смена парадигм как способов постановки и решения научных проблем, сопровождающаяся переходом к новым предметным поля и методам научного исследования. Методологические повороты - характерная черта исторической науки, эпистемологическая ситуация в которой характеризуется переходом от методологического монизма к методологическому плюрализму, базирующемуся на следующих принципах: 1) вариативности - историческая реальность может мыслиться в многочисленных вариантах, каждому из которых соответствует свой собственный «наблюдатель», придерживающийся определенных парадигмальных оснований; 2) дополнительности - по отношению к предмету научного исследования можно сформулировать множество познавательных задач, конкретное содержание которых зависит от методологического выбора исследователя; 3) альтер нативности - решение определенного класса исследовательских задач возможно с помощью различных способов исторического познания, приоритетность которых определяется парадигмальными позициями исследователя; 4) ограниченности - любая из удачных интерпретаций исторической реальности не может быть признана в качестве универсальной методологии научного исследования (1). В условиях мультипарадигмальности исторического познания М. п. становятся необходимым условием эффективности когнитивной деятельности в исторической науке. Во второй половине XX в. большое значение имели клиометрический поворот, осуществлявшийся в русле сциентизации исторического познания и связанный с широким использованием количественных методов исследования, а также лингвистический поворот, проходивший в русле антисциентистской традиции и отводивший особую роль языку в процессе нарративизации исторического знания. В настоящее время М. п. в историческом познании обусловлены стремлением историков к восстановлению синтезирующего потенциала исторического знания и «холистскому реваншу» путем проведения кросс-дисциплинарных научных исследований.
В рамках мультидициплинарных исследований - это прагматический повороту интердисцилинарных - феноменологический, культурный и контекстуальный повороты; трансдисциплинарных - синергетический, цивилизационный и концептуальный. М. п. сопровождаются сменой предметных полей исторического исследования и методологических приоритетов. Так, прагматический поворот, связанный с поисками синтетической исследовательской модели, построенной на принципе дополнительности макро- и микроанализа, объяснения и понимания, переориентирует исследовательский интерес историка с изучения структур на изучение деятельности, включающей «механизмы» индивидуального выбора в социальных практиках повседневности (2). Методы феноменологического анализа давно использовались историками в научных исследованиях мультидисциплинарного характера. В последнее время в русле интердисциплинарных исследований стала складываться такая новая гибридная дисциплина, как историческая феноменология, смысл которой заключается в преодолении презентизма и языковой репрессии современности в изучении прошлого. Феноменологический поворот в рамках этой дисциплины направлен на реконструкцию исторических феноменов как продуктов индивидуального или коллективного сознания, составляющих повседневный жизненный мир человека прошлого, в рамках которого ин терпретировались значения и смыслы социальных действий и взаимодействий. Культурный поворот акцентирует внимание исследователей на изучении культурно-исторической специфики того или иного времени, в контексте которой формируются коллективные представления о прошлом (3). В рамках этого поворота особая роль в историческом познании отводится также методологическому потенциалу различных социальных теорий коммуникативного действия и культурных кодов. Культурный поворот в историческом познании - это стремление постичь историческое бытие как культуру и через культуру. В связи с этим особое значение имеет контекстуальный поворот, связанный с пониманием необходимости изучения культурноисторического контекста не только деятельности людей в прошлом, но и современного культурного контекста дискурсивного производства научного исторического знания. В рамках этого поворота особое методологическое значение приобретают различные теории лингво-культурологического содержания и дискурс-анализа. Синергетический поворот направлен на изучение исторической реальности в русле теории самоорганизации сложных динамических систем. Цивилизационный подход к изучению истории является давней познавательной традицией.
Современный цивилизационный поворот в историческом познании связан с попытками интерпретации исторической реальности в рамках коммуникационно-герменевтической теории цивилизаций. Концептуальный поворот, стремящийся к целостному изображению исторической реальности в виде эмоциональнообразных коннотаций и метафорических значений, базируется на концептах как когнитивных моделях исторической реальности рационально-ценностного содержания.
Лит.: 1)Лубский А. В. Альтернативные модели исторического исследования: концептуальная интерпретация когнитивных практик. Saarbriicken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010; 2) Репина Л.П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011. С. 158; 3) Репина Л. П. Вместо введения. Представления о прошлом в историческом сознании // Образы времени и исторические представления: Россия - Восток - Запад. М., 2010. С. 9. А. В. ЛУБСКИЙ
ПОВОРОТЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
ПОВОРОТЫ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.