Повесть о взятии Царьграда фрягами
ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ ЦАРЬГРАДА ФРЯГАМИ
В 1204 г. во время четвертого крестового похода крестоносцы, предводительствуемые итальянским князем Бонифацием Монферратским (откуда и название П.: итальянцев в Древней Руси именовали фрягами), захватили, разграбили и разрушили столицу Византии — Константинополь (в древнерусских источниках—Царьград). Описание этих событий и составляет содержание П., старший список которой входит в состав Новгородской I летописи Старшего извода (XIII—XIV вв.); это дало основания видеть в авторе П. новгородца. В XV — XVI вв. П. включалась в состав различных русских летописей. П. представляет собой прежде всего ценный исторический источник; ее автор, несомненно, был в Константинополе либо во время изображаемых событий, либо вскоре после них: он весьма точен в описании обстоятельств осады и взятия города, хорошо знает топографию столицы, передает народные слухи и легенды, возникавшие по поводу происходивших событий (легендарен, например, рассказ о бегстве сына византийского императора — Алексея Ангела в бочке с двойным дном, преувеличено, возможно, количество разграбленных “фрягами” сокровищ). Язык П. прост и выразителен, стиль напоминает стиль русских летописей. Изд.: Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 году / Подг. текста, перевод и примеч. О. В. Творогова//Изборник (1969).— С. 280—289, 734—735; То же // ПЛДР: XIII век.— М., 1981.—С. 106—113, 537—539; То же (перевод) //Изборник (1986).—С. 130—134. Лит.: Мещерский Н.А. 1) Древнерусская повесть о взятии Царьграда фрягами в 1204 Г.//ТОДРЛ.—1954.—Т. 10.—С. 120— 135; 2) Древнерусская повесть о взятии Царь-града фрягами как источник по истории Византии // ВВ.— 1956.— Т. 9.— С. 170—185; Творогов О. В. Повесть о взятии Царьграда фрягами//Словарь книжников,—Вып. 1.—С. 352— 354. О. В. Творогов
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996
ПОВЕСТЬ О ВЗЯТИИ ЦАРЬГРАДА ФРЯГАМИ
В 1204 г. во время четвертого крестового похода крестоносцы, предводительствуемые итальянским князем Бонифацием Монферратским (откуда и название П.: итальянцев в Древней Руси именовали фрягами), захватили, разграбили и разрушили столицу Византии — Константинополь (в древнерусских источниках—Царьград). Описание этих событий и составляет содержание П., старший список которой входит в состав Новгородской I летописи Старшего извода (XIII—XIV вв.); это дало основания видеть в авторе П. новгородца. В XV — XVI вв. П. включалась в состав различных русских летописей. П. представляет собой прежде всего ценный исторический источник; ее автор, несомненно, был в Константинополе либо во время изображаемых событий, либо вскоре после них: он весьма точен в описании обстоятельств осады и взятия города, хорошо знает топографию столицы, передает народные слухи и легенды, возникавшие по поводу происходивших событий (легендарен, например, рассказ о бегстве сына византийского императора — Алексея Ангела в бочке с двойным дном, преувеличено, возможно, количество разграбленных “фрягами” сокровищ). Язык П. прост и выразителен, стиль напоминает стиль русских летописей. Изд.: Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 году / Подг. текста, перевод и примеч. О. В. Творогова//Изборник (1969).— С. 280—289, 734—735; То же // ПЛДР: XIII век.— М., 1981.—С. 106—113, 537—539; То же (перевод) //Изборник (1986).—С. 130—134. Лит.: Мещерский Н.А. 1) Древнерусская повесть о взятии Царьграда фрягами в 1204 Г.//ТОДРЛ.—1954.—Т. 10.—С. 120— 135; 2) Древнерусская повесть о взятии Царь-града фрягами как источник по истории Византии // ВВ.— 1956.— Т. 9.— С. 170—185; Творогов О. В. Повесть о взятии Царьграда фрягами//Словарь книжников,—Вып. 1.—С. 352— 354. О. В. Творогов
Источник: Литература Древней Руси. Биобиблиографический словарь. 1996
Повесть о взятии Царьграда фрягами
Повесть о взятии Царьграда фрягами – древнерусская повесть о событиях в Византии в начале XIII в.
