Пост
Пост
Пост в Римско-католической Церкви, как и во многих других христианских и нехристианских церквах, заключается в воздержании на какое-то время от употребления пищи, или отказ от употребления определенных родов пищи, также может включать запрет на супружеские отношения, отказ от увеселений и т. д.
Источник: Католическая энциклопедия в 4 т. 2002
Пост
в некоторых религиях воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или пищи животного происхождения, особенно мяса. В дни постов запрещается веселиться, вступать в брак. В православии существуют посты: весенний (великий) - 7-недельный перед Пасхой, летний - Петровский, осенний - Успенский, зимний - Рождественский.
Источник: Краткий исторический словарик
Пост
1) все порученное для охраны и обороны часовому, а также место или участок местности, на котором он выполняет свои обязанности;
2) военнослужащий (группа, небольшое подразделение), выполняющий специальную задачу, а также соответствующим образом оснащенное место (пункт);
3) специально оборудованное место на корабле для службы нарядов.
2) военнослужащий (группа, небольшое подразделение), выполняющий специальную задачу, а также соответствующим образом оснащенное место (пункт);
3) специально оборудованное место на корабле для службы нарядов.
Источник: Словарь военных терминов
ПОСТ
военный объект, охраняемый и обороняемый часовым, а также место или участок местности, на котором часовой выполняет свои обязанности. Солдат или воинское подразделение — например, сторожевой П. В некоторых религиях похожим по звучанию термином обозначают воздержание на определенный срок от приема всякой пищи, либо отдельных ее видов, например мяса. В православии существуют П.: весенний — великий, 7 недель перед пасхой; летний — петровский; осенний — успенский; зимний — рождественский, или филипповский, а также в некоторые другие дни. Верующим в дни П. запрещаются увеселения, вступление в брак.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Пост
время сосредоточенной религиозной жизни, предусматривающее усиленную молитву и воздержание от пищи животного происхождения. Существуют однодневные и многодневные П. Однодневные установлены в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель, а также в праздник Воздвижения Креста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. К многодневным постам относятся: Великий пост (7 недель); Петров (начинается через неделю после праздника Пятидесятницы и кончается днем апостолов Петра и Павла (12 июля по нов. ст.); Успенский (две недели, с 14 по 28 августа нов. ст.); Рождественский (с 28 ноября по 6 января нов. ст.). Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается венчание.
Источник: Краткий православный словарь.
ПОСТ
время усиленного молитвенного обращения к Богу и воздержания (особенно в пище животного происхождения). Существуют однодневные и многодневные посты. Однодневные посты установлены: в среды и пятницы всего года, за исключением нескольких недель – сплошных седмиц; в праздник Воздвижения Kреста Господня, день Усекновения главы Иоанна Предтечи и сочельники. Многодневные посты: Великий пост; Петровский – начинается через неделю после праздника Троицы и кончается днем апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля); Успенский – с 1 (14) августа по Успение Богородицы 15 (28) августа; Рождественский – с 15 (28) ноября по рождественский сочельник 24 декабря (6 января). Великий пост, а также посты в среды и пятницы являются каноническими (см. 69-е правило св. Апостолов). Остальные посты являются уставными, т.е. введенными в практику через монастырский устав, впоследствии распространившийся и на мирян. Накануне однодневных постов и в течение многодневных не совершается венчание.
Источник: Православие. Словарь-справочник.
пост
как и жертва не является по закону обязательным установлением. Только в одном случае-в день очищения закон предписывал смирять души, что значит, как думают толкователи, поститься (Лев 16.29,31; 23.27,29,32; Чис 29.7). Об этом посте, видимо, упоминается в Деян 27.9 (теперь-Йом Кипур). Однако многие пророки, цари и даже целый народ часто добровольно оставляли все дела, надевали на себя вретище, отказывались от еды и питья, если им грозила беда или они хотели о чем-то особенно просить Бога (Суд 20.26; 2Ц 1.12; 2Пар 20.3; Езд 8.21; Пс 34.13; Иол 3.5; Деян 13.2,3). И это называлось «поститься». Пост мог продолжаться день или несколько дней. Наиболее продолжительно-40 дней, постились Моисей (может быть, дважды или трижды-Исх 24.18; 34.28; Вт 9.9,18), пророк Илия (3Ц 19.8) и Господь Иисус Христос (Мф 4.2). Их вместе на горе Преображения видели ученики. Истинный пост состоит не в отказе от пищи, но в смирении и обращении к истине (Ис 58.3-14; ср. Иер 14.11-12; Зах 7.5). В Новом Завете нет заповеди о посте, но Апостолы и другие служители Христовы наставлением (1Кор 7.5) и примером (Деян 13.2-3) показали важность поста для святой жизни (ср. Мф 17.21).
ПОСТ
Дни особого ограничения в пище, разумное воздержание всех своих чувств, желаний и поступков. Посты бывают однодневные (среда, пятница, сочельники) и многодневные (Великий, Успенский, Петровский и Рождественский). Пост существовал уже в Ветхом Завете. В христианской традиции пост установлен апостолами по примеру ветхозаветных пророков (Моисея и Ильи) и самого Иисуса. Перед Своим служением Христос 40 дней постился в пустыне. Первоначально в древней церкви пост был чрезвычайно строгим. Нельзя было есть и даже пить в продолжение какогото времени. В настоящее время в пост запрещается только животная пища: мясо, масло, молоко, яйца и под. Рыба и растительное масло разрешаются только в определенные дни. Но главным содержанием и результатом поста должна быть духовная жизнь христианина. Пост в православной культуре – это помощь человеку для приведения своей духовной жизни в порядок. Во время поста православные с особым усердием стараются подражать жизни Христа, молятся, отказываются от развлечений. Пост помогает человеку также подготовиться к определенным православным праздникам, чтобы встретить их с благоговением и особой радостью. Пост способствует в приобретении привычки и дальше вести достойный образ жизни.
