ПОСЛЕВОЕННАЯ ОДИССЕЯ КОРВЕТТЕНКАПИТАНА ФОН РЕТТЕЛЯ
ПОСЛЕВОЕННАЯ ОДИССЕЯ КОРВЕТТЕНКАПИТАНА ФОН РЕТТЕЛЯ
По материалам В. Ильина) Ранним солнечным утром 9 мая 1945 года корветтенкапитан Пауль фон Реттель, командир немецкой подводной лодки U-2670, охотившейся за транспортами союзников в Атлантике, получил шифровку из штаба флота. В ней сообщалось о смерти фюрера, капитуляции Германии и о приказе гросс-адмирала Деница всем кораблям прекратить боевые действия, поднять белые флаги и следовать в ближайшие порты стран-победительниц. Реттель решил не подчиняться приказу и продолжать вести войну против бывших врагов. О содержании шифровки, а также о своих планах он сообщил только офицерам субмарины. Старший офицер, лейтенант Клейн, назвал их опасной авантюрой и попытался отговорить командира от задуманного. Утром Реттель объявил команде, что Клейн, охваченный депрессией, ночью покончил с собой и что на его должность назначается старший штурман лейтенант Штробель. 13 мая в условленной точке у западного побережья Африки U-2670 встретилась с «дойной коровой» — подводной лодкой снабжения. Реттель первым увидел в бинокль «корову» и развевающееся над ней белое полотнище. Реттель уговорил командира «коровы» отпустить ему воды, топлива и провианта сверх положенных нормативов и отдать весь запас боеприпасов и торпед, умело избегая ответов на недоуменные вопросы снабженца. В тот же день U-2670 отправилась вдоль побережья Африки на юг в свой одиночный боевой поход… Вечером 20 мая 1945 года аргентинский танкер «Кристобаль» огибал мыс Доброй Надежды примерно в восьмистах милях от берега. Около 22.00 вахтенный помощник капитана заметил по правому борту мерцающий огонек. Вглядевшись, он понял, что кто-то азбукой Морзе передает сигнал бедствия — SOS, и немедленно доложил об этом капитану. Прозвучал сигнал тревоги. На «Кристобале» включили прожекторы, которые высветили две шлюпки, набитые людьми. Когда терпящие бедствие поднялись на борт танкера, стало видно, что их одежда превратилась в лохмотья, руки и головы у многих перевязаны кровавыми тряпками, изможденные лица покрыты пятнами сажи и запекшейся крови. Прошли секунды, и вдруг спасенные разбежались, окружая аргентинских моряков. Блеснули стволы пистолетов и автоматов, выхваченных из-под лохмотьев. — Руки вверх! Не двигаться! — выкрикнул по-английски Штробель, возглавлявший группу захвата. Пираты согнали всю команду танкера на носовую часть верхней палубы. Ошеломленные моряки не сопротивлялись. Штробель посигналил фонариком, и вскоре к «Кристобалю» подошла U-2670. Механики присоединили к горловинам танков шланги, включили насосы, и в топливные емкости субмарины полилась солярка, а бригада «снабженцев» стала очищать кладовые от съестных припасов, каюты и кубрики — от денег и ценных вещей. Сейф судовой кассы подорвали гранатой — ключи от него капитан демонстративно выбросил за борт, за что получил очередь в живот из «шмайссера». Когда топливные цистерны субмарины заполнились и на нее перенесли все награбленное, Реттель приказал «спасенным» вернуться на борт лодки, не выключая перекачивающих насосов танкера. На поверхности воды вокруг субмарины стало быстро расти пятно солярки. U-2670 отошла от «Кристобаля» на полмили. Реттель развернул ее носом к танкеру и выпустил торпеду. Через положенное число секунд раздался взрыв, после которого и танкер, и море вокруг него превратились в гигантский пылающий факел. Ни один человек не выбрался бы из такого ада. Корветтенкапитан мог быть уверен, что не оставил в живых ни одного свидетеля своей кровавой акции. После четырех недель плавания в «ревущих» сороковых широтах субмарина подошла к берегам Австралии. 