Потулов Николай Михайлович

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПОТУЛОВ Николай Михайлович
(1810, с. Потуловка Мокш. у. – 18.5.1873), муз. деятель, знаток и исследователь рус. церк. пения. Жил в Пенз., служил в духовной семинарии. Составил «Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения православной российской церкви». В 1876–98 вышли 4 выПенз. «Сборник церковных песнопений». Лит: Брокгауз. Т. 58; МЭ. Т. 4; Биографии композиторов с 4 по 20 вв. М., 1904; Савин (15). О. М. Савин.

Источник: Пензенская энциклопедия.

Потулов Николай Михайлович

Потулов (Николай Михайлович) - музыкальный деятель, составитель "Руководства к практическому изучению древнего богослужебного пения православной российской церкви" (Москва, 1872) и "Сборника церковных песнопений" (несколько изданий), охватывающего почти полный круг церковного пения. Гармонизация мелодий в церковных ладах лишена у Потулова всяких диссонансов и хроматизмов, церковые мелодии сохранены в неприкосновенности. Нельзя не заметить, что гармонизация Потулова страдает однообразием и сухостью.

Источник: Биографический словарь. 2008

Потулов, Николай Михайлович

— композитор, ум. в мае 1873 г. в чине коллежского советника. Биографических сведений о П. очень мало; известно лишь, что он заведовал раскольничьим Преображенским богадельным домом в Москве. Из трудов его по вопросам церковного пения известны следующие: "Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения православной российской церкви", М. 1872 г. (выдержало пять изданий: 1872, 1875, 1884, 1888 и 1898) и "Сборник церковных песнопений, исследование божественной литургии св. И. Златоустого, распев древне-киевский", M. 1876 г. В своем "Руководстве" автор на первое место ставит не теоретическое изучение оснований древнецерковного пения, а практическое изучение распевов, заучивание самой мелодии, почему и "Руководство" его, главным образом, представляет собой нотную мелодическую хрестоматию, заключающую в себе песнопения древних распевов. "Сборник песнопений" — это образец особого вида гармонизации древних напевов, в основу которой П. положил так называемый строгий стиль западной музыки, причем, воспроизводя с буквальной точностью мелодию подлинника, он присоединяет к каждой ноте мелодии соответственные тоны аккорда; таким образом, получается совершенно равномерное движение всех голосов. Эта добросовестная работа П., однако, не имела успеха, потому что ее автор был более теоретиком, чем художником, и не обладал той силой таланта, которая создает новые направления в искусстве.


А. Преображенский, "Словарь русского церковного пения" СПб. 1896 г., стр. 129—131; П. Перепелицын, "История музыки в России, СПб. 1888, стр. 84, 264; В. Д. Разумовский, "Какое значение имеет гармония П-а для пения в нашей православной церкви" ("Труды" 3-го археологического съезда в Киеве, т. II. стр. 161—164); Филарет, митрополит Московский и Коломенский. "Собрание мнений и отзывов по учебным и церковно-государственным вопросам", т. IV, СПб. 1886 г., стр. 154—164; "Кишиневские епархиальные Ведомости" 1874 г., № 4; "Московские епархиальные Ведомости" 1874 г., № 2; "Московские Ведомости", 1874 г., № 4; "Православное Обозрение" 1874, № 2; "Современность" 1874 г., № 53; "Херсонские епархиальные Ведомости" 1874 г., № 16.


И. Ефимович.


{Половцов}





Потулов, Николай Михайлович


— музыкальный деятель, составитель "Руководства к практическому изучению древнего богослужебного пения православной российской церкви" (М., 1872) и "Сборника церковных песнопений" (неск. изд.), охватывающего почти полный круг церковного пения. Гармонизация мелодий в церковных ладах лишена у П. всяких диссонансов и хроматизмов, церковные мелодии сохранены в неприкосновенности. Нельзя не заметить, что гармонизация П. страдает однообразием и сухостью.


{Брокгауз}





Потулов, Николай Михайлович


— род. 1810, ум. 1873, известен в истории русского церковного пения своими опытами гармонизации древних напевов. Труды П. явились отчасти результатом теоретических положений кн. Одоевского (см.) о применении западного строгого стиля к обработке обиходных мелодий. Изданы 5 выпусков "Сборника церковных песнопений" П., обнимающие почти полный круг церковного пения. П., воспроизводя здесь с буквальною точностью мелодии подлинника (чего именно и недоставало предшествующим гармонизаторам), сопровождает решительно каждую ноту ее консонансным трезвучием, не допуская таким образом проходящих нот, задержаний; он старается также избежать хроматизма. Основная мелодия (помещаемая у П. обыкновенно в верхнем голосе — альте) оказывается при этом, однако, подавленною искусственным движением голосов и теряет характерность своего ритмического движения, а сопровождающая гармония — делается чрезмерно сухой и однообразной. При своем появлении переложения П. были встречены все же очень сочувственно. Большим успехом пользовалось составленное П. "Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения", выдержавшее с 1872 несколько изданий и служившее некоторое время учебником в духовных училищах.


(П.).


{Риман}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008