Источник: Основы православной культуры. 2011
Пост
дни усиленной молитвы и воздержания. В пост не едят скоромного, то есть продуктов животного происхождения. В церковной практике существуют многодневные и однодневные посты. Однодневный пост соблюдают по средам и пятницам в течение всего года, а также в дни праздников Воздвижения Креста Господня, Усекновения главы Иоанна Предтечи, в рождественский и крещенский сочельники. Исключение составляют несколько недель, которые называют сплошными седмицами. Многодневных постов всего четыре: Великий пост, Апостольский (или Петров) пост, Успенский и Рождественский посты. Петров пост начинается через неделю после Троицы и заканчивается праздником в честь первоверховных апостолов Петра и Павла, который Церковь отмечает 12 июля. Успенский пост начинается 14(1) августа и заканчивается в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, то есть 28(15) августа. Заговенье на Рождественский пост начинается 28(15) ноября. Пост продолжается до 6 января (24 декабря) и заканчивается рождественским сочельником. Время Великого поста зависит от наступления Пасхи, то есть Великий пост, как и Пасха, является преходящим церковным событием. Однако его продолжительность остается неизменной, поскольку он является каноническим постом, предусмотренным еще апостольскими правилами. Остальные посты являются уставными, то есть они были введены в церковную практику благодаря монастырским уставам и только через много лет стали распространяться и на мирян. Постом не совершают венчание. Кроме того, не венчают и накануне однодневных постов.
Источник: Православная энциклопедия.
Пост
евр. цом. Пост был установлен законом только в великий день очищения (Лев. 16:29; 20:27; Чис. 29:7), который потому преимущественно называется «постом». Этот день совпадал с осенними бурями (Деян. 27:9). Кроме этого, мы часто встречаем упоминание о посте, как о выражении горя при своих или чужих несчастиях, например, смерти и т.п. ( I Цар. 31:12; 2 Цар. 1:12; Пс. 108:24; 34:13). Во времена общественных бедствий или, когда приготовлялись к какому-нибудь важному делу, объявляли пост на несколько дней, в продолжение которых народ, одевшись во вретища (покрывала из грубой ткани) и посыпав голову пеплом, воздерживался от пищи и просил у Бога милости и помощи (Суд 20: 28; 1 Цар. 7:6; 14:24; 2 Цар. 12:16; Неем. 9:1; Иер. 36:9; Иоил. 2:15; 3 Цар. 21:9, 12; Езд. 8:21 и дал.). Моисей и Христос приготовлялись сорокадневным постом к предстоящему служению (Втор 9:9; Мат. 4:2; Срав. с Илией 3 Цар. 19:8). Во времена Вавилонского плена соблюдали четыре различных поста (Зах. 7:1 и дал.; 8: 19). В четвертом месяце был пост по случаю разрушения Иерусалима (Иер. 52:6 и дал.); в пятом месяце по поводу сожжения храма (Иер. 52:12 и дал.); в седьмом — в память умерщвления Годолии (Иер. 4:1 и дал.) и в десятом месяце по поводу начала осады Иерусалима (Иер. 52-4). Пророки часто напоминали народу о том, что внешний пост без истинного покаяния и обращения ни к чему не ведет (Ис. 58:3 и дал.; Иер. 14:12; Зах. 7:5 и дал.). Лицемеры много постились напоказ (Мат. 6:16; 9:14; Лук. 18:12). В Новом Завете не существует заповеди о посте, хотя и Христос, и апостолы словом и примером показали важность и значение добровольного поста для святой жизни (Лук. 5:34 и дал.; 2 Кор. 6:5; 11:27; Мат. 4:2; 6:16 и дал.; 17:21; (Деян. 13:2 и дал.).
ПОСТ
полный отказ от питья и еды. Посты иудейские протекают на протяжении суток, то есть с вечера до вечера.
Пост должен был отвратить или умерить бедствие, вызвав сострадание Бога.
1. Пост в дни, упомянутые в Библии.
Иом-Кипур – длится с захода солнца накануне и до наступления темноты на следующий день.
Девятое ава – в память о разрушении Первого и Второго храмов и о других бедствиях, постигших еврейский народ в этот месяц; длится с захода солнца накануне и до наступления темноты на следующий день.
17-е таммуза – в память о взятии стен Иерусалима вавилонянами и Титом; длится с восхода до захода солнца.
10-е тевета – в память об осаде Иерусалима Навуходоносором; длится с восхода до захода солнца.
3-е тишрея – в память об убийстве Гдалии; длится с восхода до захода солнца.
13-го адара – пост Эсфири накануне праздника Пурим; длятся с восхода до захода солнца.
2. Посты, предписанные раввинами (с восхода до захода солнца).
3. Посты частного характера: в годовщину смерти родителей или учителя; жених и невеста постятся в день бракосочетания вплоть до свадебной церемонии; пост, чтобы отвратить дурные последствия кошмарного сна; если упал свиток Торы, свидетели этого постятся в течение дня.
Во время поста в иудаизме следует посвятить свое время самоанализу и молитве и не забывать о благотворительности. Во время поста следует обдумывать свое поведение, раскаяться, затем исполниться решимости и начать хоть что-то исправлять в жизни. Отказ от питья и еды не является самоцелью, это лишь средство, чтобы человек смог задуматься над тем, как он проживает свою жизнь. В первую очередь это помогает немного снизить гордыню, которая сильно мешает задуматься человеку о подобных вещах. Когда человек чувствует, что начинает слабеть от голода, он становиться немного скромнее.
Во время поста человек перед собой ставит задачу духовно отчиститься. В этот день человек способен изменить свой приговор, который ему был вынесен на Небесах.
Пост должен был отвратить или умерить бедствие, вызвав сострадание Бога.
1. Пост в дни, упомянутые в Библии.
Иом-Кипур – длится с захода солнца накануне и до наступления темноты на следующий день.
Девятое ава – в память о разрушении Первого и Второго храмов и о других бедствиях, постигших еврейский народ в этот месяц; длится с захода солнца накануне и до наступления темноты на следующий день.
