Конференция глав правительств Великобритании, СССР и США - У. Черчилля (которого 28 июля сменил новый премьер-министр К. Эттли), И. Сталина и Г.
Трумэна, которая проходила с 17 июля по 2 августа 1945 во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме близ Берлина. На конференции решались вопросы послевоенного устройства Германии и остального мира.
Потсдамская конференция 1945
Потсдамская конференция 1945
Источник: Энциклопедия третьего рейха. 2004
ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945
Берлинская конференция, - конференция глав пр-в СССР, США и Великобритании: пред. СНК СССР И. В. Сталина, президента США Г. Трумэна, премьер-мин. Великобритании У. Черчилля, к-рого 28 июля заменил новый премьер-мин. К. Эттли. Проходила с 17 июля по 2 авг. 1945 в Потсдаме (пригород Берлина). В работе П. к. принимали участие министры иностр. дел, воен. советники и эксперты. Решения П. к. явились развитием решений Крымской конференции 1945. Центр. место в работе П. к. занял вопрос о Германии. На конференции Сов. пр-во выступило сторонником сохранения единства Германии. Оно предложило создать Врем. общегерм. пр-во, к-рое обеспечило бы координацию деятельности нем. органов власти и единообразие экономич. и политич. мероприятий на терр. всей Германии. Сов. предложение не было, однако, принято ввиду возражений со стороны США и Великобритании. Самое большое, на что они согласились,- это создать ряд общегерм. адм. департаментов по осн. отраслям экономики, к-рые должны были действовать под рук. Контрольного совета для Германии. В последующий период зап. державы сорвали осуществление даже этого постановления. Несмотря на разногласия по вопросу о сохранении политич. и экономич. целостности Германии, на П. к. СССР, США и Великобритания все же достигли соглашения по вопросу об осн. направлениях общей политики в отношении Германии. В соответствии с решениями Крымской конференции 1945 эти соглашения предусматривали полное разоружение Германии и ликвидацию в ней всей пром-сти, к-рая могла быть использована для воен. произ-ва. Участники П. к. договорились о необходимости "уничтожить Национал- социалистскую партию и ее филиалы и подконтрольные организации, распустить все нацистские учреждения, обеспечить, чтобы они не возродились ни в какой форме, и предотвратить всякую нацистскую и милитаристскую деятельность или пропаганду". Три державы обязывались принять также и др. меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире. Помимо соглашения об осн. экономич. и политич. принципах для Германии, главы трех держав согласовали вопросы, относящиеся к репарациям, и подписали в связи с этим спец. соглашение. Последнее исходило из того, что Германию нужно было заставить компенсировать в возможно большей степени ущерб и страдания, к-рые она причинила др. народам и за к-рые герм. народ не мог избежать ответственности. Репарац. претензии Сов. Союза должны были удовлетворяться путем изъятий из зоны Германии, оккупированной СССР, и из герм. вложений за границей. Было также обусловлено, что Сов. Союз получит дополнительные поставки из зап. зон оккупации Германии и удовлетворит из своей доли репараций репарационные претензии Польши. Потсдамским соглашением была определена новая польско-герм. граница по линии Одер - Зап. Нейсе. Установление этой границы было подкреплено решением П. к. о переселении нем. населения, оставшегося в Польше, а также в Чехословакии и Венгрии. Вскоре состоялось решение Контрольного совета для Германия о переселении из районов, переданных Польше, нем. населения, остававшегося в областях восточнее линии Одер-Зап. Нейсе. Уполномочив своих главнокомандующих подписать это решение, зап. державы тем самым еще раз подтвердили признание ими постоянного характера границы, установленной в Потсдаме. П. к. подтвердила передачу Сов. Союзу Кенигсберга (с 1946 - Калининград) и прилегающего к нему района. Она учредила Совет Министров иностр. дел (СМИД), возложив на него подготовку мирного урегулирования. В качестве немедл. задачи на СМИД возлагалось составление мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией. Совет должен был также подготовить мирное урегулирование для Германии. По предложению сов. делегации на конференции был обсужден вопрос о судьбе герм. флота и принято решение разделить весь герм. надводный воен.-мор. и торг. флот поровну между СССР, США и Великобританией. Что касается подводного флота, то по предложению Великобритании было принято решение потопить большую его часть, а остаток поделить также поровну. Сов. пр-во предложило распространить компетенцию австр. врем. пр-ва на всю страну, т. е. также и на те области Австрии, к-рые были заняты войсками зап. держав. В результате переговоров три пр-ва согласились изучить этот вопрос после вступления войск США и Великобритании в Вену. Три пр-ва подтвердили на П. к. свое намерение предать гл. воен. преступников суду междунар. воен. трибунала. Участники П. к. высказали свои мнения и по нек-рым др. вопросам международной жизни: положение в странах Восточной Европы, черноморские проливы, отношение Объединенных наций к режиму Франко в Испании и др. В ходе работы П. к. возникали трудности, создававшиеся позицией сторонников "жесткого курса" в США и Великобритании. Тем не менее на конференции были приняты решения, к-рые представляли собой победу демократич. принципов урегулирования послевоен. проблем. Эти решения отражали характер союзнич. отношений между СССР, США и Великобританией, сложившихся в ходе всей войны. Сов. пр-во неуклонно и последовательно выполняло решения П. к.; они полностью были осуществлены в Вост. Германии - на терр. ГДР. Что касается зап. держав, то вскоре после П. к. они встали на путь ревизии ее решений и прямого отказа от них, включив зап. области Германии - ФРГ в агрессивный блок НАТО. Лит.ра по П. к. весьма обширна. Исследователи Сов. Союза и др. социалистич. стран рассматривают Потсдамскую встречу глав трех держав как одну из крупнейших в истории междунар. конференций, подтвердивших возможность плодотворного сотрудничества между социалистич. и капиталистич. странами, а ее решения как важнейшую основу послевоен. устройства мира. Бурж. авторы и участники конференции (Г. Трумэн, У. Черчилль, Дж. Ф. Бирнс, Ф. Фауст, X. Зюндерман и др.) преуменьшают значение решений, принятых на П. к., и извращают их смысл с целью оправдания отказа зап. держав от выполнения этих решений. Публ.: Тегеран. Ялта. Потсдам. Сб. док-тов, М., 1967; Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 3, (М.), 1947, с. 336-58; Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечеств. войны. 1941-1945. т. 1-2, М., 1957; The Conference of Berlin, v. 1-2, Wash., 1960. Лит.: История Великой Отечественной войны, т. 5, М., 1963; Исраэлян В. Л., Антигитлеровская коалиция, М., 1964; Боратынский С, Дипломатия периода второй мировой войны, пер. с польск., M., 1959; Churchill W., The Second World War, v. 6, L., 1954; Truman H. S., Memoirs, v. 1, N. Y., 1955; Byrnes J. Г., Speaking frankly, N. Y., (1947); Mac Neill W. H., America, Britain and Russia, L., 1953; Faust F., Das Potsdamer Abkommen und seine v?lkerrechtliche Bedeutung, 2 Aufl., Fr./M., 1964; S?ndermann Н., Potsdam 1945, 2 Aufl., В., 1963; Alperovitz Gar, The Atomic Diplomacy. Hiroshima and Potsdam, N. Y., (1965). В. Л. Исраэлян. Москва.