ПОТОП

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

потоп
Быт 6.17; 7.6; 9.11,28; 10.1,32; Пс 28.10; Мф 24.38,39; Лк 17.27; 2Пет 2.5)-«воды Ноя», которыми Бог истребил всякую плоть на земле, ибо развращенность людей стала очень велика (Быт 6.5). Потоп произошел на 600м году жизни Ноя (Быт 7.11) (см. Приложение 9), то есть на 1656м году от начала счета лет Адама и его потомков (Быт 5) (примерно за 2250 лет до рождения Христа).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

ПОТОП
(англ. flood), в шумерской литературе сохранилось описание гибельного П., уничтожившего все человечество, за исключением единственной семьи Утнапиштима. Открытие этой легенды Джорджем Смитом в 1872 г. на глиняных табличках с клинописью, передающих эпос о Гильгамеше, произвело крупную сенсацию благодаря близости в деталях к ветхозаветному рассказу о Ное. По-видимому, оба происходят из одного источника, в 1929 г. Вулли в У ре показал, что у сказания могла быть реальная основа. Он обнаружил восьмифутовый (2,4 м) слой ила, разделяющий убейдский и урукский горизонты, отложение которого он мог объяснить лишь П. Однако следует отметить, что слои П. встречаются на других памятниках, даты которых больше подходят для Ноева потопа.

Источник: Археологический словарь. 1990

Потоп
(Всемирный потоп), согласно легендам — великое наводнение, в результате которого на земле погибло все живое, за исключением Ноя, его семьи и взятых им в ковчег животных. Это широко распростран, представление имеет в своей основе крупные локальные катастрофы. Наиболее известны и при определенном их различии аналогичны друг другу сказания о П., встречающиеся в фольклоре мн. народов. Это рассказ Утнапиштима в эпосе о Гильгамеше; история Ноя; греч. сказание о Девкалионе, рассказанное впервые Пиндаром и дошедшее до нас в стихотворном переложении Овидия. В эллинистич. время и в поздней античности встречалось упоминание о неск. П. (например, во времена Огига, Девкалиона, Дардана). Идея о том, что в результате подобных наводнений человечество погибало (хотя бы частично), играет большую роль в греч. учении о происхождении культуры.

Источник: Словарь античности. 1989

ПОТОП (Мабул)
Наводнение в сочетании с проливным дождем, затопившее землю во времена Ноя(Ноаха). Исайя (LIV, 9) называет П. "водами Ноя". В Торе рассказывается, что П. заливал землю в течение сорока дней и ночей, а наводнение длилось год и десять дней, с семнадцатого дня второго месяца до двадцать седьмого дня второго месяца следующего года, пока не высохла земля. Все, что было на ее поверхности, смыл и уничтожил П. Остались только те, кто спаслись в "Ноевом ковчеге"* — судне, построенном по повелению Господа. Когда прекратился П. и понизились воды, вышел Ной из ковчега и принес жертвы Господу. Господь обещал Ною не насылать больше П. на землю, и радуга на небесах служит вечным символом этого обещания. Согласно агаде*, Всевышний расточал множество своих милостей на поколение людей, жившее на земле до П. Люди возгордились и сказали: "Нужна ли нам вода дождевая? Ведь есть у нас реки и источники, которых нам довольно!" Сказал Всевышний: "Они возбуждают гнев Мой, пользуясь теми милостями, которые Я им оказал, так накажу Я их этими же милостями!"