17-е таммуза – в память о взятии стен Иерусалима вавилонянами и Титом; длится с восхода до захода солнца.
10-е тевета – в память об осаде Иерусалима Навуходоносором; длится с восхода до захода солнца.
3-е тишрея – в память об убийстве Гдалии; длится с восхода до захода солнца.
13-го адара – пост Эсфири накануне праздника Пурим; длятся с восхода до захода солнца.
2. Посты, предписанные раввинами (с восхода до захода солнца).
3. Посты частного характера: в годовщину смерти родителей или учителя; жених и невеста постятся в день бракосочетания вплоть до свадебной церемонии; пост, чтобы отвратить дурные последствия кошмарного сна; если упал свиток Торы, свидетели этого постятся в течение дня.
Во время поста в иудаизме следует посвятить свое время самоанализу и молитве и не забывать о благотворительности. Во время поста следует обдумывать свое поведение, раскаяться, затем исполниться решимости и начать хоть что-то исправлять в жизни. Отказ от питья и еды не является самоцелью, это лишь средство, чтобы человек смог задуматься над тем, как он проживает свою жизнь. В первую очередь это помогает немного снизить гордыню, которая сильно мешает задуматься человеку о подобных вещах. Когда человек чувствует, что начинает слабеть от голода, он становиться немного скромнее.
Во время поста человек перед собой ставит задачу духовно отчиститься. В этот день человек способен изменить свой приговор, который ему был вынесен на Небесах.
Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф
ПОСТ
3Цар 21:9, Неем 9:1, Иер 36:6). Во времена опасности или общественных бедствий у Иудеев было в обычае и считалось религиозною обязанностью налагать на себя пост, т.е. воздерживаться от пищи, молиться и приносить жертвы (Суд 20:26). То же самое соблюдалось и частными лицами, если предстояло исполнить особенно важное дело или постигал какой либо несчастный случай, как например Моисей на горе Синайской для принятия закона от Бога (Исх 24:18), Давид — когда узнал о смерти Саула (2Цар 1:12); Ниневитяне, вследствие проповеди пророка (Ион. 3:5) и проч. Сам Господь постился при вступлении на Свое общественное служение: “И постившись сорок дней и сорок ночей, говорит евангелист, на последок взалкал” (Мф 4:2). Посты соблюдались Евреями с особенною строгостью, и вообще от вечера до вечера, т.е. 24 часа, и отличались не только воздержанием от пищи, но даже и от всех других чувственных потребностей. При этом они обыкновенно облекались во вретище, снимали свои сандалии, посыпали пеплом голову, ходили с неумытыми руками, с непомазанною главою; синагоги во время постов наполнялись воплями, полными печали и покаяния (Ис 22:12, Ин 2:15-17). Во время плена Иудеями соблюдались четыре особенных постных дня: а) в девятый день четвертого месяца в воспоминание завоевания и взятия Иерусалима Халдеями; б) в десятый день пятого месяца в воспоминание разрушения города и сожжения храма (Иер 52:12-13); в) в третий день седьмого месяца по случаю убиения Годолии (Иер 41:1) и наконец, г) в десятый день десятого месяца, когда началась осада Иерусалима (Иер 52:4-5). Законом был предписан только один пост в великий день Очищения. Но некоторые из фарисеев во времена Господа Иисуса Христа постились дважды в неделю. Важнейший пост в Православной Восточной Церкви — Великий пост. Он называется четыредесятницею, потому что по примеру самого Господа Иисуса Христа, который постился 40 дней, продолжается также означенное время, кроме недели страданий Христовых. Апостолы также постились пред отправлением своим на проповедь Евангелия (Деян 13:3). В память сего учрежден пост св. апостол (или Петровский). Из истории древней Христианской Церкви видно, что пост в среду и пяток ведет свое начало от самых времен апостольских. Положено поститься в среду в воспоминание предания Господа Иисуса Христа на страдание, а в пятницу, в память самых страданий и смерти Господа. Посты Рождественский и Успенский учреждены для того чтобы предварительным подвигом воздержания почтить следующие за сими постами праздники: Рождества Христова и Успения Пресв. Богородицы. Кроме означенных четырех постов в Православной Церкви есть еще однодневные посты: в навечерие Богоявления, в день Воздвижения честного животворящего Креста и в день Усекновения главы Предтечи. Церковь особенно заповедует пост, как приготовительное средство к покаянию и св. причащению.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990
ПОСТ
добровольно выполняемые ограничения с целью духовного очищения и совершенствования. Православная Церковь заповедует христианам постоянно вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды обязательного воздержания - посты. Постились ветхозаветные праведники, и Сам Христос примером Своего сорокадневного поста и проповедями положил основание христианскому посту. Среда и пятница - постные дни весь год, если в них нет праздника. В году четыре поста: Рождественский, Великий, Петров и Успенский.
В Рождественский пост во все дни, кроме среды и пятницы, разрешаются растительное масло и рыба.
В Великий пост во все дни разрешается только растительная пища, в воскресные дни - растительное масло и вино. Растительное масло разрешается и во все субботы, кроме одной, что на Страстной седмице перед Пасхою. В Великий пост не разрешаются: мясо, молоко, рыба, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, мясные и рыбные колбасы, сдобные булки и т.п. Кроме того, на первой седмице Великого поста в первые пять дней соблюдается сухоядие - постная холодная пища без масла и неподогретое питье.
В Петров пост (Петра и Павла) во все дни, кроме среды и пятницы, разрешаются растительное масло и рыба.
Успенский пост по строгости подобен Великому посту, но без сухоядия.
Постными днями также являются: день Воздвижения Креста Господня - 14/27 сентября и день Усекновения главы Иоанна Предтечи - 29 августа/11 сентября. Канун перед Рождеством Христовым и канун перед Крещением Христовым - также постные дни.
