Повесть о Валтасаре Вавилонском – древнерусское сочинение, рассказывающее о том, как вавилонский правитель был убит своими стражниками, по предречению пророка Даниила. В рукописной традиции П. встречается под различными заглавиями: «Слово о Валтасаре царе», «О Валтасаре, царе Вавилонском», «Сказание о царе Лавтасаре, как во Царьграде царствовал и как преставися». В составе произведений, посвященных византийскому императору Михаилу, она носит названия: «Слово о благочестивом царе Михаиле», «Сказание о древе златом и о царе Левтасаре», «Сказание о древе златом, и о златом попугае, о царе Михаиле, да о царе Левкасоре». Следует отличать текст П. от Повести о Валтасаре-королевиче кон. XVII в. Литературная история П. не изучена. Издания ее текстов осуществлены по случайным и довольно поздним переработкам. Изучая цикл повествований о царе Михаиле, «златом древе и попугае», М. Н. Сперанский указал некоторые источники П., к числу которых относятся переводы византийских хроник (Хроники Георгия Амартола, Хроники Константина Манассии и др.), хронографы и библейские тексты (3-я гл. книги пророка Даниила).
Возникновение П., по-видимому, следует связывать с именем Максима Грека. Она читается в составленных в XVII в. Троицком собрании сочинений писателя и собрании в 151 главу (списки см. в кн.: Синицына Н. В. Максим Грек в России. М., 1977. С. 273–275; Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека: Неизданные тексты. Л., 1984. С. 234–236). Известно, что Максим Грек обращался к тексту Хроники Георгия Амартола, в сборниках его сочинений встречаются также и выписки из книги пророка Даниила.
Из Троицкого собрания П. попала в Поморское собрание сочинений Максима, составленное в нач. XVIII в., и Большаковское, составленное в XIX в. (перечень списков см. в кн.: Буланин Д. М. Переводы и послания Максима Грека. С. 239–249).
Во 2-й пол. XVII в. П. о Валтасаре Вавилонском была включена в состав Повести о благочестивом царе Михаиле в виде второй ее части; при этом текст ее подвергся существенной переработке в стиле занимательных «историй» назидательного характера (типа фацеций), так что Валтасар превратился в царя Царьграда, якобы правившего после царя Михаила, причем он был наделен чертами царя-пропойцы; в П. было включено и новое действующее лицо под именем Дарий «Менденис», или Дарий «Мелденик» (прототип его – Дарий Мидянин, введенный в П. под влиянием византийской хронографической литературы). Характерно, что один из списков этой редакции (ГБЛ, собр. Ундольского, № 943) входил в состав сборника, принадлежавшего Кариону Истомину.
Изд.: Отрывок из Сборника XVIII века с лицевыми изображениями и крюковыми пометами «На реках Вавилонских» // ОЛДП. СПб., 1877. Л. 94–394 об. (ПДП. Т. 15); Лопарев Х. М. Описание рукописей ОЛДП. Ч. 3. Рукописи в осьмушку // ОЛДП. СПб., 1899. Т. 114. С. 141–144, № СХХХП; Сперанский М. Н. Эволюция русской повести в XVII веке // ТОДРЛ. Л., 1934. Т. 1. С. 160–161, 165–170.
Лит.: Попов А. Обзор хронографов русской редакции. М., 1866. Вып. 1. С. 163; Описание славянских рукописей библиотеки св. Троицкой Сергиевой лавры / Сост. Иларием и Арсением. М., 1878. Ч. 1. С. 205; Бычков И. А. Каталог собрания славяно-русских рукописей П. Д. Богданова. СПб., 1891. Вып. 1. С. 143; Леонид, архимандрит. Систематическое описание славянороссийских рукописей графа А. С. Уварова. М., 1893. Ч. 1. С. 400; Рыстенко А. В. Рукописи, принадлежащие библиотеке Одесского общества истории и древностей. Вып. 1. Рукописи церковнославянские и русские, документы и письма. Одесса, 1910. С. 77; Сперанский М. Н. Собрание рукописей И. Е. Забелина. (Приложение II к Отчету Гос. Исторического музея за 1916–1925 гг.). М., 1926. С. 12; Адрианова-Перетц и Покровская. Древнерусская повесть. С. 249–251; Назаревский. Библиография. С. 118–119; Повести о начале Москвы / Исслед. и подгот. текстов М. А. Салминой. М.; Л., 1964. С. 80; Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека: Характеристика, атрибуции, библиография. Л., 1969. С. 66–67, 201, № 66, 67, 68, 345.
Н. Ф. Дробленкова