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983

Потоп
евр. мабуль. Потоп, «воды Ноя» (Ис. 54:9), — которые были посланы Богом на грешную землю, и затопили ожесточенное человечество, за исключением 8 душ, которые спаслись в ковчеге. Господь закрыл дверь ковчега, после чего, на 600 году жизни Ноя, в семнадцатый день второго месяца «все источники великой бездны и окна небесные отворились, и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Быт. 7:11, 12). Вода поднималась в течение 5 месяцев и покрыла горы на 15 локтей. После этого вода начала спадать, и в 18-ый день 7-го месяца ковчег остановился на Араратских горах. Спустя еще три месяца показались вершины гор, через 40 дней после этого Ной, желая узнать, в каком состоянии находится земля, выпустил ворона. После ворона Ной три раза с перерывами в одну неделю выпускал голубя. На 601 году жизни Ноя, в день нового года, вода сошла, а 27 числа второго месяца земля была суха. Ной вышел со своими домашними из ковчега и принес жертву благодарности. В знак завета между Богом и землею Бог дал на небе радугу (Быт. 6:8). Свидетельства, подтверждающие это событие, и его практическое значение, см. Мат. 24:37 и дал.; Лук. 17:27; 1 Пет. 3:20 и дал.; 2 Пет. 3:6.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ПОТОП
сохранилось много мифов, рассказывающих о П. Самый древний из них - шумерский миф об Зиусудру: К Зиусудру во сне бог Энки пришел и сказал ему бог: Потоп зальет главные святилища, Дабы уничтожить семя рода человеческого.
Таково решение и постановление богов.
Каждый день неустанно он.
Вспоминая все сновидения, он... строил корабль.
И вот: Все бури с небывалой силой разбушевались одновременно, Семь дней и семь ночей Потоп заливал землю, И огромный корабль ветры носили по бурным водам.
Этот рассказ с мелкими изменениями (Зиусудру назван Утнапиштимом, а потом - Ноем) записан в ассирийских клинописях и в Библии.
Напр., дссирийцы так продолжали рассказ о П.
При наступлении дня седьмого.
Утих ураган, успокоилось море.
Потоп прекратился.
Вынес голубя и отпустил я: Не было места, опять прилетел он.
Вынес ласточку и отпустил я: Пустившись, ласточка назад вернулась.
Вынес ворона и отпустил я: Пустившись, ворон спад воды увидел, Не вернулся - каркает, ест и гадит.
С Библией совпадало все, даже голубь и ворон были здесь, как в Библии.
Однако рассказ о Гильгамеше и П. был намного древнее библейского. Он был найден в библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала. Позднее о П. писали древние греки и другие народы. Археолог Л. Вулли (см. открытие следов "потопа" сэром Вулли) предполагает, что легенда о П. составлена убейдцами в IV тыс. до н.э. после того, как поднялся уровень вод в Тигре и Евфрате и затопило города шумеров. Такие П. случались и ранее (см. экологические кризисы). Ученые установили, что ассирийцы списали всю поэму о Гильгамеше и о П. с вавилонских табличек, а те - с шумерских.

Источник: Археологический словарь. 1996

Потоп
во время растления нравов и смешения благочестивых потомков Сима с бесчестными потомками Каина непорочным остался лишь один человек – Ной. Господь сказал ему: «Конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от ни [от людей] злодеяниями, и вот, Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье [жилье]. И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею» (Бытие, 6, 13–21). И Ной сделал все так, как велел ему Господь. За семь дней до начала потопа Бог послал ему еще одно откровение. Он велел ему со всем семейством войти в построенный ковчег вместе с животными: чистых животных взять по семь пар, а нечистых – по паре. Через семь дней должен был начаться дождь, который будет продолжаться сорок дней и сорок ночей. Ной сделал все так, как велел ему Господь. На семнадцатый день второго месяца по лунному календарю шестисотлетний Ной с женой вошел в ковчег с тремя своими сыновьями и их женами. К этому времени промыслом Божьим были собраны животные, которых Ной должен был спасти от потопа. Животные тоже вошли в ковчег и Бог Сам затворил за ними дверь. Полился дождь и шел сорок дней и сорок ночей. Морские воды устремились на сушу, вода прибывала все более и более и, наконец, подняла ковчег. Затем она поднялась настолько, что скрыла самые высокие горы, и ковчег носился по водам, погруженный в них наполовину. Все живое, что осталось в это время на земле, погибло. Вода же поднималась около пяти месяцев. В седьмом месяце, в семнадцатый день Бог послал на землю сильный ветер, который разогнал тучи и двинул воды морские обратно в их пределы. Ковчег остановился на горах Араратских, а воды постепенно убывали, открывая горы. Ной подождал сорок дней, затем выпустил в окно ворона. Ворон не вернулся в ковчег, так как нашел себе пищу. Через семь дней Ной выпустил голубя, и тот возвратился в ковчег, так как не нашел для себя сухого места на земле. Прошло еще семь дней, и Ной опять выпустил из ковчега голубя. Тот вернулся вечером, неся в клюве свежий масличный лист. Это говорило о том, что поверхность земли освободилась от воды настолько, что показались деревья. Ной подождал еще семь дней и снова выпустил голубя, который больше не вернулся в ковчег. В первый день нового года Ной открыл кровлю ковчега и посмотрел вокруг: воды на земле более не было, а к концу второго месяца просохла земля. Таким образом, потоп на земле продолжался в течение года и был всеобщим для земли, то есть всемирным.