Современная исследовательница практики поста этнограф Т.А. Воронина пришла к заключению об огромном значении поста в жизни русских. Это явление религиозного сознания и православного образа жизни было в то же время и чертой национальной. Даже в XIX в., когда слабеют некоторые проявления веры в массе народной, соблюдение поста служит нередко в глазах современников показателем не только конфессиональной, но и национальной принадлежности.
Крестьянин Ф.Е. Кутехов из д. Бармино Середниковской вол. Егорьевского у. Рязанской губ., пожелавший ответить в 1899 на вопросы этнографической программы князя Тенишева, написал лаконично и решительно о всей своей среде: посты соблюдаются строго. И не только Рязанщина так откликнулась на вопрос о постах. Директор народных училищ Тульской губ., обобщивший в 1892 ответы учителей разных школ своего ведомства на другую программу - Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, утверждал столь же категорично, что все посты соблюдают со строгостью. А старухи еще, сверх того, постятся и по понедельникам. Маленьких детей приобщали к посту "по прошествии трех больших постов после их рождения". В другом свидетельстве по Тульской же губ. (Одоевский у., Стрелецкая вол., с. Анастасово) корреспондент И.П. Григорьев отметил - посты соблюдают строго; людей непостящихся называют жидами.
О строгости выполнения постов вообще и, в особенности, Великого сказано и в рукописи, поступившей из Медынского уезда Калужской губ. (с. Адуево, одноименной вол.) от Н.П. Авраамова. Он подчеркнул еще и понедельничанье (т.е. соблюдение поста кроме среды и пятницы еще и в понедельник) всех повитух. В другом источнике о Медынском у. - рукописи "Взгляд на исповедание русскими крестьянами христианской религии", написанной помещиком с. Михайловского в 1849, тоже говорится о строгом соблюдении постов в пище, но при этом отмечается нарушение их в другом отношении: выпивка, брань и даже драка.
Из Белозерского и Череповецкого уездов Новгородчины ответы краткие и безоговорочные: посты соблюдают. При более подробной информации вырисовывается сложная картина постов, в которой выступают и тенденции их ослабления, и различия между отдельными постами, и возрастные и другие особенности. Так, в Пошехонском у. Ярославской губ., хотя неисполнение поста считалось в народе грехом, и даже тяжким грехом, тем не менее строгость соблюдения постов в к. XIX в. слабела, и, по мнению А.В. Балова, многие из молодежи постились уже только в Великий и Успенский посты. В то же время он подчеркивал, что "Великий пост до сих пор весьма строго исполняется народом" (материалы 1887-90-х). Многие крестьяне считали за грех употребить растительное масло во время этого поста; особенно строго соблюдали среды и пятки; некоторые в течение всего поста не пили чаю, а иные пили чай только с медом или постным сахаром. Считалось грехом продавать молоко во время Великого поста. В Пошехонском у., как и в других местах, отмечен пост части жителей по понедельникам: понедельничали старики и старухи, келейницы, векоуши - "люди, наполовину отрекшиеся от мира".
Еще более развернутую картину особенностей соблюдения постов мы имеем по Тальцынской вол. Орловского у. (одноименной губ.). Здесь также отмечается особенно усердное соблюдение всеми Великого и Успенского постов (надо заметить, что большая строгость этих двух постов по сравнению с Рождественским и Петровским вполне канонична, т.е. соответствует церковному уставу). Но были различия между постящимися и во время двух строгих постов: некоторые не ели масла (растительного, разумеется) по средам и пятницам, а другие в эти дни вообще ели лишь хлеб с водою один раз в день и не вдоволь (воду и то старались лишний раз не выпить); старики квас в эти дни совсем не употребляли. Великим и Успенским постами мужики здесь совсем не пили водку. Во время этих двух постов старались не есть рано, в особенности по средам и пятницам. Не только старики, но и молодые бабы, и девки-невесты ничего не ели до позднего обеда. "Разве только та баба позавтракает, которая кормит грудью ребенка или нездорова". Детей кормили, когда запросят, но молока не давали Великим постом с трех лет. Мяса же в эти дни поста ни в коем случае не давали, даже больным детям. Беременные брали у священника благословение на нарушение поста. "Если же кто, забывшись, ел рыбу Великим постом, то считают себя недостойными в этот пост говеть и причащаться".
В Петровский же и Рождественский посты здесь богатые мужики (кроме стариков) ели рыбу, за исключением только среды и пятницы (женщины, судя по выделению корреспондентом мужчин, и эти посты соблюдали строго). По церковному уставу на Рождественском и Петровском постах рыба разрешается в субботы и воскресенья, а также в дни некоторых святых. Без каких-либо оговорок об исключениях по социальным, возрастным или половым группам отмечено соблюдение отдельных дней особо строгого поста: 29 августа - Усекновение главы Иоанна Предтечи, 14 сентября - Воздвиженье, Рождественский и Крещенский сочельники, среда на Крестопоклонной (четвертой) неделе Великого поста (средокрестье), среда и пятница на Страстной - в эти дни совсем ничего не ели (в Рождественский сочельник - до восхода звезды, в Крещенский - до приноса из церкви святой воды от вечерней службы).
В иных сообщениях отмечены были различия во взглядах на пост даже в соседних волостях одного уезда. Так, в Дулевской волости Жиздринского у. на несоблюдение постов смотрели снисходительно. Снисхождение относилось к той части молодежи, которая ходила работать на завод и на этом основании ела по постам скоромное: "голодными много не наработаешь". Эта подтачивающая религиозное осознание постов формулировка, пришедшая от таких городских рабочих, которые в значительной мере уже отошли от православного образа жизни, начала проникать и в крестьянскую среду. В то же время автор ответов сообщает, что, например, в д. Ивашковичи Будчинской вол. даже больной не станет есть постом скоромное, если и врач прописал. Здесь же подчеркивается, что многие крестьяне считают грехом даже говорить про скоромное Великим постом.
