ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Постимпрессионизм
направление в живописи, возникшее во Франции в конце XIX и начале XX вв. П. наследовал живописные приемы импрессионистов, хотя и вышел за пределы их чисто оптического восприятия окружающей действительности.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
после импрессионизма — общее название течений в живописи конца XIX— начала XX вв., возникших во Франции как реакция на импрессионизм с его интересом к случайному и мимолетному. Восприняв от импрессионизма чистоту и звучность цвета, П. противопоставил ему поиски постоянных начал бытия, устойчивых материальных и духовных сущностей, обобщающих, синтетических живописных методов, повысил интерес к философским и символическим аспектам, декоративно-стилизующим и формальным приемам. Представители: П. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген и др.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
(от лат. post — после + «импрессионизм») — условное собирательное обозначение нескольких направлений французской живописи конца XIX — начала XX вв. Мастера этого направления в основном вышли из импрессионизма, но с середины 1880-х гг. пытались найти новые, более созвучные эпохе изобразительные средства, отказыва-ясь от эстетики импрессионизма. Причиной стал кри-зис импрессионизма и всей западноевропейской культуры, необходимость поиска новых ценностей и смыслов. Главным отличием постимпрессионизма от импрессионистов стало отсутствие единой эстетической концепции, разобщенность художников, хотя их искусство также базировалось на визуальном восприятии мира. Началом постимпрессионизма принято счи-тать 1886 г., когда состоялась последняя выставка им-прессионистов, и был опубликован «Манифест символизма» французского поэта Ж. Мореаса. Худож-ники, в свою очередь, были готовы отражать на полот-нах не сиюминутные впечатления, а сущностные состояния жизни. Поиски шли различными путями. Среди них — символизм П. Гогена и французской группы «Наби» (М. Дени, П. Сюзерье, Э. Вюйяр, П. Боннар); модернизм и создание линейноживописного строя А. Де ТулузЛотрека; проникновение в конструктивную основу предметного мира П. Се-занном; экспрессионизм и эксперименты с цветом и формой В. Ван-Гога. Творчество представителей пост-импрессионизма кладет начало многим поискам и находкам изобразительного искусства
XX в.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ПОСТИМПРЕССИОНИЗМ
фр. postimpressionisme, от лат. post – после и импрессионизм), термин, принятый в искусствознании для обозначения магистральной линии развития французского искусства, начиная со второй пол. 1880-х гг. до нач. 20 в. Началом постимпрессионизма принято считать 1886 г., когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» поэта Жана Мореаса.
Новые течения объединяло неприятие эстетики импрессионизма и реализма, художники-постимпрессионисты стремились передавать в картинах не сиюминутное, а характерное и сущностное. К постимпрессионистам относят представителей пуантилизма (Ж. Сера, П. Синьяк), участников группы «Наби», А. де Тулуз-Лотрека. Однако главная роль в определении творческого метода постимпрессионизма принадлежала П. Сезанну, В. Ван Гогу и П. Гогену. Каждый из этих мастеров работал самостоятельно и искал свой собственный путь в искусстве. Они не входили, как импрессионисты, в единую группу. Художников объединяло лишь то, что основой их творческих поисков был импрессионизм. Почти все они начинали свой путь в искусстве в русле этого течения, использовали открытия импрессионистов в области цвета, композиции, техники живописи, раздельного мазка и др. П. Сезанн неукоснительно держался метода работы с натуры. В творчестве постимпрессионистов сохранялось жизнеподобие образов, от которого позднее отказались многие авангардные мастера 20 в.
Главное отличие постимпрессионистов от импрессионистов состояло в том, что они отвергали метод только зрительного наблюдения и изображения лишь внешности, поверхности явлений жизни. Используя распространенное сравнение искусства с зеркалом, П. Гоген утверждал, что в его произведениях отражается не внешний вид изображаемых фигур и предметов, а духовное состояние художника. Целью искусства стало самовыражение, а не подражание природе. П. Сезанн называл свое искусство «размышлением с кистью в руках». Постимпрессионисты хотели вернуть искусству то, от чего отказались импрессионисты: содержание, размышление, стремились восстановить связь с художественными традициями прошлого, в том числе классическими.
Каждый из участников этого движения стремился по-своему переработать импрессионизм, восполнив в нем то, чего ему, по их мнению, недоставало.
Построение продуманной целостной композиции было одной из главных задач в творчестве П. Сезанна. В своих поисках он опирался на классическое наследие, творчество Н. Пуссена и О. Д. Энгра, часто обращался к темам и образам классического искусства, не ограничиваясь только изображением современной жизни. Он геометризировал форму изображаемых предметов и фигур и делал их структуру однородной. Сезанн вернул фигурам и телам весомость, объемность и материальность, утраченную импрессионистами. Он говорил, что работает не с натуры, а «параллельно натуре».
Ван Гог стремился с помощью цветовых созвучий выразить свое отношение к изображаемому. Например, ночное кафе для него – место, «где можно сойти с ума» или «совершить преступление». В пейзажах Ван Гога, как в душе человека, происходит «столкновение страстей»: скалы содрогаются, деревья взывают о помощи. Ван Гог писал, что он не старается изобразить то, что перед глазами. Его целью было выразить себя. Цвет у него становится главным выразителем эмоций. Ван Гог считал, что есть цвета, которые «любят», и есть такие, что «ненавидят» друг друга. Поэтому их контраст или гармония способны выразить разнообразные духовные состояния художника. Мазок Ван Гога тоже делается носителем эмоций. Иногда он резкий, заостренный, отрывистый, а иногда – закругленный, ритмически повторяющийся.
Еще дальше отошел от импрессионистов Гоген. Художник хотел обратиться к вечным, вневременным темам. Его привлекало искусство первобытности, Востока. Он говорил, что изображает не реальную жизнь, а «свои мечты о ней». Живопись Гогена – это мир чуда, сказки. Стволы деревьев синие, земля красная, небо желтое. Его художественный язык становится откровенно условным. У Ван Гога цвет эмоционален, у Гогена – декоративен.
Постимпрессионисты, использовав завоевания импрессионистов, перешагнули тот рубеж, перед которым остановились их предшественники. Каждый из постимпрессионистов, сохраняя жизнеподобие, преодолел непреложный принцип традиционной художественной системы «подражания природе». Стул и башмаки в картинах Ван Гога, яблоки Сезанна, несмотря на внешнее сходство с реальными предметами, не тождественны им. Они существуют в условном мире искусства, где эти предметы преображаются художником. Цвет, линии, формы становятся выразителями индивидуальности художника, его чувств и мыслей. Постимпрессионисты пошли дальше импрессионистов в отрицании догм, форм, канонов академического искусства. Однако постимпрессионизм неотделим от импрессионизма. Это две фазы периода разложения традиционной академической системы и перехода к искусству 20 в.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

«Колымские рассказы» В. Шаламова и поэтика постимпрессионизма

Макевнина И. А.