Источник: Православная энциклопедия.

ПОТОП
Быт 6-8). Во время повсеместного растления нравов от смешения благочестивого племени Сима с потомками Каина, оставался непричастным злу праведный и непорочный Ной. Ему сказал Бог: “Земля наполнилась злодеяниями от людей: и Я истреблю их с земли. Сделай ты себе ковчег из смолистых дерев, с отделениями (по длине и широте), и осмоли его смолою с внутренней и наружной стороны. Сделай его длиною в триста локтей, шириною в пятьдесят, а высотою в тридцать, с отверстием на верху в локоть и с дверью с боку ковчега (на нашу меру ковчег был 65 сажень 1 аршин 14 вершков длиною, 10 сажень 2 аршина 13 вершков широтою и 6 сажень 1 аршин 11 вершков высотою). Устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. А Я наведу на землю поток водный, чтобы истребить под небесами всякое существо, в котором есть дыхание. Но с тобою Я поставлю завет Мой: ты войдешь в ковчег, и с тобою сыновья твои, и жены сыновей твоих. Введи также в ковчег животных всех родов: из птиц, из скотов и из всех пресмыкающихся по земле, из каждого рода по паре войдут к тебе, чтобы им остаться в живых с тобою. Запаси у себя всякой пищи, которою бы могли пропитаться и ты, они.” Ной сделал все, что повелел ему Бог. За семь дней до наступления потопа Бог предварил Ноя новым откровением. Он дал ему повеление со всем семейством войти в ковчег и взять с собою животных, присовокупивши, что чистых жертвенных, из скота — коров, овец и коз, а из птиц — голубей и горлиц надобно взять не по паре, а по семи пар, и предсказал, что через семь дней начнется дождь, который будет продолжаться сорок дней и сорок ночей. Ной сделал все нужные приготовления. В семнадцатый день второго лунного месяца (в конце ноября нашего юлианского года) шестисотлетний Ной вошел в ковчег с тремя сыновьями своими, и с ним жена его и жены сыновей его. Особенным действием промысла Божия собраны были и звери, скот, гады и птицы и вошли в тот же ковчег. Наконец сам Бог затворил за ними дверь. И в тот же день полился на землю дождь, который не прерывался сорок дней и сорок ночей. Воды бездны морской устремились на сушу. Вода все более и более увеличивалась и подняла ковчег. Она покрыла самые высокие горы, так что ковчег, погруженный в нее на пятнадцать локтей, то есть до половины высоты своей, носился беспрепятственно поверх высочайших гор Азии. И лишилось жизни все что имело движение и дыхание на земле. Поднималась же вода в продолжении пяти месяцев, или ровно 150 дней. Наконец в семнадцатый день седьмого месяца (в конце апреля) Бог навел на землю сильный ветер, который очистил атмосферу от туманов и дождевых туч и двинул воды бездны морской обратно в их ложе и ковчег остановился на горах Араратских, в Армении. Воды убывали; показались верхи гор. Ной выждал сорок дней и чрез окно в ковчеге выпустил ворона. Ворон в ковчег обратно не возвратился, вероятно потому что находил обильную пищу в плававших трупах и отдых на деревах и верхах гор и на верху ковчега, к которому прилетал. Спустя семь дней, чтобы лучше узнать, стекла ли вода с земли, Ной выпустил от себя голубя, который обыкновенно любит места сухие и вблизи жилищ человеческих. Голубь возвратился в ковчег, потому что не нашел сухого места, где бы отдохнуть ему. Прошли другие семь дней. Ной опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился вечером с свежим масличным листом в клюве. Это ясно показало Ною, что начинает показываться растительность и что поверхность земли освобождается от воды. Наконец еще чрез неделю он опять выпустил голубя, но он уже не возвращался. С наступлением нового года, в самый первый день его, Ной открыл кровлю ковчега, посмотрел и увидел, что воды нет более на земле. Во втором же месяце к двадцать седьмому дню (т.е. к концу ноября) земля осушилась. Таким образом потоп продолжался на земле ровно год, так называемый солнечный. Потоп был всемирный или всеобщий для всей земли. “На сомнение, заимствуемое от потребного на сие чрезвычайного количества воды, не трудно ответствовать, говорит митр. Филарет: а) что всеобщий потоп можно представить прохождением воды, занимающей, как известно, около половины земного шара, на другую открытую половину, и что б) земля была даже и вся покрыта водою, доколе воды не были собраны в одно место (Быт 1:9) и что в) как известно по новейшим исследованиям, одна атмосфера может дать более воды, нежели сколько нужно для потопления всей земли. Напротив того мнение о частном потопе влечет за собой неразрешимый в сем случае вопрос: к чему нужен был ковчег и собрание в него всех животных, если бы животные во многих странах света оставались невредимы, куда и Ной также мог бы переселиться? Филон доказывал всеобщность потопа из морских раковин, которые находятся на вершинах самых высоких гор (Phys. Sacr. t. 1). Подобные следы потопа видимы во многих местах к изумлению неверующих. Фонтенель во Франции, Лейбниц в Германии узнали на природных камнях изображения растений Восточной Индии и Южной Америки и Бюффон признается, что сего явления не можно изъяснить иначе, как действием великого наводнения (Hist. Nat. Theorie de la terre, t. 1). Паллас в Сибири, которая есть возвышеннейшая часть возвышеннейшей из частей света Азии, на горах нашел целые остовы слона и носорога. Что кроме всеобщего потопа могло загнать их туда, или занести трупы их? (Observ. sur la formation des montagnes, par M. Pall.). Происхождение всеобщего потопа новейшие испытатели естества с вероятностью стараются изъяснить: а) движением средоточия земли, или точки ее равновесия; б) удержанием ее обращения около своей оси; в) действием проходившей близ земли кометы на ее атмосферу. Но человеческие догадки ничего не прибавляют к достоверности Св. Писания” (Митр Филарет. Зап. на кн. Бытия).

