ПОВЕСТЬ О ПУТЕШЕСТВИИ ИОАННА НОВГОРОДСКОГО НА БЕСЕ

Найдено 1 определение
ПОВЕСТЬ О ПУТЕШЕСТВИИ ИОАННА НОВГОРОДСКОГО НА БЕСЕ
Иоанн (в миру Илья) (ум. 7. XI. 1186) — новгородский архиепископ, в 1165 г. был поставлен новгородским епископом (до этого был священником церкви св. Василия в Новгороде), с 1167 г.—архиепископ (с него высшие церковные иерархи Новгорода получили статус архиепископов). Как первый архиепископ города, Иоанн был очень популярен в Новгороде, и с его именем связано несколько легенд, бытовавших в устной и письменной традиции. Одна из этих легенд — рассказ о чудесном заступничестве новгородской иконы Знамения Богородицы по молению Иоанна в .1170 г. во время нахождения на Новгород суздальцев. Вторая легенда — рассказ о путешествии Иоанна на бесе в Иерусалим. Третья — чудесное обретение забытых мощей Иоанна в 1440 г. при новгородском архиепископе Евфимии II. Эти три эпизода составляют три части Жития Иоанна, написанного в Новгороде в 70-х гг. XV в. К этим эпизодам примыкает рассказ-легенда о построении Иоанном и его братом Григорием Благовещенской церкви, в чем чудесную помощь им оказывает Богородица. Этот рассказ в рукописной традиции существует как самостоятельная повесть, часто присоединяемая к Житию Иоанна, состоящему из перечисленных трех эпизодов. Вне состава Жития, как самостоятельное произведение, встречается в рукописях и рассказ о путешествии "Иоанна — самый фантастический и наиболее популярный из всех преданий о первом новгородском архиепископе. Однажды, во время ночной келейной молитвы Иоанна, бес, искушая святого, забрался в его рукомойник. Но архиепископ перехитрил лукавого, осенив рукомойник крестным знамением, Иоанн заключил в нем беса. В награду за освобождение от заклятья бес в течение одной ночи переносит на себе Иоанна в Иерусалим и возвращает в Новгород. За время пребывания в святом городе Иоанн успевает помолиться у гроба Господня. Бес требует от Иоанна никому не рассказывать о случившемся, но тот, не называя своего имени, рассказывает новгородцам о чудесном путешествии. Бес начинает мстить Иоанну: он “мечтанием” показывает приходящим к святому посетителям предметы женского одеяния в его келий, наконец в виде “блудницы” выбегает от Иоанна на улицу. Новгородцы обвиняют архиепископа в блуде и изгоняют его из города: сажают Иоанна посередине реки на плот и пускают плот по течению. Но, “никым же пореваем”, плот движется вверх по Волхову к новгородской святыне — Юрьеву монастырю. Посрамленные горожане умоляют святого простить их неверие и вернуться на свой святительский престол. В основе этого сюжета лежит широко распространенный в мировой литературе мотив заклятого крестным знамением или положенным на сосуд крестом беса. Этот сказочно-легендарный мотив нашел отражение еще в двух древнерусских литературных памятниках, вторичных по отношению к П.: в “Житии Авраамия Ростовского” и в “Повести о Василии, епископе муромском” Ермолая-Еразма. Отразился он и в новой русской литературе—в повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”, а сюжет П. был использован А. С. Пушкиным в юношеской поэме “Монах”. Что послужило основанием для возникновения легенды о путешествии Иоанна на бесе, мы не знаем, как не можем определить и возможное время возникновения ее. Нет данных и о времени первоначального фиксирования легенды в письменности. В 1-й пол. XV в., при новгородском архиепископе Евфимии II, в Новгороде создается ряд литературных произведений, в которых воскрешалась былая история Новгорода. Вероятнее всего, в это время и записывается существовавшая в устной традиции легенда о чудесном путешествии Иоанна. Во всяком случае, П. была написана не позже 70-х гг. XV в., когда было создано Житие Иоанна, включившее ее в свой состав. Изд.: Великие Минеи Четьи: Сентябрь, дни 1—13.—СПб., 1868.—С. 321—322, 327—345; Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе / Подг. текста, перевод и комм. Л. А. Дмитриева//ПЛДР: XIV — середина XV века.— М., 1981.— С. 454—463, 584; То же // Древнерусские предания (XI—XVI вв.).—М., 1982.— С. 282—293; То же // Изборник (1986).— С. 208—213. Лит.: Ключевский. Древнерусские жития.— С. 161—164; Гусев П. Л. Новгородская икона святого Иоанна (Илии) архиепископа в деяниях и чудесах.—СПб., 1903; Дурново Н. Н. Легенда о заключенном бесе в византийской и старинной русской литературе//Древности: Труды славянской комиссии Московского археологического общества.— М., 1907.— Т. 4, вып. 1.— С. 59—61; Лихачев Д. С. Литература Новгорода XIV — XV вв. // История русской литературы.—М.; Л., 1945.—Т. 2, ч. 1.—С. 261-262; Дмитриев Л. А. 1) Сюжетное повествование в житийных памятниках конца XIII — XV в. // Истоки русской беллетристики.— С. 232—237; 2) Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII — XVII вв.— Л., 1973.—С. 148—185; 3) Житие Иоанна Новгородского//Словарь книжников.—Вып. 2, ч. 2.— С. 514—517. Л. А. Дмитриев

Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996