бог морской стихии в древнегреческой мифологии. Считался братом Зевса и изображался с трезубцем в руках, с помощью которого он вызывал морские бури.
ПОСЕЙДОН
ПОСЕЙДОН
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Посейдон
в греческой мифологии бог морей, источников и вод (римск. Нептун), брат Зевса и Аида, с которыми разделил господство над миром. Был владыкой земных недр, земных богатств, повелителем землетрясений. Разгневанный ослеплением своего сына Полифема, он жестоко преследовал Одиссея. В искусстве Посейдон изображался чаще всего обнаженным, с трезубцем в руках. Наиболее известное изображение Посейдона — изображение спора Посейдона с Афиной картины Рубенса.
ПОСЕЙДОН
бог морей, сын Кроноса и Реи, брат Зевса, получивший после победы над титанами господство над морем и другими водами. Супругой его была Амфитрита. Дворец его находился на дне моря близ острова Эвбеи. По морю он ездил на своих меднокопытных конях с золотой гривой, поднимал бурю ударом своего трезубца, вызывал землетрясения, рассекал скалы. Всех, кто его оскорблял, он преследовал своим гневом, насылая бури и морских чудовищ. С Афиной он спорил за обладание Аттикой (см. Афины), а в Троянской войне держал сторону греков. Он считался создателем коня, научившим людей управлять им при помощи узды, поэтому конь был посвящен ему, так же как и дельфин. Римляне отождествляли Посейдона со своим божеством Нептуном.
Источник: Краткий словарь античности. 2001
Посейдон
(лат. Poseidon), в греч. мифологии бог морей, всех источников и вод (ему соответствует рим. Нептун), сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида, с которыми он разделил господство над миром, супруг Амфитриты, родившей ему Тритона. П. был владыкой земных недр, земных богатств и повелителем землетрясений, своим трезубцем он мог вызвать землетрясение или бурю, появлялся всегда с огромной свитой, состоящей из мор. божеств низшего ранга и мор. животных. Лаомедонту он воздвигнул стены Трои, в споре с Афиной за господство в Аттике выбил своим трезубцем источник на Акрополе и подарил Кекропу коня. Разгневанный ослеплением своего сына Полифема, он жестоко преследовал Одиссея. П. часто связывают с культом быка или коня; он считался покровителем рыболовства. В честь него праздновались Истмийские игры. В искусстве П. изображался чаще всего обнаж. с трезубцем в руках. Наиболее известным является изображение спора П. с Афиной в зап. части Парфенона. Статуи П. поставлены у многочисл. источников; картина Рубенса.
рис. Скульптурный колосс из святилища Посейдона на Мелосе (2 в. до н.э.).
рис. Скульптурный колосс из святилища Посейдона на Мелосе (2 в. до н.э.).