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF

МИГРАНТСКИЙ "ПОТОП" В ЕВРОПЕ

Вавилов А.
В статье дается анализ причин возникновения и обострения проблемы мигрантов и беженцев в Европе, рассматривается ее влияние на ситуацию в отдельных регионах и странах континента, а также дается прогноз путей ее решения в условиях
Читать PDF

БИБЛЕЙСКИЙ ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП В "ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ" Ж. БЮФФОНА

Кузнецов Виталий Германович
Ж.
Читать PDF

Новая повесть-притча «Всемирный потоп» М. Емкужа (1994)

Хакуашева Мадина Андреевна
Анализируется одно из современных произведений русскоязычных адыгских авторов повесть «Всемирный потоп» кабардинского прозаика М. Емкужа, которую отличают сложная композиция, символизм, семантическая насыщенность.
Читать PDF

Мотив творчества как жертвы в романе Роберта Пенна Уоррена «Потоп»

Скурыдина Виктория Борисовна
В статье поставлен вопрос о назначении художника. Его творчество, в каком бы жанре оно ни проявлялось, это всегда жертва.
Читать PDF

Трансформация архетипа «Всемирный потоп» в мифологических сюжетах обских угров

Себелева А.В., Рымарева Е.Н.
Сравнительное изучение мифов и мифологических образов разных народов показывает, что похожие сюжеты существуют у разных народов.