21 июня, действуя по уже отработанной схеме, пираты захватили американский теплоход «Белинда Эй», приписанный к Гонолулу. На этот раз моряки судна оказали сопротивление, двое «спасенных» бандитов были убиты, но в итоге теплоход разделил трагическую участь «Кристобаля». Следующие два месяца U-2670 крейсировал в южной части Тихого океана, между Новой Зеландией, островами Фиджи, Кука и Туамоту. Прорываться к берегам Японии уже не имело смысла, 2 сентября 1945 года радист субмарины принял сообщение о ее капитуляции. Спустя несколько дней подводные пираты напали на филиппинский теплоход, шедший из Новой Зеландии на острова Фиджи. После перекачки горючего и ограбления кают бандиты уже собрались топить судно и его экипаж, когда оказалось что на нем находится его старый знакомый Билленфельд — крупный теневой делец. Билленфельд, которому принадлежал захваченный теплоход, предложил вместе заняться контрабандой с базированием на китайские порты. Это сулило значительно больше выгоды, чем разбой на морских торговых путях. И значительно меньше риска. Дальнейший путь до Кантона U-2670 прошла невиданным доселе способом. Днем она плыла… под днищем едва не уничтоженного судна! Там ее не могли засечь ни гидролокаторы, ни шумопеленгаторы. Ночью субмарина шла в надводном положении рядом с теплоходом, готовая в любой момент нырнуть под него. До осени 1949 года U-2670, ставшая подводным извозчиком, «трудилась» у берегов Юго-Восточной Азии. Билленфельд не обманул Реттеля. «Заработки» были отличными, у всех офицеров и членов команды появились солидные счета в банках Сингапура, Гонконга и Австралии. Безопасность субмарины обеспечивала ее формальная принадлежность к ВМС Чан Кайши. Но в одну из осенних ночей U-2670 пришлось спешно уйти из Кантона: в город внезапно ворвались отряды китайской красной армии. Вместе с субмариной, успев погрузить на нее крупную партию наркотиков, покинул Кантон и Билленфельд. Лодка перебазировалась на атолл Ванаранга. Резиденцией Билленфельда стал Тайбэй, столица Тайваня. Оттуда на Ванарангу шла информация о маршрутах и датах отплытия судов, а также о перевозимых ими грузах. А газеты на всех континентах время от времени сообщали о таинственных исчезновениях судов, строили догадки о причинах трагедий. Однажды днем в двух милях от атолла на якорь встало неизвестное судно. По рации с него передали условный сигнал и сообщили, что прибыл человек от Билленфельда. Им оказался лейтенант японского флота Иосуки, сообщивший что из порта Вила на островах Новые Гебриды выйдет французская шхуна «Флер де Сюд» с крупной суммой денег для банка в Нумеа, на Новой Каледонии. Двое суток U-2670 караулила шхуну на предполагаемом пути ее следования. За это время Реттель несколько раз безуспешно пытался связаться с Билленфельдом. С каждым разом беспокойство и настороженность корветтенкапитана возрастали. Наконец в полдень на третьи сутки вахтенный увидел на горизонте мачты, а затем Реттель опознал и белый корпус шхуны. Значит, в полученной информации подвоха не было. Остальное, в том числе и количество охраны, его не беспокоило. Реттель уже давно отказался от уничтожения захваченных судов с помощью торпед. Теперь в его распоряжении имелись более «элегантные» средства. До темноты субмарина следовала за шхуной в значительном отдалении. Для ее успешного захвата были нужны темнота и устойчивое направление ветра. С заходом солнца U-2670 увеличила ход, догнала шхуну и на электромоторах бесшумно пошла рядом с ней со стороны наветренного борта. — Приготовить газомет! — скомандовал Реттель в боевую рубку. Из носового люка появилась толстая труба с плоским раструбом на конце. — Надеть противогазы! Реттель и Штробель внимательно осматривали шхуну в бинокль. На ней все было спокойно. Ясно, что субмарину с палубы не видели. Никаких признаков ловушки не наблюдалось. — Открыть газовый клапан! Раздалось громкое шипение. Прошло с полчаса, и «Флер де Сюд» начала рыскать то вправо, то влево. В конце концов ее развернуло носом к ветру, паруса на ней заполоскали. U-2670 подошла к шхуне вплотную. Пираты в противогазах перекинули на ее борт штормтрапы. На палубе, в каютах и на мостике шхуны лежали люди без признаков жизни. Они надышались усыпляющим газом. Забрав мешки с банкнотами и ценные вещи, грабители заперли спящих в каютах, а затем покинули шхуну, предварительно открыв в трюмах