ПРАВО

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПРАВО
совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством. Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства. Юридическое П., дифференцированное по отраслям: гражданское, уголовное и др.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПРАВО
   • Ius (юр.),
       1. в объективном смысле, законная норма для поведения людей, и именно как систематическое собрание постановлений закона (напр., ius civile, gentium, pontificium, praetorium), или часть его, так и решение, постановляемое магистратом (ius dicere и reddere);
       2. в субъективном смысле — установленные объективным правом обязанности и законные отношения людей, напр., ius cognationis, gentilicium, Quiritium, Latii и т. д.;
       3. совокупность актов, сделанных претором, в противоположность к iudicium; место, где производился суд (in ius vocare); наконец, законоведение (iuri operam dare).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ПРАВО
совокупность законов, правил и норм, определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе. В понятиях Святой Руси право, закон должны носить прежде всего нравственный, а не формальный характер, соответствовать правде и справедливости. Нравственный закон считался выше закона писаного, формального. Но и формальный закон зачастую отождествлялся со словом "правда", стремясь, по-видимому, подчеркнуть, что идеалом исполнения закона является правда. Слово "правда" вошло в название первого русского сборника законов Русская Правда.
Как справедливо отмечал И.Л. Солоневич, русский склад мышления ставит человека, человечность, душу выше закона и закону отводит только то место, какое ему и надлежит занимать: место правил уличного движения. Когда закон вступает в противоречие с человечностью - русское сознание отказывает ему в повиновении.
В народном сознании понятие "закон" противопоставляется понятиям "правда" и "справедливость", причем в таком же духе, как в "Слове о Законе и Благодати" митр. Илариона. Формальному закону противостоит жизнь по душе, по правде.
"Хотя бы все законы пропали, только бы люди правдой жили", - говорит народная пословица. "Все бы законы потонули да и судей бы перетопили".
Правда - это нравственные принципы, по которым живет народ, закон - это нечто навязанное ему со стороны и не всегда справедливое для него. Закон, сочиненный правящим классом для простых людей, - средство их утеснения. Он провоцирует грех, обиду и преступления.
Народные пословицы так и говорят: "Не будь закона, не стало б и греха". "Где закон, там и обида". "Где закон, там и преступление". "Закон, что дышло, куда пошел, туда и вышло", или: "Закон - дышло, куда захочешь, туда и воротишь", "Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет".
Впрочем, русские люди понимали, что законы нужны и полезны, но не уважали их потому, что они служили средством их утеснения.
"Законы святы, да законники супостаты". "Не бойся закона - бойся судьи". "Законы - миротворцы, да законники - крючкотворцы". В общем - "Кто законы пишет, тот их и ломает". "Что мне законы, были бы судьи знакомы".
Многие русские отношения регулировались не правом, а совестью и обычаем (прежде всего жизнь крестьянской общины). Русское правосознание было ориентировано на жизнь по совести, а не по формальным правилам. "Никогда русский человек не верил и не будет верить в возможности устроения жизни на юридических началах" (Л.А. Тихомиров). Этим он отличался от западного человека. "Европейское правосознание формально, черство и уравнительно; русское - бесформенно, добродушно и справедливо", - писал И.А. Ильин. Для западного обывателя любой преступник - злодей, а для русского человека - жертва обстоятельств.
Наказанный по суду преступник в народном сознании - несчастный, ему сочувствуют, ему нужно помогать милостью.
"Несчастному милость творить - с Господом Богом говорить". "Милость - подпора правосудию". "Милость и на суде хвалится".
Правосознание совести вовсе не означало анархии в народной жизни. В России сложились достаточно жесткие и строгие нормы поведения в среде коренных русских людей, прежде всего крестьян, которые регулировались не юридическими установлениями, а силой общественного мнения. Пренебрежение законом в XVIII-XIX вв., неверие в него среди простых людей объяснялись тем, что они чувствовали в нем навязанную извне силу, противоречащую традиции и обычаю.
