки военно-морской крепости (проект полковника К. И. Величко), получившей название ПортАртур. Строительство укреплений Порт-Артура началось в 1901. Сыграл важную роль в русско-японской войне (см. Порт-Артура оборона 1904-1905). По Портсмутскому мирному договору 1905 арендные права на Порт-Артур были переданы Россией Японии.
Источник: Русский военно-исторический словарь 2002
ПОРТ-АРТУР
(Люйшунь), город в Китае. Порт на Желтом море. В 1905—45 оккупирован Японией. Освобожден 22 августа 1945 войсками Забайкальского фронта в ходе Хингано-Мукденской операции. Соединения и части, наиболее отличившиеся при овладении П.-А., были награждены орденами и получили наименование Порт-Артурских. Войскам, участвовавшим в освобождении П.-А., приказом ВГК от 23 августа 1945 объявлена благодарность и в Москве дан салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий. По советско-китайским соглашениям военно-морская база П.-А. совместно использовалась СССР и Китаем. В 1955 СССР вывел свои войска из П.-А. и безвозмездно передал правительству КНР сооружения в районе базы.
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
"Порт‑Артур"
В самом начале первого десятилетия ХХ в. отдаленный уголок Петербурга на Малом проспекте Васильевского острова, рядом со Смоленским кладбищем, облюбовали два предприимчивых крестьянина из Калужской губернии. Им приглянулся запущенный огород, занимавший около четырех десятин земли. Они купили землю и основали… извозчичью колонию.
Работа закипела, и спустя непродолжительное время на месте бывшего огорода появились четыре деревянных дома и один каменный, 540 стойл для лошадей, сараи для экипажей, кузница, мелочная и сенная лавки и чайное заведение. Весь двор был вымощен булыжником, а от Малого проспекта до извозчичьей колонии проложили прекрасную дорогу. Когда строительство закончили, колония получила громкое название «Порт‑Артур» и стала быстро заселяться легковыми извозчиками.
Постепенно население колонии заняло все 44 жилых помещения (каждое из которых состояло из трех комнат и кухни) и достигло почти двух тысяч человек. В конюшнях разместилось до тысячи лошадей.
«Извозчики зажили здесь чисто по‑семейному, – писал современник. – Они обзавелись домашним хозяйством и развели целые стада кур, уток и гусей. Ничто, казалось, не было забыто при устройстве извозчичьей колонии».
Ныне от колонии извозчиков с претенциозным названием «Порт‑Артур» ничего не осталось. Примерно до конца 1960‑х гг. сохранялось название короткого тупикового Порт‑Артурского переулка, который когда‑то отделял участок дома № 57 по Малому проспекту от Смоленского кладбища. Потом переулок исчез: его поглотила территория промышленной зоны производственного объединения «Эскалатор».
И последний штрих. В «Топонимической энциклопедии Санкт‑Петербурга» 2003 г. сообщается, что Порт‑Артурской переулок получил свое название «в память о героической обороне Порт‑Артура во время Русско‑японской войны в 1904 г.». Позволю себе не согласиться с уважаемыми авторами и высказать резонное предположение: скорее всего, именно извозчичья колония «Порт‑Артур» дала имя исчезнувшему потом переулку.
Работа закипела, и спустя непродолжительное время на месте бывшего огорода появились четыре деревянных дома и один каменный, 540 стойл для лошадей, сараи для экипажей, кузница, мелочная и сенная лавки и чайное заведение. Весь двор был вымощен булыжником, а от Малого проспекта до извозчичьей колонии проложили прекрасную дорогу. Когда строительство закончили, колония получила громкое название «Порт‑Артур» и стала быстро заселяться легковыми извозчиками.
Постепенно население колонии заняло все 44 жилых помещения (каждое из которых состояло из трех комнат и кухни) и достигло почти двух тысяч человек. В конюшнях разместилось до тысячи лошадей.
«Извозчики зажили здесь чисто по‑семейному, – писал современник. – Они обзавелись домашним хозяйством и развели целые стада кур, уток и гусей. Ничто, казалось, не было забыто при устройстве извозчичьей колонии».
Ныне от колонии извозчиков с претенциозным названием «Порт‑Артур» ничего не осталось. Примерно до конца 1960‑х гг. сохранялось название короткого тупикового Порт‑Артурского переулка, который когда‑то отделял участок дома № 57 по Малому проспекту от Смоленского кладбища. Потом переулок исчез: его поглотила территория промышленной зоны производственного объединения «Эскалатор».
И последний штрих. В «Топонимической энциклопедии Санкт‑Петербурга» 2003 г. сообщается, что Порт‑Артурской переулок получил свое название «в память о героической обороне Порт‑Артура во время Русско‑японской войны в 1904 г.». Позволю себе не согласиться с уважаемыми авторами и высказать резонное предположение: скорее всего, именно извозчичья колония «Порт‑Артур» дала имя исчезнувшему потом переулку.