ПОЖЕДАЕВ Георгий Анатольевич

Найдено 1 определение
ПОЖЕДАЕВ Георгий Анатольевич
13.01.1894 или 1897 (имение Пожсдаевка Курской губ.)-3.08.1977 (Париж). Художник театра, живописец, график. Из старинного дворянского рода. С 1908 брал уроки рисования у Я. Ф. Ционглинского. В 1914 окончил Николаевский кадетский корпус в Петербурге. Поступил в лейб-гвардии Гусарский полк, к которому был приписан его род, воевал. В октябре 1914 получил ранение в область сердца и был уволен из армии с мундиром и пенсией. В 1915 поступил в МУЖВЗ, учился в фигурном классе у А. Е. Архипова и Н. А. Касаткина. Осенью 1916 перешел в С.-Петербургскую АХ, занимался под руководством Д. Н. Кардовского и Г. Р. Залемана. В 1917 оставил учебу, поступил декоратором в Интимный театр и вместе с театром переехал в Москву. В 1919 работал в театре Ф. А. Корша и в Большом театре, исполнил эскизы декораций к неосуществленным постановкам балета «Красные маски» Н. Н. Черепнина и авангардного балета «Гамелен, или Революция победит» (режиссер К. Я. Голейзовский). Участвовал во 2-й Государственной выставке картин (1919). В 1920 эмигрировал в Румынию. Недолго работал в Национальном театре в Бухаресте. Попал в Прагу, где исполнил декорации для труппы Анны Павловой. В 1921-24 жил в Берлине. Оформлял спектакли и концертные номера в кабаре Яши Южного «Синяя птица» и «Русском романтическом театре» Б. Г. Романова. Сотрудничал с режиссером М. Рейнгардтом. В 1922 провел персональную выставку в галерее Der Sturm. В 1924 работал в Вене, руководил постановочной частью русского театра-кабаре Москауер Кунст-Шпиле и провел персональную выставку костюмов и декораций в Neue Galerie. В 1925 обосновался в Париже. Работал для театра «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева, оформлял спектакли русского репертуара в Мадриде и Барселоне. Сотрудничал с кинорежиссером Абелем Гансом. В 1931 исполнил эскизы декораций и костюмов для спектакля «Квадратура круга» В. П. Катаева в театре «Ателье» Ш. Дюллена. В 1935 провел персональную выставку в Каннах, показал портреты представителей парижского литературно-художественного мира (в том числе И. А. Бунина и В. А. Смоленского). Участвовал в салоне художников, живущих в Булонь-Бийанкуре, и в Выставке русского искусства в Лондоне (Belgrave Square, 1935). В 1937 оставил сценографию. Писал пейзажи Парижа и Прованса, натюрморты, создавал графические портреты. В 1941-45, во время немецкой оккупации, оставался в Париже. Исполнил иллюстрации к произведениям русской классики (Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. М. Достоевский; не изданы). После войны продолжал заниматься живописью и графикой, иллюстрировал роман «Святая Аньес» П. Клоделя (1947) и Апокалипсис (предисловие Луи Рео, 1949-52). Часто ездил в Минерб в Провансе, департамент Воклюз, куда в 1953 перенес мастерскую. Провел персональные выставки в парижских галереях L. Reiтапп (1946), J. Allard (1948), Durand-Ruel (1952), Margaritt (1955), R. Creuse (1958). Писал стихи («Возрождение». 1954. № 34). Кавалер ордена Почетного легиона (1953).

Источник: Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. 1999