ПОВОЗКИ
ПОВОЗКИ
на Др. Востоке и в крито-микенскую эпоху наиболее распростр. типом П. была легкая двухколесная П. В классич. время этот вид П. потерял свое былое значение, хотя его существование и засвидет. в изображениях протогеометрич. стиля и в памятниках окраинных культур (напр., в обнаруживающих греко-этрусское влияние ситулах 6 — 4 вв. до н.э. и в греко-скифском иск-ве 5 — 3 вв. до н.э.). Хотя воен. колесницы сменились верхов. воинами, упряжка четверней или парой продолжала использоваться на спорт. состязаниях и в культовых процессиях. Для перевозок грузов и людей на небольшие расст. применялись тяжелые одноосные П., позволявшие, особенно при большом диаметре колеса, преодолевать бездорожье. Широкое распростр. четырехколесных П. начинается только со стр-вом дорог в 3 в. до н.э. П. с подвижно сочлен. двойным остовом использовались в 5 в. до н.э. в греч. колониях чаще чем в самой Греции. Наиболее полное применение П. нашли у римлян, к-рые усовершенств. старые типы П. и изобрели новые с использованием кельт. элементов и нововведений. Рим. дорожные экипажи имели настолько хорошие рессоры, что во время езды можно было не только читать, но и успешно стенографировать. Устройство знаменитых своим удобством антич. дормезов не поддается детальному восстановл. Упряжные животные — волы, мулы, кони, реже ослы, а при парадных выездах также слоны — из-за малой ширины дорог запрягались, подобно совр. альпийским упряжкам, одно за другим, т.е. цугом. В тех случаях, когда у П. отсутствовало дышло, сбруя, технически еще весьма несоверш., прикреплялась непосредств. к вращающ. передку при помощи спец. перекладины. Такой способ упряжки был вполне допустим на совершенно прямых улицах антич. городов. Законодат-во Рим. империи ок. 300 н.э. устанавливало грузоподъемность различ. видов грузовых П. от 145 до 1089 фунтов. Для спец. целей были изобретены П. с цистернами и лафетные П. для транспортировки метател. машин.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ПОВОЗКИ
• Vehicula.
Гомеровская боевая колесница (´????, с двумя лошадьми — biga, с четырьмя — quadriga) сохранилась в своей первоначальной форме только на состязаниях, как в Греции, так и в Риме (в ludi Circenses, триумфах и торжественных процессиях). Она покоилась на двух маленьких колесах, чтобы не опрокидываться при самых крутых поворотах. Спереди она была снабжена балюстрадой с прочно прикрепленными перилами (´?????), к которой привязывались пристяжные лошади (?????????), в противоположность к коренным (??????), которые шли под ярмом; сзади колесница была открыта, чтобы ??????????, стоявший на ней рядом с ????????, мог свободно вспрыгивать и спрыгивать во время езды. Напротив, в кабриолетах, которые были в употреблении в обыкновенной жизни, двухместный ?????? был спереди открыт. ????? или ´????? — так называется, например, колесница, на которой везли невесту — была, кажется, четырехколесная. Вообще же считали изнеженностью и роскошью ездить без уважительной причины; предпочитали ходить пешком или ездить верхом. Поэтому о различных родах ??????? или ????????? нет и речи. Между разнородными экипажами, употреблявшимися у римлян, следует различать ломовые возы — plaustra — от пассажирских экипажей. Двухколесными были: cisium, легкий, некрытый кабриолет; essedum, собственно, кельтская колесница, употреблявшаяся римлянами как экипаж для езды; carpentum, крытая карета; covinus, кельтская колесница в форме серпа, которой римляне пользовались в путешествиях, крытая с трех сторон. На четырех колесах были: pilentum, которыми пользовались женщины; reda или rheda, настоящие дрожки; carruca, удобная парадная карета; petorritum, кельтского происхождения; аrсеrа (может быть, от arca), крытый со всех сторон экипаж, особенно удобный для транспорта больных. Под словом basterna следует понимать носилки, которые несли два мула. Общее слово — currus — употреблялось специально как для обозначения боевой колесницы, так и для триумфальной колесницы. Для припряжки лошадей служило ярмо; только крайние лошади, если их было всего 3 или 4, были припряжены с помощью funes и поэтому назывались funales. Весьма искусны были украшения колесниц, особенно их кузова (capsus, ploxenum), на которых блистали прекрасные металлические пластинки.