Древнерусская повесть о взятии Константинополя крестоносцами в 1204 г. во время четвертого крестового похода в старших своих списках (в составе Летописи Новгородской первой) не озаглавлена, представляя обычную годовую статью, но в СIЛ носит название «О взятьи богохранимого Царяграда», а в Летописце Еллинском и Римском – «О взятьи богохранимого Костянтина-града от фряг». Автор П. неизвестен, но полагают, что им был русский, находившийся в Византии либо непосредственно в момент взятия города крестоносцами, либо вскоре после описываемых событий. Возникавшее предположение, что автором был Добрыня Ядрейкович (Антоний, архиепископ новгородский), не имеет под собой достаточных оснований. Старшие тексты П. находятся в составе новгородской летописи, но возможно и южнорусское происхождение ее автора.
П. представляет собой ценный исторический источник. Позиция ее автора достаточно нейтральна: он не является ни апологетом византийцев, которых упрекает в «сваде» (распре), приведшей в конечном счете к захвату города, ни сторонником «фрягов»: он откровенно описывает грабеж и насилия, чинимые крестоносцами, хотя и упоминает, что все это делалось вопреки повелению императора и папы. Автор весьма точен в описании обстоятельств осады и взятия города, он хорошо знает топографию столицы. Его рассказ поэтому позволяет корректировать и дополнять сообщения других источников. Отразились в П. народные слухи и легенды, возникавшие но поводу произошедших событий: легендарен, видимо, рассказ о подробностях бегства царевича Алексея в бочке с двойным дном, о количестве сокровищ, разграбленных «фрягами». Язык П. прост и выразителен, стиль повествования напоминает стиль древнерусских летописей. Н. А. Мещерский подчеркивает «лаконичное, полное внутренней энергии построение речей, обилие в них исконно русской лексики». «Летописный стиль, – продолжает исследователь, – прослеживается и в описаниях боевых действий, когда мы встречаемся с точным употреблением воинской терминологии» (Мещерский. Древнерусская повесть о взятии Царьграда фрягами в 1204 г., с. 132). П. сохранилась в трех группах списков: во-первых, она вошла в состав НIЛ – Синодального списка Старшего извода (в часть, датируемую XIII в.) и списков Младшего извода – Комиссионного (сер. XV в.), Академического (XV в.) и восходящих к ним Воронцовского и Толстовского списков. Вторая группа списков находится в составе летописных сводов XV–XVI вв.: СIЛ, Вологодско-Пермской, Воскресенской, Никоновской и др. летописей. В-третьих, П., видимо, через посредство летописного свода середины XV в. вошла в состав второй редакции Летописца Еллинского и Римского, см. списки БАН, 33.8.13; ГБЛ, собр. Пискарева, № 152, собр. Егорова, № 867; ГИМ, Синод. собр., № 86. В списках: ГИМ, Чуд. собр., № 51/353 и ГПБ, собр. ОЛДП, F.33 текст П. сохранился не полностью.
Изд. (кроме публикаций в составе летописей): Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 г. / Подг. текста, пер. и примеч. О. В. Творогова. – в кн.: «Изборник»: Сборник произведений литературы Древней Руси. М., 1969, с. 280–289; Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 г. / Подг. текста, перевод и комментарий О. В. Творогова. – ПЛДР. XIII век. 1981, с. 106–113, 537–539.
Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1818, т. 3, примеч. 149; Савваитов П. С. Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград. СПб., 1872, с. 8–10; Мещерский Н. А. 1) Древнерусская повесть о взятии Царьграда фрягами в 1204 г. – ТОДРЛ, 1954, т. 10, с. 120–135; 2) Древнерусская повесть о взятии Царьграда фрягами как источник по истории Византии. – ВВ, 1956, т. 9, с. 170–185; Клосс Б. М. К вопросу о происхождении Еллинского летописца. – ТОДРЛ, 1972, т. 27, с. 378; Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975, с. 148–151, 158.
