(1870—1940) — арт. оперы (бас). В 1899 дебютировал в партии Фигаро ("Свадьбе Фигаро") в спектакле моск. Филармонического общества. Позднее выступал в Петербурге (Нар. дом, 1902—06, 1911), Москве (Большой т-р, 1906—07), Харькове (Товарищество оперных артистов под упр. М. Максакова, 1907—08), Екатеринбурге и Перми (1908— 10, 1912—13), Баку (антр. П. Амираго, зима 1916). В 1907 совершенствовался в пении за границей.
1-й исп. партий: Пан Сотник ("Пан Сотник");, в Петербурге — Пустынника и Домового ("Сон на Волге"); в Большом т-ре — Варяжского гостя ("Садко"); в Екатеринбурге — Шонара ("Жизнь Латинского квартала"). Лучшие партии: Сусанин ("Жизнь за царя" М. Глинки), Илья ("Забава Путятишна"), Рене ("Иоланта"), Фальстаф ("Виндзорские кумушки"). Др. партии: Руслан, Мельник ("Русалка" А. Даргомыжского), Борис Годунов, Досифей, Владимир Галицкий, Гудал ("Демон" А. Рубинштейна), Голова ("Майская ночь"), Собакин, Дед Мороз, Гремин, Томский, Златогор, Кочубей, Тибо ("Орлеанская дева"), Голова ("Черевички"), Алеко ("Алеко" С. Рахманинова), Андрей Дубровский; Дон Базилио ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Мефистофель ("Фауст" и "Мефистофель"), Капулети ("Ромео и Джульетта"), Марсель ("Гугеноты"), Граф де Грие ("Манон"), Судья ("Вертер"), Стольник ("Галька"), Нилаканта, Оберталь, Сен-Бри, Дон Педро, Цунига, Лотарио, Ландграф. Партнеры: А. Боначич, А. Борисенко, А. Веретенникова, А. Еремеева, Я. Любин, А. Нежданова, В. Павловская, М. Ростовская-Ковалевская, Д. Смирнов. Пел п/у И. Аркадьева, Э. Меттера, В. Сука.
Вел пед. деят-сть.
Записывался на грампластинки (5 произв.) в Москве ("Лирофон", 1904).