Повозки
На Др. Востоке и в крито-микенскую эпоху наиболее распростран. типом П. была легкая двухколесная П. В классич. время этот вид П. потерял свое былое значение, хотя его существование и засвидетельствовано в изображениях протогеометрич. стиля и в памятниках окраинных культур (например, в обнаруживающих греко-этрусское влияние ситулах 6–4 вв. до н. э. и в греко-скифском искусстве 5–3 вв. до н. э.). Хотя военные колесницы сменились верховыми воинами, упряжка четверней или парой продолжала использоваться на спортивных состязаниях и в культовых процессиях. Для перевозок грузов и людей на небольшие расстояния применялись тяжелые одноосные П., позволявшие, особенно при большом диаметре колеса, преодолевать бездорожье. Широкое распространение четырехколесных П. начинается только со строительством дорог в 3 в. до н. э. П. с подвижно сочлен, двойным остовом использовались в 5 в. до н. э. в греч. колониях чаще, чем в самой Греции. Наиболее полное применение П. нашли у римлян, которые усовершенствовали старые типы П. и изобрели новые с использованием кельтских элементов и нововведений. Рим. дорожные экипажи имели настолько хорошие рессоры, что во время езды можно было не только читать, но и успешно стенографировать. Устройство знаменитых своим удобством античных дормезов (carruca dormitoria) не поддается детальному восстановлению. Упряжные животные — волы, мулы, кони, реже ослы, а при парадных выездах также слоны — из-за малой ширины дорог запрягались, подобно совр. альпийским упряжкам, одно за другим, т. е. цугом. В тех случаях, когда у П. отсутствовало дышло, сбруя, технически еще весьма несоверш., прикреплялась непосредственно к вращающемуся передку при помощи спец. перекладины. Такой способ упряжки был вполне допустим на совершенно прямых улицах античных городов. Законодательство Римской империи ок. 300 н. э. устанавливало грузоподъемность различных видов грузовых П. от 145 до 1089 фунтов. Для спец. целей были изобретены П. с цистернами и лафетные П. для транспортировки метательных машин.
рис. 1. Колесница (для ристаний).
рис. 2. Четырехколесный дорожный экипаж с кучером и сидящим на подставной лошади форейтором. На дышельных лошадях нечто подобное хомутам, на подставной лошади сбруи не видно (рельеф из Месамбрии; ок. 450 до н э ).
рис. 3. Одноосный дорожный экипаж на высоких колесах, запряженный мулами (с монеты Ливии).
рис. 4. Двуосный дорожный экипаж с тентом, состоящий из кузова с отделением для поклажи и передком (с рельефа из Maria-Saal в Каринтии).
рис. 5. Лафетная повозка с метательной машиной (с Траяновой колонны).
рис. 1. Колесница (для ристаний).
рис. 2. Четырехколесный дорожный экипаж с кучером и сидящим на подставной лошади форейтором. На дышельных лошадях нечто подобное хомутам, на подставной лошади сбруи не видно (рельеф из Месамбрии; ок. 450 до н э ).
рис. 3. Одноосный дорожный экипаж на высоких колесах, запряженный мулами (с монеты Ливии).
рис. 4. Двуосный дорожный экипаж с тентом, состоящий из кузова с отделением для поклажи и передком (с рельефа из Maria-Saal в Каринтии).
рис. 5. Лафетная повозка с метательной машиной (с Траяновой колонны).
Источник: Словарь античности. 1989