Из сообщений выступает достаточно широкий диапазон различий в исполнении постов и в отклонениях от них, и все же в целом крестьянство соблюдало посты, считало пост важной своей обязанностью пред Богом. Во многих ответах на программы слово "строго" сопровождает характеристику выполнения постов. И не только в этих источниках, но и в разного рода воспоминаниях. Ф. Зобнин, вспоминая свое детство в Усть-Ницынском селе Тюменского у. (в 73 верстах от уездного города), отмечает отношение детей к Великому посту. Вот, в самом конце поста, в Великую субботу, раздают в семье крашеные яйца - всем поровну. "После дележки всяк уносит свой пай до завтра, а завтра может расходовать, как кому вздумается. Нам, полным и бесконтрольным хозяевам своих паев, конечно, и в мысль не входило воспользоваться ими накануне: семь недель постился и несколько часов не додюжил - вот уже постыдно. Отец как-то рассказывал нам, что он в городе видел "воспод", которые и в Великий пост "кушали мяско". Мы сильно дивились и не верили, что есть такие безбожники...".
В "Записках русского крестьянин" И.Я. Столярова читаем о его детстве в деревне Воронежской губернии: "Рождество ждали с нетерпением еще и потому, что с наступлением этого праздника кончался сорокадневный филипповский пост, который нас сильно изнурял. Посты в деревне соблюдались очень строго: не ели ни мяса, ни яиц, не пили молока не только взрослые, но даже и дети. Только серьезно больным детям давали молоко (у кого оно было) и то только с разрешения священника. (...) Только два раза во время 40-дневного поста разрешалось есть рыбу: на Введение во храм Пресвятой Богородицы и иногда на Николин день". Здесь строгость выполнения Рождественского поста (он же - Филипповский) приближается к Великому.
"Но вот, наконец, наступал рождественский сочельник. Этот день, как и канун Нового года и "Свечки" (так называли у нас Крещенский сочельник), считались в нашей семье днями строгого поста, днями очистительными, днями подготовки к встрече больших праздников. С утра перед образами горела лампадка. Вся семья постилась: не ела "до звезды", т.е. до вечера, пока не появится на небе первая звезда. Мне бывало очень трудно провести целый день без еды. Чуть не с полдня я начинал ходить за матерью по пятам и просить ее позволить мне съесть "хотя бы кусочек хлебца". Я ей так надоедал, что ее материнское сердце, в конце концов, не выдерживало, смягчалось, и я добивался желаемого".
Особая атмосфера создавалась в доме под Рождество еще до ухода в церковь, когда с появлением на небе первой звезды вся семья собиралась за столом. Хозяин приносил охапку сена или овсяной соломы и расстилал на столе. Хозяйка покрывала стол поверх сена скатертью, ставила сочельниковую кутью - сочиво - в чашке и выкладывала ложки. Все семейство становилось перед образами на молитву. В некоторых домах хозяин читал "Христос рождается". Затем все садились за стол и ели кутью. Сено, освященное этой сочельниковой трапезой, делили понемногу всему скоту.
Духовная сторона поста проявлялась, прежде всего, в подготовке к исповеди и причастию и в совершении их. В доме в связи с каждым исповедником возникало настроение, приобщавшее в какой-то мере и других к этому событию, и тем более если причастников было сразу несколько. Но и в другое время следили, чтобы развязные разговоры не противоречили духовной очистительной цели поста. Характерна в этом отношении критическая пословица - "постное едим, да скоромное отрыгаем", которая осуждает суесловие во время поста. Воздерживались от ссор и брани. Существовали особые постовые песни - протяжные грустные; исключались плясовые, шуточные мотивы и, тем более, - частушки. В некоторых местах во время поста не разрешались никакие песни, даже детям запрещали петь. Мужья не вступали в супружеские отношения с женами на протяжении всего этого времени.
Некоторые крестьяне налагали на себя посты сверх церковного устава; те из них, кто постоянно был связан со священником, брали на это у него благословение. Чаще всего это желание усилить пост сверх общепринятого было связано с пятницами. К пятнице, как к дню распятия Спасителя, в русском народе было особое отношение. Широкое распространение разных рукописных редакций апокрифического "Сказания о двенадцати пятницах" определялось стремлением выделить некоторые из них для усиления пищевого поста (например, не есть до вечера), более последовательного отказа в этот день от работ, укрепления молитвенного состояния.
Иные крестьяне удлиняли короткий (две недели) Успенский пост или добавляли срок к однодневному посту в день усекновения главы Иоанна Предтечи. "Успенский пост самый обильный всеми поспевшими овощами и потому считается самым легким и приятным постом для всех, начиная с зажиточных помещиков и до беднейших крестьян", - писал В.В. Селиванов по наблюдениям в Зарайском у. Рязанской губ. "Многие набожные старухи" увеличивали его до дня Иоанна Предтечи (т.е. добровольное продолжение составляло тринадцать дней - с 16 по 25 августа); иные добавляли предшествующую неделю к Иоанну Постному.
Приняты были также дополнительные посты по обету. Иногда мирянин в связи с какими-то исключительными обстоятельствами брал обет понедельничать всю жизнь; но мог этот пост по понедельникам по обету распространяться только на определенный срок - например, на время Великого Поста. Обычно это означало, что в понедельник не ели ничего, а только пили воду. Разновидностью обетного поста был полный отказ от мясной пищи. Дополнительный обетный пост принимали на себя или по конкретному поводу (болезнь, неудачные роды и др.), или "ради подвига". По обету прекращали пить спиртное - навсегда или на конкретный срок.
Иногда возлагали на себя дополнительный пост за какой-либо конкретный грех. Например, в случае потери шейного креста постились в пятницу перед Крещением. Нательному кресту придавалось особое значение, как защите от вражьих сил, и считалось, что потеря его есть грех (хотя бы и невольный) и предвещает несчастье. Поэтому брали на себя добровольный пост (совсем не ели) именно перед Крещением - 12-я пятница по "Сказанию о двенадцати пятницах".