О. Платонов

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Право
Греч. П. соответствует рим. П. в смысле существования системы однородных правовых норм и процессуальных правил, которые в разных греч. государствах, несмотря на все частные различия и отсутствие общеобязательного для всех государств правопорядка, обнаруживают значительное сходство. В юридич. языке не было термина для передачи понятия П., а правопорядок назывался «законом» или «законами». Дике, бывшая для поэтов и философов воплощением необходимости соответствующего справедливости поведения, в юридич. терминологии обозначает привлечение к суду с вытекающими отсюда иском, процессом и реализуемым в процессе субъективным П. Др. правовые обычаи, в значительной степени основывавшиеся на религии, были в 7 в. до н. э. заменены расшир. и кодифицированными правовыми нормами, которые заложили основу для господствующего положения закона как позитивного П. по сравнению с обычаем и естеств. справедливостью. Хотя в Греции так и не возникла юридич. наука и не произошло строгой фиксации правовых понятий, тем не менее греч. юристам эллинистич. эпохи удалось увеличить и усовершенствовать состав юридич. формул. Тем самым были созданы практичные методы и правила регулирования правовых отношений. Основными источниками знаний о греч. П. являются дающие возможность реконструировать аттич. право судебные речи афинских ораторов, гортинское законодательство и найд. в Египте греко-рим. папирусы. Римское П. Создание и фиксация разветвл. системы обязательных правовых норм, которая оказала решающее влияние на юридич. мысль средних веков и нового времени, принадлежит к числу самых выдающихся достижений римлян. Известная нам история рим. П. начинается с Законов 12 таблиц, которые в сер. 5 в. до н. э. письменно закрепили существовавшие правовые нормы и легли в основу всего дальнейшего развития законодательства. В этом процессе важную роль играло комментирование законов, осуществлявшееся в начале жреч. коллегией понтификов, а с 3 в. до н. э. — профессиональными юристами, а также непосредств. правотворчество в решениях и постановлениях народного собрания и сената и в эдиктах магистратов. Осуществление гражданского П. (ius civile), субъектами которого были только рим. граждане, первоначально являлось полномочием высших должностных лиц общины, а впоследствии — претора. Расширение границ рим. государства привело к возникновению в 3 в. до н. э. П. народов (ius gentium), регулировавшего отношения между рим. гражданами и лицами без рим. гражданства (перегринами) или между самими перегринами. Это явление было обусловлено влиянием эллинистич. правовых установлений, греч. философии и риторики, а также потребностями расширившейся торговли, ремесла и денежного обращения. В это время возникла рим. юриспруденция, достигшая высшего расцвета в императорскую эпоху. Выдающиеся юристы этого времени своими сочинениями, деятельностью экспертов и советников на службе у императоров оказали значительное влияние на последующее развитие рим. П. После разделения Римской империи в зап. ее части продолжалась намечавшаяся еще ранее вульгаризация П., в то время как в Византии под влиянием прежде всего правовых школ процесс вульгаризации был остановлен классицистич. тенденцией. Развитие рим. П. увенчалось составлением в Византии при императоре Юстиниане Свода гражданского права (Corpus iuris civilis). В дальнейшем в зап. части Римской империи происходило слияние рим. П. с местным герм. П., в нач. средних веков перешедшее в прогрессирующую варваризацию. В 11 в. заново были открыты «Дигесты», что привело к новому расцвету рим. П. в Италии (правовая школа Болоньи), Испании и Юж. Франции. В 14–15 вв. возникло канонич. П. На протяжении 15–16 вв. происходила рецепция рим. П. в Германии. В 18 в. под влиянием учений естеств. П. рим. П. было вновь оттеснено (Гражданский кодекс Наполеона, 1804). В Германии его в 1900 заменило Собраниегражданских законов. В Восточной Римской империи рим. П. просуществовало вплоть до ее падения,хотя и с определ. изменениями (элементы феодальных отношений). В Греции оно действовало до 1941.