кингстоны. Внутрь хлынула забортная вода, судно стало медленно тонуть. Вскрыв один из опечатанных мешков, Реттель убедился, что его подозрения в адрес японца были напрасными. Разве стал бы он устраивать ловушку и одновременно одаривать их таким богатством? А накануне днем на пляже атолла Ванаранга шел неторопливый разговор между двумя лейтенантами — Клаусом, оставленным Реттелем на базе за старшего, и Иосуки, вдруг снова появившимся здесь. Поначалу все было как в прошлый раз: вызов базы по радио, пароль, отправка к судну шлюпки с двумя матросами. Только теперь, когда шлюпка вернулась, японца сопровождали не посланные за ним люди, а десяток желтолицых парней с автоматами. Они мгновенно разоружили подводников, заняли все ключевые точки базы, а радиста, попытавшегося включить передатчик, пристрелили. Иосуки предложил Клаусу и его людям перейти на службу к новому хозяину, обещав условия не хуже, чем у Билленфельда, который, как сообщил японец, погиб при невыясненных обстоятельствах. Об альтернативе Иосуки не упоминал, но Клаус о ней догадывался. После недолгих раздумий он принял предложение. По пути на базу U-2670 получила еще одну возможность «поохотиться» и не упустила ее. Но в разгар ночной высадки на небольшой теплоход «Равади» Штробель заметил на горизонте ходовые огни судна. Огни быстро приближались. Луна высветила силуэт эсминца. Реттель приказал срочно перенести девятерых усыпленных моряков с теплохода на субмарину и погрузиться. Сбросить их в море было нельзя — если эсминец спасет кого-нибудь, тайна пиратов может приоткрыться. Погрузившаяся субмарина оставила на поверхности моря очередную загадку: покинутое экипажем судно без каких-либо повреждений, следов насилия или борьбы, с нетронутым грузом и личными вещами команды, с полным комплектом спасательных средств, с исправной рацией. Когда следующей ночью U-2670 приблизилась к своему атоллу, радист стал вызывать базу. Ответа не было. — Значит, опять тайком пронесли спиртное и теперь дрыхнут, — проворчал Реттель. — Придется напомнить им о морской дисциплине. Он стал высматривать сигнальный огонь, который должен в ночное время обозначать вход в лагуну. Вскоре показался мелькающий свет фонаря на покачивающейся в волнах шлюпке. «Хорошо, что хоть об этом Клаус не забыл», — подумал Реттель. U-2670 повернула к берегу и устремилась к проходу. На мостике стояли Реттель, Штробель и двое впередсмотрящих. Когда гул прибоя впереди стал оглушительным, они поняли, что U-2670 идет в ловушку, но было уже поздно. Субмарина на полном ходу врезалась в рифы, смявшие носовую часть и пропоровшие днище, а набежавшая затем волна отбросила ее обратно в океан. Из членов команды, находившихся внизу, спаслись только трое. Утром стало ясно, что база разгромлена, оборудование разбито, склады с припасами уничтожены, запасы воды исчезли. Шлюпка с сигнальным фонарем стояла на якоре в лагуне напротив самых опасных рифов. Проход находился метров на двести дальше. Четыре месяца семеро уцелевших пиратов жили на острове в построенной из обломков кораблекрушения хижине, непрерывно поддерживая с трудом добытый огонь, питаясь найденными остатками продуктов и молоком кокосовых орехов, примитивным способом опресняя морскую воду. Спасли их подошедшие к атоллу на парусной лодке туземцы, заметившие в сумерках на берегу костер. С ними бывшие пираты добрались до Сувы, где в числе атрибутов цивилизации были несколько банков. Здесь прибывшие мгновенно превратились из жалких оборванцев в богатых туристов, поскольку для доступа к лежащим на их счетах капиталам было достаточно личной подписи. Спустя несколько недель среди пассажиров трансконтинентального авиалайнера, вылетавшего из Сиднея в Буэнос-Айрес, появились семеро элегантных джентльменов с панамскими паспортами и документами, выданными одной из южноамериканских судоходных компаний. Только темнокожую стюардессу, с улыбкой встречавшую пассажиров, поразили их серые, ничего не выражавшие лица и пустые глаза.
Источник: 100 великих тайн Второй мировой. 2009