В благочестивых крестьянских семьях, где все дружно и строго выполняли посты, отношение к нарушениям могло быть различным. В одних семьях любое отклонение вызывало суровую и нетерпимую реакцию, на основе которой дети и привыкали к посту, как непременному условию спасения. Но было и другое, деликатное отношение, корни которого питались великим источником смирения и любви к ближнему.
В "Полном православном богословском энциклопедическом словаре", изданном в н. XX в., говорится про "особое уважение к посту, какое существует доселе в русской церкви и в русском народе". И сегодня практически все воцерковленные русские православные люди постятся и сознают высокое духовное значение поста. Хотя нередки и отклонения, основанные на рекомендациях врача. "Нам, однако, часто бывает (в силу нашей склонности к жизни в плотских вожделениях) просто нежелательно склонять себя под иго церковного поста, и тогда мы домогаемся для себя, - если не полной отмены поста, то хотя бы его ослабления", - пишет о. Михаил Труханов. - "Мы поступаем по пословице: "Как надо говеть, так и стало брюхо болеть". Действуя умышленно в этом направлении, мы в то же время хотим оставаться ревнителями поста (и не только перед другими, но и перед своим "я"). Мы действуем как бы втайне от самих себя - втайне от нашего возвышенного "я", которое стараемся перехитрить и убедить ссылками на совет врача: "есть все", - поскольку де объективно засвидетельствована наша немощь. Ухищрении наши при этом - просто неиссякаемы. Нам мало бывает добиться ослабления или отмены поста; нам надо обязательно еще убедить свое внутреннее "я" в оправданности самого несоблюдения нами поста; нам надо так воздействовать на совесть, чтобы она приняла наше домогательство за истинно христианское и... успокоилась".
Нередки и священники, благословляющие нарушать пост по совету врача. Но есть в наши дни и другое: выполнение постов по наиболее строгим указаниям Устава и индивидуальное усиление поста - и то, и другое по благословению духовных отцов. Обычно у настоятеля, который сам живет строгой аскетической жизнью, и миряне в приходе соблюдают все виды постов и не станут ссылаться на медицинские рекомендации. Едва ли не главная трудность в таких случаях - различия в убеждениях внутри семей. Уровень поста, который задается в трапезной приходского храма, в проповедях, беседах, на исповеди, нередко определяет характер индивидуального поста, но не всей Малой Церкви. Но то, что было недавно делом одного члена семьи, может стать со временем достоянием всего православного дома.
Пост является одним из показателей массового православного сознания русских, одним из существенных оснований высокой религиозности народа.
М.М. Громыко
В Рождественский пост во все дни, кроме среды и пятницы, разрешаются растительное масло и рыба.
В Великий пост во все дни разрешается только растительная пища, в воскресные дни - растительное масло и вино. Растительное масло разрешается и во все субботы, кроме одной, что на Страстной седмице перед Пасхою. В Великий пост не разрешаются: мясо, молоко, рыба, яйца, сыр, сметана, творог, животное масло, мясные и рыбные колбасы, сдобные булки и т.п. Кроме того, на первой седмице Великого поста в первые пять дней соблюдается сухоядие - постная холодная пища без масла и неподогретое питье.
В Петров пост (Петра и Павла) во все дни, кроме среды и пятницы, разрешаются растительное масло и рыба.
Успенский пост по строгости подобен Великому посту, но без сухоядия.
Постными днями также являются: день Воздвижения Креста Господня - 14/27 сентября и день Усекновения главы Иоанна Предтечи - 29 августа/11 сентября. Канун перед Рождеством Христовым и канун перед Крещением Христовым - также постные дни.
Современная исследовательница практики поста этнограф Т.А. Воронина пришла к заключению об огромном значении поста в жизни русских. Это явление религиозного сознания и православного образа жизни было в то же время и чертой национальной. Даже в XIX в., когда слабеют некоторые проявления веры в массе народной, соблюдение поста служит нередко в глазах современников показателем не только конфессиональной, но и национальной принадлежности.
Крестьянин Ф.Е. Кутехов из д. Бармино Середниковской вол. Егорьевского у. Рязанской губ., пожелавший ответить в 1899 на вопросы этнографической программы князя Тенишева, написал лаконично и решительно о всей своей среде: посты соблюдаются строго. И не только Рязанщина так откликнулась на вопрос о постах. Директор народных училищ Тульской губ., обобщивший в 1892 ответы учителей разных школ своего ведомства на другую программу - Этнографического отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, утверждал столь же категорично, что все посты соблюдают со строгостью. А старухи еще, сверх того, постятся и по понедельникам. Маленьких детей приобщали к посту "по прошествии трех больших постов после их рождения". В другом свидетельстве по Тульской же губ. (Одоевский у., Стрелецкая вол., с. Анастасово) корреспондент И.П. Григорьев отметил - посты соблюдают строго; людей непостящихся называют жидами.
О строгости выполнения постов вообще и, в особенности, Великого сказано и в рукописи, поступившей из Медынского уезда Калужской губ. (с. Адуево, одноименной вол.) от Н.П. Авраамова. Он подчеркнул еще и понедельничанье (т.е. соблюдение поста кроме среды и пятницы еще и в понедельник) всех повитух. В другом источнике о Медынском у. - рукописи "Взгляд на исповедание русскими крестьянами христианской религии", написанной помещиком с. Михайловского в 1849, тоже говорится о строгом соблюдении постов в пище, но при этом отмечается нарушение их в другом отношении: выпивка, брань и даже драка.
Из Белозерского и Череповецкого уездов Новгородчины ответы краткие и безоговорочные: посты соблюдают. При более подробной информации вырисовывается сложная картина постов, в которой выступают и тенденции их ослабления, и различия между отдельными постами, и возрастные и другие особенности. Так, в Пошехонском у. Ярославской губ., хотя неисполнение поста считалось в народе грехом, и даже тяжким грехом, тем не менее строгость соблюдения постов в к. XIX в. слабела, и, по мнению А.В. Балова, многие из молодежи постились уже только в Великий и Успенский посты. В то же время он подчеркивал, что "Великий пост до сих пор весьма строго исполняется народом" (материалы 1887-90-х). Многие крестьяне считали за грех употребить растительное масло во время этого поста; особенно строго соблюдали среды и пятки; некоторые в течение всего поста не пили чаю, а иные пили чай только с медом или постным сахаром. Считалось грехом продавать молоко во время Великого поста. В Пошехонском у., как и в других местах, отмечен пост части жителей по понедельникам: понедельничали старики и старухи, келейницы, векоуши - "люди, наполовину отрекшиеся от мира".
