— известный в конце XVIII и первой четверти XIX в. клавикордный мастер, музыкальный учитель, придворный капельмейстер, композитор и перелагатель русских народных песен на ноты.
Биографических сведений о нем почти не сохранилось. Почти единственное документальное свидетельство о Праче имеется в нижеследующем виде в Архиве Дирекции Императорских театров: "1783 года Декабря 28 дня. Для обучения находящихся при Театральном училище малолетних мальчиков и девушек музыке на клавикордах, а некоторых из первых и списывать ноты, в Комитете определено для сего принять на службу клавикордного мастера Иогана Прача, с годовым жалованьем с 1 Генваря будущего 1784 года по четыреста рублей. На каких же условиях ему должность свою отправлять, заключить с ним договор". Митрополит Евгений сообщает, что П. умер в 1818 г.
Прежде чем заняться вопросом об участии Прача в составлении и издании, совместно с Н. А. Львовым, нотного сборника народных песен и романсов, остановимся на сведениях об его вообще композиторской деятельности в России. В изданной и. Д. Герстенбергом "Карманной книжке" для любителей музыки на 1796 год отмечены три музыкальных пьесы Прача: 1) "Любимый Аллеманд, преложенный с вариациями для фортепиано г-м Мартини"; 2) "Фанданго (Испанская пляска), преложенная с вариациями для фортепиано — с произвольным сопровождением скрипки", и 3) "Две русские песни для клавесина". В каталоге книгопродавца Заикина на 1881 год показаны два сочинения Прача: а) "Фортепианная школа", сочиненная профессором музыки Иваном Прачем, и б) "Ах, ты, Ванька, ты Ванька горюн", с 12-ю вариациями, положенными им на фортепиано.
Памятником же его музыкальной педагогической деятельности осталась изданная им: "Полная школа для фортепиано, сочиненная И. Прачем, или новый и легчайший способ, по которому можно основательно научиться играть на фортепиано с изъяснением о нотах, о Итальянских терминах и всех необходимых правил, для сего инструмента положенных. С прибавлением разных примеров для упражнения, состоящих из сонат, польских, рондо, экосесов, вальсов, кадрилей и некоторых народных песен". СПб., 1816 г. в продолговатом альбомном формате. Более значительными музыкальными композициями Прача следует считать нижеследующие два его музыкальные переложения, оба изданные в 1789 году: а) "Музыка оперы комической "Февея", соч. В. Паскевича, для клавир с голосами переложенные И. Прачем. СПб. 1789 г.", и б) "Музыка оперы комической "Горе богатыря (Косометовича)", сочинения г. капельмейстера Мартино, для клавир с голосами переложенные Г. Прачем" (1789 г.).
Можно предполагать, что эти два последних музыкальных труда Прача были им исполнены уже при некотором участии такого любителя и тоже, в своем роде, знатока музыкального дела, как Н. А. Львов, известный литератор Екатерининского времени, сам поэт и художник, почти непременный член того весьма значительного музыкального кружка, к которому принадлежали известные писатели: Державин (его родственник), Капнист, Хемницер, граф Хвостов и другие. По приглашению только что упомянутого выше Н. А. Львова, Прач положил на ноты и гармонизировал русские народные песни, частью по готовым записям, частью непосредственно с голоса любителей и исполнителей русских песен. Об этом находим сведения в брошюрке двоюродного брата H. A. Львова, бывшего директора Певческой капеллы Ф. П. Львова. "В 1790 г., член нашей Академии Художеств, Н. А. Львов, при помощи охотников и родственников, в его доме беспрестанно певших, в числе которых имел честь быть и я, сделал новое собрание песен, которые с наших голосов положил на ноты г. Прач; предисловие при сем издании написано было г. Львовым. В 1815 г. тот же г. Прач вновь издал песни и повторил (?) то же предисловие с некоторыми изменениями". Вот заглавие этого чрезвычайно редкого в настоящее время издания: "Собрание народных русских песен с их голосами на музыку положил Иван Прач. Часть 1-я. Печатано в типографии горного училища. 1790. К каждому номеру текста песен приложен листок гравированных нот с присоединенными к ним под строками начальными словами песни. На стран. I — XII помещена статья (Н. А. Львова) "О Русском народном пении". Далее расположены на страницах 1 — 192: "Песни протяжные", "Песни плясовые или скорые", "Песни свадебные", "Песни хороводные", "Песни святочные" и "Песни малороссийские". В последующих изданиях собрание значительно умножено (до 150 песен). Издание Прача, по отзыву знающих людей есть весьма ценный опыт изучения народной музыки.
П. П. Сокальский в своем ценнейшем труде: "Русская народная музыка великорусская и малорусская" коснулся труда Прача и значения его для историко-литературных и музыкальных целей. Он, между прочим, говорит, что, при ближайшем рассмотрении текста и напевов сборника Прача, приходится почти половину записанных им песен отнести не к чисто народной, а к так называемой псевдонародной музыке, смягченной, сложенной и частью искаженной городскими исполнителями. Немало у него также песен новейшей формации, сбивающихся на мещанскую шансонетку или на продукт писарского творчества".
