(англ. postmodernism) — направление в современной культуре индустриально развитых стран, прежде всего, в Западной Европе и Америке. Этот термин был введен в 1917 г. Р. Паннвитцем в книге «Кризис европейской культуры», обозначив, новый этап в европейской культуре начала века. В конце 40-х гг. А. Тойнби назвал этим термином новый этап в европейской культуре, наступивший после Нового времени. Современное значение этому термину придал в 1971 г. американский исследователь И. Хасан (Хассан). В широкий оборот термин «постмодернизм» был введен в 1979 г., когда вышла книга французского философа Ж. Ф. Лиотара «Постмодернистское состояние». Толкование этого явления в современной культурологии весьма неоднозначно. Помимо расширительного толкования постмодернизма как современного состояния культуры и общества, под ним также понимают особый тип мировоззрения, ориентированного на формирование такого жизненного пространства, в котором главными ценностями становятся свобода, спонтанность деятельности человека и игровое начало. Иногда используется узкое понимание постмодернизма — как этапа в развитии литературы и искусства.
Своим возникновением постмодернизм обязан модерну с его культом рационального знания и технических преобразований, с его уверенностью в благотвор-ности прогресса. Однако к рубежу 70-х гг. экологические проблемы, экономический застой, кризисное состояние в культуре породили представления о «конце истории», о тупике технократии, об исчерпанности фундаментальных научных достижений. Это был конец эпохи модерна. На этой основе и возникло новое постмодернистское мировоззрение. Оно исходит из восприятия мира как хаоса, лишенного причинноследственных связей и ценностных ориентиров, как системы, не имеющей жанра, предстающей нашему сознанию лишь в виде иерархически неупорядоченных фрагментов. Мир не обладает свойством единства, он множественен и плюралистичен. Множественность мира обозначает разнообразие его горизонтов, много-образие представлений о рамках, границах человеческого бытия. Однако из всего многообразия картин мироздания ни одна не может претендовать на истинность, так как не существует способов и методов постижения действительности, которые были бы свободны от влияния человеческих желаний, способностей, мотиваций. Большое значение в постмодернизме при-дается пониманию всего мира культуры как непрерыв-ного текста, переплетения знаковых систем. Постмодерн также подверг критике все традиционные этические, политические и эстетические ценности. Он ориентирован на деконструкцию, децентрализацию, демистификацию. Характерной чертой постмодернизма является эклектичность и полистилистичность.
Специфические черты постмодернистского мировоззрения нашли свое воплощение в эстетике и художественной практике постмодернизма. Если сущность модернизма составлял индивидуальный утонченный авторский стиль, то в постмодерне он сменяется поэтикой общего места, нарочито стертым банальным языком. При этом художник утрачивает свое привиле-гированное положение, акцент переносится на безличный текст. Если в модернизме была очень важна це-лостность повествования и произведения, которая достигалась введением сквозных символов и мифологем, то постмодерн ориентируется на фрагментарность, внешнюю неотделанность, в произведениях нет героя в привычном смысле, открытый, разомкнутый текст до-пускает возможность множества интерпретаций, среди которых авторская отнюдь не является важнейшей. Поэт ому постмодернистские произведения часто построены по принципу коллажа и монтажа: коллаж переносит материал из одного контекста в другой, а монтаж размещает заимствованные элементы по новым местам.
В философии идеи постмодернизма выразили Ж. Деррида, Ж. Бодрийяр, Ж. Ф. Лиотар. В литерату-ре — У. Эко, Х. Борхес, И. Кальвино, Д. Фаулз, в кино — В. Фассбиндер, но особенно ярко они воплоти-лись в архитектуре и изобразительном искусстве, начиная с 70-х гг. XX в. Архитекторы и художники ис-ходили из требования объединения в рамках одного произведения разных стилей, образных мотивов, художественных приемов, заимствованных из разных эпох, регионов и культур. Обычно эти произведения бывают наполнены цитатами, отсылками к разным исторически м эпохам и культурам современности. В живописи это выражается, прежде всего, в использовании аллегорического языка классики, барокко, символики древних культур, осмысленных с позиций личного авторского опыта. Картины постмодернистов (это направление в живописи еще называют трансавангардом) представляют собой поле взаимодействия различных стилевых и языковых единиц, создающих свободное движение смыслов, их ассоциативное сплетение. При этом отсут-ствует символический центр и организующая идея. Представителями трансавангарда в живописи являются Сандро Киа, Франческо Клементе, Миммо Паладино. Теоретиком трансавангарда является А. Бонито Олива.
В архитектуре постмодерн также ориентирован на переосмысление обыденных вкусов, взглядов, настроений массового сознания. Используют для этого обра-щение к историческим стилям прошлого и настоящего, сочетая их самым необычным образом. В результате создается театрализованная эстетическая среда, нередко с элементами иронии и гротеска. Архитектура постмодерна обычно использует осевые магистрали, площади с ярко раскрашенными аркадами и колоннами (нередко с использованием нетрадиционных материалов), дома с карнизами, фронтонами, колоннадами, фасады с окнами необычных очертаний, с украшениями суперграфикой (лаконичные, броские мотивы, обычно ярких чистых цветов, нарисованные на фасаде многоэтажного здания во всю его высоту). Наиболее известными архитекторами постмодерна являются У. Мур, Р. Бонфилья, Р. Вентури, теоретиком — Ч. Дженкс.