Еще более развернутую картину особенностей соблюдения постов мы имеем по Тальцынской вол. Орловского у. (одноименной губ.). Здесь также отмечается особенно усердное соблюдение всеми Великого и Успенского постов (надо заметить, что большая строгость этих двух постов по сравнению с Рождественским и Петровским вполне канонична, т.е. соответствует церковному уставу). Но были различия между постящимися и во время двух строгих постов: некоторые не ели масла (растительного, разумеется) по средам и пятницам, а другие в эти дни вообще ели лишь хлеб с водою один раз в день и не вдоволь (воду и то старались лишний раз не выпить); старики квас в эти дни совсем не употребляли. Великим и Успенским постами мужики здесь совсем не пили водку. Во время этих двух постов старались не есть рано, в особенности по средам и пятницам. Не только старики, но и молодые бабы, и девки-невесты ничего не ели до позднего обеда. "Разве только та баба позавтракает, которая кормит грудью ребенка или нездорова". Детей кормили, когда запросят, но молока не давали Великим постом с трех лет. Мяса же в эти дни поста ни в коем случае не давали, даже больным детям. Беременные брали у священника благословение на нарушение поста. "Если же кто, забывшись, ел рыбу Великим постом, то считают себя недостойными в этот пост говеть и причащаться".
В Петровский же и Рождественский посты здесь богатые мужики (кроме стариков) ели рыбу, за исключением только среды и пятницы (женщины, судя по выделению корреспондентом мужчин, и эти посты соблюдали строго). По церковному уставу на Рождественском и Петровском постах рыба разрешается в субботы и воскресенья, а также в дни некоторых святых. Без каких-либо оговорок об исключениях по социальным, возрастным или половым группам отмечено соблюдение отдельных дней особо строгого поста: 29 августа - Усекновение главы Иоанна Предтечи, 14 сентября - Воздвиженье, Рождественский и Крещенский сочельники, среда на Крестопоклонной (четвертой) неделе Великого поста (средокрестье), среда и пятница на Страстной - в эти дни совсем ничего не ели (в Рождественский сочельник - до восхода звезды, в Крещенский - до приноса из церкви святой воды от вечерней службы).
В иных сообщениях отмечены были различия во взглядах на пост даже в соседних волостях одного уезда. Так, в Дулевской волости Жиздринского у. на несоблюдение постов смотрели снисходительно. Снисхождение относилось к той части молодежи, которая ходила работать на завод и на этом основании ела по постам скоромное: "голодными много не наработаешь". Эта подтачивающая религиозное осознание постов формулировка, пришедшая от таких городских рабочих, которые в значительной мере уже отошли от православного образа жизни, начала проникать и в крестьянскую среду. В то же время автор ответов сообщает, что, например, в д. Ивашковичи Будчинской вол. даже больной не станет есть постом скоромное, если и врач прописал. Здесь же подчеркивается, что многие крестьяне считают грехом даже говорить про скоромное Великим постом.
Из сообщений выступает достаточно широкий диапазон различий в исполнении постов и в отклонениях от них, и все же в целом крестьянство соблюдало посты, считало пост важной своей обязанностью пред Богом. Во многих ответах на программы слово "строго" сопровождает характеристику выполнения постов. И не только в этих источниках, но и в разного рода воспоминаниях. Ф. Зобнин, вспоминая свое детство в Усть-Ницынском селе Тюменского у. (в 73 верстах от уездного города), отмечает отношение детей к Великому посту. Вот, в самом конце поста, в Великую субботу, раздают в семье крашеные яйца - всем поровну. "После дележки всяк уносит свой пай до завтра, а завтра может расходовать, как кому вздумается. Нам, полным и бесконтрольным хозяевам своих паев, конечно, и в мысль не входило воспользоваться ими накануне: семь недель постился и несколько часов не додюжил - вот уже постыдно. Отец как-то рассказывал нам, что он в городе видел "воспод", которые и в Великий пост "кушали мяско". Мы сильно дивились и не верили, что есть такие безбожники...".
В "Записках русского крестьянин" И.Я. Столярова читаем о его детстве в деревне Воронежской губернии: "Рождество ждали с нетерпением еще и потому, что с наступлением этого праздника кончался сорокадневный филипповский пост, который нас сильно изнурял. Посты в деревне соблюдались очень строго: не ели ни мяса, ни яиц, не пили молока не только взрослые, но даже и дети. Только серьезно больным детям давали молоко (у кого оно было) и то только с разрешения священника. (...) Только два раза во время 40-дневного поста разрешалось есть рыбу: на Введение во храм Пресвятой Богородицы и иногда на Николин день". Здесь строгость выполнения Рождественского поста (он же - Филипповский) приближается к Великому.
"Но вот, наконец, наступал рождественский сочельник. Этот день, как и канун Нового года и "Свечки" (так называли у нас Крещенский сочельник), считались в нашей семье днями строгого поста, днями очистительными, днями подготовки к встрече больших праздников. С утра перед образами горела лампадка. Вся семья постилась: не ела "до звезды", т.е. до вечера, пока не появится на небе первая звезда. Мне бывало очень трудно провести целый день без еды. Чуть не с полдня я начинал ходить за матерью по пятам и просить ее позволить мне съесть "хотя бы кусочек хлебца". Я ей так надоедал, что ее материнское сердце, в конце концов, не выдерживало, смягчалось, и я добивался желаемого".