А. Пальчиков в вводной статье своей к перепечатке 1896 г. сборника Прача приходит к выводу, что вся заслуга, как в составлении сборника, неправильно и издавна слывущего под именем "Сборника Прача", так и в издании его всецело принадлежит Львову, и было бы вполне справедливым хотя теперь, через сто лет, признать за Львовым этот замечательный по тому времени труд, предоставив Ивану Прачу лишь участие (и вероятно хорошо оплаченное) в музыкальных записях и гармонизации тех песен, которые Львов нашел уместным внести в свой сборник". Рецензент последнего издания "Сборника Прача" (Суворинского) Д. Борецкий находит, что "во всяком случае, сборник Львова и Прача заслуживает, по своему времени, большой похвалы; он сохраняет значение и для нашего времени красотой большинства своих записей (искажение некоторых из них легко исправить по сличении с другими записями)".
Никто из исследователей сборника русских песен Прача, за исключением, впрочем, Бессонова, Сокальского и г. Борецкого, — не останавливался на разъяснении вопроса о предшественниках в деле положения слов (или по-старинному — "речей"), песен и романсов на музыку, а между тем у Прача и Львова был очень серьезный и талантливый предшественник: уроженец Харьковщины (из-под Ахтырки) Василий Федорович Трутовский, камер-гуслист и камер-музыкант при дворе Петра III и Екатерины II, — издавший в четырех частях в С.-Петербурге первый нотный наш песенник под заглавием: "Собрание русских простых песен с нотами" (1776―1795 гг.).
Мы должны здесь констатировать почти полную зависимость подбора содержания сборника Львова и Прача от труда В. Ф. Трутовского (особенно в отдельных группах пьес и проч.).
Считаем долгом указать здесь, что, несмотря на многие почти только отрицательные отзывы критиков труда Прача, проф. А. И. Соболевский, тем не менее, нашел полезным воспользоваться I-м изданием Прача в своем монументальном труде: "Великорусские народные песни".
После I-го издания 1790 г., сделанного Прачем совместно с Н. А. Львовым, сборник их появился еще в двух (1806 и 1815 гг.) изданиях уже по смерти Львова. Второе издание вышло под заглавием: "Собрание русских народных песен с их голосами, положенных на музыку Иваном Прачем, вновь изданное с прибавлением к оным второй части", СПб. 1806, с посвящением Императору Александру I.
Третье издание сборника Прача вышло в СПб., в 1815 году в двух частях.
В 1896 г. Суворин выпустил новое издание под измененным заглавием: "Русские народные песни, собранные Н. А. Львовым; напевы записал и гармонизовал Иван Прач.
Это издание, с вводной статьей А. Пальчикова, представляет собой перепечатку 2-го издания без всяких изменений, кроме исправления немногих грубых опечаток в текстах песен.
См. статью "Ум." в "Энциклопедическом Словаре Брокгауза и Ефрона", т. XXIV, стр. 957; "Песни, собранные П. В. Киреевским и изданные Обществом Любителей Российской Словесности под редакцией и с дополнениями П. А. Бессонова. Вып. IX-ый (М. 1872), стр. 410; Mathieu Guthrie, "Dissertations sur les antiquités de Russie", S.-Prsb. 1795, p. 37; "Архив Дирекции Императорских Театров". Вып. I (1746—1801 гг.). Отдел II. Документы. СПб. 1892, стр. 152; Митрополит Евгений (Болховитинов), "Словарь русск. светск. писателей", т. II. стр. 138; А. Пыпин, "История русской этнографии", т. I, СПб. 1890, гл. II, стр. 70—71; "Сказания русского народа, собранные П. Сахаровым". Том первый. Книга первая. Издание третье. СПб. 1841, стр. 35—37; "Новое Время", понедельник 19-го мая 1897 г., № 7623; П. К. Симони, "Камер-гуслист В. Ф. Трутовский и изданный им первый русский нотный песенник под заглавием: "Собрание русских простых песен с нотами". (1776—1799 гг.).—"Труды XII-го Археологического Съезда в г. Харькове" (Москва, т. II, 1905 г.); письмо митроп. Евгения (Болховитинова) к барону Розенкампфу по поводу запроса Гейдельбергского проф. Тибо — о церковной русской музыке, — "Отечественные Записки" 1821 г., ноябрь, № 19, часть VIII, стр. 145—6; Собрание соч. Державина под ред. Я. К. Грота, т. VII, 1872 г. стр. 605; см. там же т. I, 413; II, 462; III, 735, и VI, 313; Н. В. Губерти: "Материалы для Русской Библиографии. Вып. II, M. 1881, стр. 366—9; Е. Э. Линева, "Великорусские песни в народной гармонизации", вып. I, СПб. 1904, стр. VII — IX; Сопиков, "Опыт Российской Библиографии", ч. IV, №№ 10.938; 10.939; 10.940; Плавильщиков, ч. I, № 880, Смирдин ч. IV. № 8.050.
П. К. Симони.
{Половцов}