Посвящение в рыцари
ПОСВЯЩЕНИЕ В РЫЦАРИ
Процедура состояла в опоясывании перевязью с мечом, посвящающий надевал шпоры, затем со всей силой наносил удар кулаком или ладонью по основанию шеи нового рыцаря. Этим жестом, как предполагают некоторые ученые, посвящающий передавал свое звание в душу и тело посвящаемого. Есть мнение, что этот удар символизировал отсечение головы, переход в новый статус. Церемониал состоял из четырех частей: 1) исповедь и ночное бдение над оружием; 2) причащение; 3) вручение оружия и удар, клятва уважать законы рыцарства; 4) празднество. Демонстрация ловкости и турнир, затем пиршество с участием акробатов и певцов героических песен.
Источник: Словарь западноевропейского Средневековья по дисциплине История Средних веков. Москва МПГУ 2014
Посвящение в рыцари
символич. церемония вступления в рыцарство. П. в р. знаменовало переход к зрелости и самостоятельности и делало юношу членом военно-аристократич. корпорации рыцарей. Церемония состояла из нескольких этапов. Накануне дамуазо должен был выкупаться в ванне, затем он надевал белую рубашку, алое сюрко, коричневый шоссу золотые шпоры, и один из старейших рыцарей (или отец) опоясывал его мечом. На фр. языке «опоясать мечом» и означало сделать рыцарем. Опоясывание оружием — гл. часть церемонии. Затем посвящающий наносил юноше удар ладонью по затылку (шее, щеке) с кратким наставлением: «Будь храбр». Подзатыльник назывался «куле». Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощечина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьем установленную мишень, т.наз. «чучело». Вначале церемония посвящения носила мирской характер. Затем церковь включила ее в религ. рамки, превратила в религ. церемонию. Так, установился обычай «ночного бодрствования»: накануне посвящения, вечером, юноша должен был отправиться в церковь и провести в храме у алтаря всю ночь. Он должен был бодрствовать и молиться. На рассвете ночное бодрствование кончалось, и церковь наполнялась людьми. Юноша должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, затем возложить свое оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и затем, с молитвой, вручал его. Благословляя оружие, церковь внушала мысль, что рыцарь должен быть христиан, воином и защитником церкви. Затем происходила светская часть: опоясывание мечом, «подзатыльник», «чучело», иногда священник не только освящал меч, но и опоясывал, т.е. совершал основной элемент посвящения.
Чаще всего п. в р. приурочивали к религ. праздникам либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве дамуазо проходил обучение у опытного рыцаря либо отца.
Чаще всего п. в р. приурочивали к религ. праздникам либо совершали накануне крупного сражения; ему предшествовал длительный период обучения: будущий рыцарь в качестве дамуазо проходил обучение у опытного рыцаря либо отца.
Источник: Средневековый мир в терминах, именах и названиях. 1999