Особая атмосфера создавалась в доме под Рождество еще до ухода в церковь, когда с появлением на небе первой звезды вся семья собиралась за столом. Хозяин приносил охапку сена или овсяной соломы и расстилал на столе. Хозяйка покрывала стол поверх сена скатертью, ставила сочельниковую кутью - сочиво - в чашке и выкладывала ложки. Все семейство становилось перед образами на молитву. В некоторых домах хозяин читал "Христос рождается". Затем все садились за стол и ели кутью. Сено, освященное этой сочельниковой трапезой, делили понемногу всему скоту.
Духовная сторона поста проявлялась, прежде всего, в подготовке к исповеди и причастию и в совершении их. В доме в связи с каждым исповедником возникало настроение, приобщавшее в какой-то мере и других к этому событию, и тем более если причастников было сразу несколько. Но и в другое время следили, чтобы развязные разговоры не противоречили духовной очистительной цели поста. Характерна в этом отношении критическая пословица - "постное едим, да скоромное отрыгаем", которая осуждает суесловие во время поста. Воздерживались от ссор и брани. Существовали особые постовые песни - протяжные грустные; исключались плясовые, шуточные мотивы и, тем более, - частушки. В некоторых местах во время поста не разрешались никакие песни, даже детям запрещали петь. Мужья не вступали в супружеские отношения с женами на протяжении всего этого времени.
Некоторые крестьяне налагали на себя посты сверх церковного устава; те из них, кто постоянно был связан со священником, брали на это у него благословение. Чаще всего это желание усилить пост сверх общепринятого было связано с пятницами. К пятнице, как к дню распятия Спасителя, в русском народе было особое отношение. Широкое распространение разных рукописных редакций апокрифического "Сказания о двенадцати пятницах" определялось стремлением выделить некоторые из них для усиления пищевого поста (например, не есть до вечера), более последовательного отказа в этот день от работ, укрепления молитвенного состояния.
Иные крестьяне удлиняли короткий (две недели) Успенский пост или добавляли срок к однодневному посту в день усекновения главы Иоанна Предтечи. "Успенский пост самый обильный всеми поспевшими овощами и потому считается самым легким и приятным постом для всех, начиная с зажиточных помещиков и до беднейших крестьян", - писал В.В. Селиванов по наблюдениям в Зарайском у. Рязанской губ. "Многие набожные старухи" увеличивали его до дня Иоанна Предтечи (т.е. добровольное продолжение составляло тринадцать дней - с 16 по 25 августа); иные добавляли предшествующую неделю к Иоанну Постному.
Приняты были также дополнительные посты по обету. Иногда мирянин в связи с какими-то исключительными обстоятельствами брал обет понедельничать всю жизнь; но мог этот пост по понедельникам по обету распространяться только на определенный срок - например, на время Великого Поста. Обычно это означало, что в понедельник не ели ничего, а только пили воду. Разновидностью обетного поста был полный отказ от мясной пищи. Дополнительный обетный пост принимали на себя или по конкретному поводу (болезнь, неудачные роды и др.), или "ради подвига". По обету прекращали пить спиртное - навсегда или на конкретный срок.
Иногда возлагали на себя дополнительный пост за какой-либо конкретный грех. Например, в случае потери шейного креста постились в пятницу перед Крещением. Нательному кресту придавалось особое значение, как защите от вражьих сил, и считалось, что потеря его есть грех (хотя бы и невольный) и предвещает несчастье. Поэтому брали на себя добровольный пост (совсем не ели) именно перед Крещением - 12-я пятница по "Сказанию о двенадцати пятницах".
В благочестивых крестьянских семьях, где все дружно и строго выполняли посты, отношение к нарушениям могло быть различным. В одних семьях любое отклонение вызывало суровую и нетерпимую реакцию, на основе которой дети и привыкали к посту, как непременному условию спасения. Но было и другое, деликатное отношение, корни которого питались великим источником смирения и любви к ближнему.
В "Полном православном богословском энциклопедическом словаре", изданном в н. XX в., говорится про "особое уважение к посту, какое существует доселе в русской церкви и в русском народе". И сегодня практически все воцерковленные русские православные люди постятся и сознают высокое духовное значение поста. Хотя нередки и отклонения, основанные на рекомендациях врача. "Нам, однако, часто бывает (в силу нашей склонности к жизни в плотских вожделениях) просто нежелательно склонять себя под иго церковного поста, и тогда мы домогаемся для себя, - если не полной отмены поста, то хотя бы его ослабления", - пишет о. Михаил Труханов. - "Мы поступаем по пословице: "Как надо говеть, так и стало брюхо болеть". Действуя умышленно в этом направлении, мы в то же время хотим оставаться ревнителями поста (и не только перед другими, но и перед своим "я"). Мы действуем как бы втайне от самих себя - втайне от нашего возвышенного "я", которое стараемся перехитрить и убедить ссылками на совет врача: "есть все", - поскольку де объективно засвидетельствована наша немощь. Ухищрении наши при этом - просто неиссякаемы. Нам мало бывает добиться ослабления или отмены поста; нам надо обязательно еще убедить свое внутреннее "я" в оправданности самого несоблюдения нами поста; нам надо так воздействовать на совесть, чтобы она приняла наше домогательство за истинно христианское и... успокоилась".
Нередки и священники, благословляющие нарушать пост по совету врача. Но есть в наши дни и другое: выполнение постов по наиболее строгим указаниям Устава и индивидуальное усиление поста - и то, и другое по благословению духовных отцов. Обычно у настоятеля, который сам живет строгой аскетической жизнью, и миряне в приходе соблюдают все виды постов и не станут ссылаться на медицинские рекомендации. Едва ли не главная трудность в таких случаях - различия в убеждениях внутри семей. Уровень поста, который задается в трапезной приходского храма, в проповедях, беседах, на исповеди, нередко определяет характер индивидуального поста, но не всей Малой Церкви. Но то, что было недавно делом одного члена семьи, может стать со временем достоянием всего православного дома.
Пост является одним из показателей массового православного сознания русских, одним из существенных оснований высокой религиозности народа.
М.М. Громыко