Источник: Словарь античности. 1989
ПОСЕЙДОН
в греч. миф. один из гл. олимпийских богов, владыка моря, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида, с к-рыми он поделил господство над миром. Бросив жребий, он получил в удел море (Зевс — небо, Аид — подзем. царство). П. — отец множ. детей, и все они стихийны, ужасны и чудовищны. Это великаны Сарпедон, Орион и Алоады, царь бебриков, кулачный боец Амик — от нимфы Мелии, великан Антей — от Земли, киклоп Полифем, царь Бусирис, убивающий всех чужестранцев, разбойники Керкион и Скирон; от медузы Горгоны у него Хрисаор («златомеч») и Пегас, выбивший копытом источ. Гиппокрену. Деметра в образе эринии родила от П. коня Арейона, что дополняет сведения о зооморфной сущности П. Он выслал из моря на Крит прекрасного быка, свою собств. ипостась, который вместе с Пасифаей породил чудовище Минотавра. П. считается божеств. отцом Тесея, сына афинского царя Эгея. Единств. страна, где царили П. и его потомки, к-рых Зевс покарал за нечестие — о-в Атлантида. Культ П. связан с почитанием его как божества моря, источ. (его эпитеты: Кренух, «держатель источ.», Нимфагет, «водитель нимф») и землетрясений. Страбон сообщает, что родосцы после землетрясений вблизи о-ва Фера воздвигли храм П. Асфалию — «дарующему безопасность». П. почитался по всей Греции как Фитальмий, наряду с Дионисом Дендритом, «древесным» и им обоим была посвящена сосна. Культ П. Гиппия — «конного» преимуществ. фессалийский. В Аргосе был храм П. Проклистия — «причиняющего наводнение» в память спора Геры и П., когда отвергнутый аргосцами П. наслал на Арголиду море. На акрополе у святилища Эрехфея еще во 2 в. почитался источ. солоноватой воды, якобы выбитый трезубцем П. В Трезене, несмотря на пораж. П. от Афины «могучей», почитают П. «царя». Там же храм П. Фитальмия в память бесплодия, посланного П. на землю, пропитавш. мор. солью, и милости П., унявш. гнев. Культ П. всюду связан с бедствиями, сопровождавш. его гнев, сме-няемый затем на прощение.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ПОСЕЙДОН
• ?????????,
?????????, сын Кроноса и Реи, брат Зевса (Hesiod. theog. 453), по Геродоту — старший, по Гомеру — младший, после победы на титанами при разделе господства над миром получил на свою долю море (Ноm. Il. 15, 187 слл.); он темнокудрый (???????????), объемлющий и держащий землю (????????), властитель моря (´????, ???????????, ?????????????, ?????????) и всех морских богов, имеющий свой дворец в глубине моря (при Эгах, ??????, Ноm. Il. 13, 21. Ноm. Od. 5, 381), самим Зевсом признаваемый за ??????????? ???? ´??????? между богами. Ноm. Od. 13, 142. Все морские явления происходят от него: он посылает бурю и успокаивает волны; если он на своих быстрых меднокопытных конях проезжает по морю, то оно выравнивается в гладкую поверхность, а если он в гневе ударяет по морю своим страшным оружием, трезубцем, то поднимаются кипучие волны, поглощают корабли, затопляют страны и погребают в своих недрах города. Как колебатель земли (????????????, ??????????, ???????? ?????), ?. производит землетрясения и своим трезубцем рассекает скалы. Так, в Фессалии, во время затопления страны разливом Пенея, он ударом трезубца открыл Темпейскую долину, чтобы дать выход реке; поэтому в Фессалии он называется ?????????, сокрушителем скал. Яростен гнев этого бога, так же как и его стихия. С неумолимым гневом преследует он тех, кто его оскорбляет. Так, Одиссея, который ослепил сына его, циклопа Полифема, он гоняет по всему морю до тех пор, пока Зевс, который долго уже снисходил к его гневу, воспользовавшись его отсутствием, не решил вместе с прочими богами возвратить несчастного героя. Ноm. Od. 1, 11 слл. На Трою П. обратил весь свой гнев, с тех пор как царь Лаомедонт, которому он вместе с Аполлоном построил стены Илиона (Ноm. Il. 7, 452. 21, 443), не заплатил ему условленной платы (Horat. Od. 3, 3, 22). Он наслал для наказания этой страны морское чудовище, которому должны были отдать на съедение дочь Лаомедонта Гесиону (см. Hesione, Гесиона), и всеми способами поддерживал греческих героев при осаде этого города. Даже Зевсу, который имел верховную власть над ним и над всеми богами и которому он, как старшему брату, обыкновенно уступает и угождает, он иногда отваживается сопротивляться. Ноm. Il. 1, 400. 