О. В. Творогов
Древнерусская повесть о взятии Константинополя крестоносцами в 1204 г. во время четвертого крестового похода в старших своих списках (в составе Летописи Новгородской первой) не озаглавлена, представляя обычную годовую статью, но в СIЛ носит название «О взятьи богохранимого Царяграда», а в Летописце Еллинском и Римском – «О взятьи богохранимого Костянтина-града от фряг». Автор П. неизвестен, но полагают, что им был русский, находившийся в Византии либо непосредственно в момент взятия города крестоносцами, либо вскоре после описываемых событий. Возникавшее предположение, что автором был Добрыня Ядрейкович (Антоний, архиепископ новгородский), не имеет под собой достаточных оснований. Старшие тексты П. находятся в составе новгородской летописи, но возможно и южнорусское происхождение ее автора.
П. представляет собой ценный исторический источник. Позиция ее автора достаточно нейтральна: он не является ни апологетом византийцев, которых упрекает в «сваде» (распре), приведшей в конечном счете к захвату города, ни сторонником «фрягов»: он откровенно описывает грабеж и насилия, чинимые крестоносцами, хотя и упоминает, что все это делалось вопреки повелению императора и папы. Автор весьма точен в описании обстоятельств осады и взятия города, он хорошо знает топографию столицы. Его рассказ поэтому позволяет корректировать и дополнять сообщения других источников. Отразились в П. народные слухи и легенды, возникавшие но поводу произошедших событий: легендарен, видимо, рассказ о подробностях бегства царевича Алексея в бочке с двойным дном, о количестве сокровищ, разграбленных «фрягами». Язык П. прост и выразителен, стиль повествования напоминает стиль древнерусских летописей. Н. А. Мещерский подчеркивает «лаконичное, полное внутренней энергии построение речей, обилие в них исконно русской лексики». «Летописный стиль, – продолжает исследователь, – прослеживается и в описаниях боевых действий, когда мы встречаемся с точным употреблением воинской терминологии» (Мещерский. Древнерусская повесть о взятии Царьграда фрягами в 1204 г., с. 132). П. сохранилась в трех группах списков: во-первых, она вошла в состав НIЛ – Синодального списка Старшего извода (в часть, датируемую XIII в.) и списков Младшего извода – Комиссионного (сер. XV в.), Академического (XV в.) и восходящих к ним Воронцовского и Толстовского списков. Вторая группа списков находится в составе летописных сводов XV–XVI вв.: СIЛ, Вологодско-Пермской, Воскресенской, Никоновской и др. летописей. В-третьих, П., видимо, через посредство летописного свода середины XV в. вошла в состав второй редакции Летописца Еллинского и Римского, см. списки БАН, 33.8.13; ГБЛ, собр. Пискарева, № 152, собр. Егорова, № 867; ГИМ, Синод. собр., № 86. В списках: ГИМ, Чуд. собр., № 51/353 и ГПБ, собр. ОЛДП, F.33 текст П. сохранился не полностью.
Изд. (кроме публикаций в составе летописей): Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 г. / Подг. текста, пер. и примеч. О. В. Творогова. – в кн.: «Изборник»: Сборник произведений литературы Древней Руси. М., 1969, с. 280–289; Повесть о взятии Царьграда крестоносцами в 1204 г. / Подг. текста, перевод и комментарий О. В. Творогова. – ПЛДР. XIII век. 1981, с. 106–113, 537–539.
Лит.: Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1818, т. 3, примеч. 149; Савваитов П. С. Путешествие новгородского архиепископа Антония в Царьград. СПб., 1872, с. 8–10; Мещерский Н. А. 1) Древнерусская повесть о взятии Царьграда фрягами в 1204 г. – ТОДРЛ, 1954, т. 10, с. 120–135; 2) Древнерусская повесть о взятии Царьграда фрягами как источник по истории Византии. – ВВ, 1956, т. 9, с. 170–185; Клосс Б. М. К вопросу о происхождении Еллинского летописца. – ТОДРЛ, 1972, т. 27, с. 378; Творогов О. В. Древнерусские хронографы. Л., 1975, с. 148–151, 158.
О. В. Творогов