, Энрико (Prampolini, Enrico) 1894, Модена — 1956, Рим. Итальянский художник. Представитель футуризма. С 1912 учился в римской Академии художеств. Вскоре покинув ее, стал посещать студию Балла. Участвовал в футуристических выставках с 1912. В ряде манифестов (Хромоформа, Абсолютные конструкции мотошумов, Сценография, Цветоскульптура и тотальность и др.) отстаивал идею тотального искусства, сливающегося с окружающей средой. В 1916 познакомился с Т. Тцара, участвовал в выставке цюрихских дадаистов. Был одним из основателей авангардистских журналов Предоткрытие (Avanscoperta, 1916) и Мы (Noi, 1917). Сотрудничал с авангардистскими объединениями Германии, Чехословакии и других европейских стран. Много занимался сценографией, стремясь к принципиальному пересмотру концепции современного театра. В 1924 опубликовал манифест Футуристическая сценическая атмосфера. В 1925—1937 жил в Париже, где входил в абстракционистское объединение "Круг и квадрат", а затем в группу "Абстракция—Творчество". Вернувшись в Италию, в 1941 окончательно обосновался в Риме. Продолжал заниматься сценографией. С 1945 активно пропагандировал абстрактное искусство, содействуя подъему этого направления в Италии. Картины Прамполини представляют собой коллажи или коллажеподобные абстрактные композиции. В коллажах художник фиксировал случайное расположение предметов, брошенных на поверхность. Глаз, рассеянно блуждающий среди разнофактурных, рельефных форм (перья, засушенные листья, ветки, провода, клочки ваты, бумаги, сетки, кружевные ткани), постепенно обнаруживает в их скоплениях некое подобие ландшафта, медленно проплывающего под крылом самолета: рассеянные по земле кустарники, холмы, постройки, овраги, озера и потоки, вытекающие из ледников (Монастырь бегинок, 1914, Рим, архив Прамполини; Полиматериальный автоматизм, ок. 1940, Бирмингем, частное собрание). Принципы "аэроживописи" были сформулированы младшим поколением футуристов в манифесте 1929, но фактически сложились значительно раньше. Разбросанные по поверхности элементы пейзажа, увиденного с высокой точки при скоростном полете, воспринимались художниками как аналог некоторым психическим процессам: течению мыслей и воспоминаний, непреднамеренно возникающим ассоциациям, потоку "слов на свободе". Коллажи Прамполини демонстрировали эту "интуитивную психологию материи" (Маринетти). В таких работах, как Повседневный автомат (1930, Рим, частное собрание), Форма-сила в пространстве (1932, Рим, частное собрание), блуждающая линия словно наугад объединяет рассеянные формы, фигуративные и абстрактные. Прамполини, видный представитель т. н. второго футуризма, оказал значительное влияние на художников послевоенного авангарда.
Лит.: Pfister F. Enrico Prampolini. Milano, 1940; Courthion P. Enrico Prampolini. Roma, 1957; Menna F. Enrico Prampolini. Roma, 1967.
В. Крючкова