15, 185 слл. В древнепеласгическое время П. был не только богом моря, но и богом всех вод, распространенных на земле и вокруг нее; он дает начало источникам, рекам и озерам. Поэтому он был также питателем и оплодотворителем растительного царства (????????? в Гермионе) и стоял близко к Деметре, матери земли. Поэтому он почитался во многих местах, не прилегавших к морю; но с тех пор как он сделался исключительно богом моря, его культ в этих местах мало-помалу исчез, и вместо него явилось почитание других божеств. Отсюда возникли рассказы о многочисленных спорах из-за покровительства над разными местами, которые он вел с другими богами, и об обменах; с Афиною спорил он из-за обладания Аттикой (см. Cecrops, Кекропс) и Трэзеном, с Герою из-за Арголиды, а свою часть в Дельфах уступил Аполлону в обмен на Калаврию (?????????). ?. имел отношение к коню (П. ´??????) также вследствие своего первоначального значения, как бог всех вод. Именно он, по преданию, создал коня, который пасется на влажных, обильных травою лугах при ручьях и реках, научил управлять им, и потому на конских ристалищах его призывали как покровителя конских состязаний и умилостивляли жертвами и обетами. Этот П. ´?????? часто находился вместе с Афиною ??????, которая изобрела узду для коня. Супруга П. была Амфитрита; впрочем, Гомер еще не знает о ней, как о его супруге; только Гесиод (Hesiod. theog. 930) повествует о рождении от этого брака Тритона. Со многими другими возлюбленными он также произвел многочисленное потомство, именно героев и основателей таких племен и городов, которые его почитали. Поклонение П. было в Греции распространено повсюду, но преимущественно он почитался на побережьях и островах; особенно богат местами его почитания был Пелопоннес; у Гомера главным местом поклонения П. является Пилос, город Нестора, который от него вел свой род (Ноm. Od. 11, 253 слл.); на Истме, близ Коринфа, через каждые три года праздновались в честь его Истмийские игры. Праздник в честь П. в Онхесте, в Беотии, также упоминается уже у Гомера (Il. 2, 506). Ионийцы почитали П. как покровителя своего племени. Процветавшее в ионийских городах на северном берегу Пелопоннеса, особенно в Гелике и Эгахе (Ноm. Il. 8, 203), поклонение П. удержалось также и после переселения их; когда они выселились в Малую Азию, то принесли с собой поклонение геликонскому П. и основали в честь его на мысе Микале его главный храм, при котором они праздновали народный праздник Паннонии. Hdt. 1, 148. Геродот (2, 50. 4, 188) упоминает о поклонении П. в Ливии, но ошибочно утверждает, что этот бог отсюда пришел к грекам. П. посвящен был, кроме коня, дельфин, а между деревьями — сосна, по причине ее темно-зеленого цвета, цвета моря, и потому что из нее строятся корабли. В жертву ему приносились быки, особенно черные, также кабаны, бараны; в Арголиде в честь его ввергались в ручей Дейну взнузданные лошади. Он часто изображался в группах с Амфитритой и другими морскими божествами и с дельфинами; он величествен и силен, но ему недостает спокойного величия Зевса, с которым он имеет фамильное сходство. Соответственно его стихии в нем есть что-то неспокойное и сердитое, какое-то упрямство и недовольство. Тело его стройнее, чем у Зевса, но с более сильной мускулатурой; лицо имеет более угловатые формы, в чертах лица меньше ясности и спокойствия, волосы более взъерошены и отдельные пряди разбросаны в беспорядке. Римляне отождествляли своего морского бога Нептуна, Neptunus, с греческим П. В древнейшие времена поклонение ему было незначительно, т. к. римляне мало имели дело с морем. Когда впоследствии греческие представления перенесены были на Нептуна, то особенно выдавалось в нем отношение к коню и к конскому ристанию. Подобно ???????? ´??????, он называется Neptunus equester. Ему был поставлен жертвенник в цирке Фламиния и вблизи храмa; в Великом цирке (Circus maximus), где он равным образом имел храм, в честь его как N. Census ежегодно праздновались установленные будто Ромулом (Liv. 1, 9) Consualia с ристаниями. Имя Consus объясняют как советчик, но, кажется, что Consus первоначально был древнеиталийский бог земли и посевов.