Источник: Словарь античности. 1989

ПРАВЫЕ (Правая)
общее обозначение консервативных организаций, групп, партий, союзов и их членов, отстаивавших традиционный религиозный, политический, социально-экономический и бытовой уклад общества. Понятие «правые» возникло в Западной Европе первоначально как парламентский термин для обозначения как консерваторов, так и просто сторонников существующей власти (например, в Англии, где на правой стороне палаты общин сидели сторонники правительства, какое бы оно ни было — консервативное или либеральное, которые при смене министерства переходили налево), поскольку они занимали правую сторону от председателя, в то время как обычно сторонники радикальных взглядов рассаживались с противоположной, левой, стороны.
Традиционно принято считать, что начало деления политических сил на «правые» и «левые» возникло во время Французской революции, когда в 1789 в Учредительном собрании, обсуждавшем конституцию, сторонники короля заняли правую сторону, а республиканцы — левую. Причем в то время понятие «левый» было оскорбительной кличкой, которую применяли роялисты к своим противникам, а прозвище «правый» — гордо поднималось консерваторами на свои знамена, поскольку эти два термина напрямую соотносились со Священным Писанием: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:31–46). Или взять слова из Псалтири: «Род правых благословится» (Пс. 111:2); «Торжествуйте, все правые сердцем» (Пс. 31:11); «И похвалятся все правые сердцем» (Пс. 63:11); «Пути правые наблюдает Господь, а левые — испорчены» (Притч. 4:28). Таким же образом ситуация сложилась в Германии, где на правой стороне в Рейхстаге сидели представители имперской партии и в Австро-Венгрии, где к «правым» причислялись консервативные и клерикальные группы, а с 1906 и в России, где с открытием Государственной Думы правую сторону заняли монархисты-традиционалисты. В дальнейшем название «правые» перешло на все консервативно-монархическое движение с последующим делением на крайних и умеренных его представителей. Русские монархисты не случайно согласились с этим общеевропейским термином, поскольку в русском языке слово «правый» оказалось еще и родственным с такими понятиями как «Православие», «правоверие», «правда», «праведность», «правота», «правильность», «справедливость», «правое дело», «правление» и ассоциируется с такими словами как «истинный», «прямой», «законный». Естественно, что слово «правый» соответствующим образом воздействовало и на архетипы массового сознания, в котором испокон века бытовали пословицы: «Ходи право, гляди браво!», «Правого Бог правит», «Чем старее, тем правее» и др. Св. прав. о. Иоанн Кронштадтский отмечал: «Правые стоят за монархию, левые за конституцию. Запомните, если не будет монархии, не будет и России; только монархический строй дает прочность России. При конституции она вся разделится по частям...». А архиеп. Никон (Рождественский) писал: «Мне скажут, что название «правых» и «левых» никакого отношения к Евангелию не имеет Но вот, подите же, какое совпадение. Почему защитники Церкви, сторонники родных преданий, названы «правыми», а противники их — «левыми»? Почему и те, и другие и в государственных учреждениях садятся именно направо и налево от г. председателя? Почему и те, и другие, особенно «левые», нисколько не обижаются, когда им усвояют именно такие названия? Так привыкли, так вошло в обычай. И хорошо. Мы так и будем знать. Чем дальше от Церкви, тем левее. Чем ближе к Церкви, тем правее. Церковь и ее идеалы таким образом являются как бы мерилом «правизны» и «левизны» Вот наши «правые» и тщатся в меру своих сил крепко держаться церковного воззрения Левые, наоборот, не хотят держаться родного русского, а следовательно, и общецерковного мировоззрения Отсюда у правых — воззрения сродны душе народной, у левых — чужды ей и внушают правым опасение: как бы не потерять дорогое родное, если их усвоить в жизни».
Правый лагерь дореволюционной России условно представлял собой два уровня — высший и низший. К первому относились сам Царь, его ближайшее окружение, с оговорками — официальное правительство. Ко второму — различные монархические (черносотенные и националистические) партии, организации и союзы, их делегаты в представительных органах Российской Империи, а также беспартийные приверженцы правых взглядов. В самой общей форме идеология правых партий и союзов выражалась следующими установками: господство Православной веры (что не отрицало принципов веротерпимости); незыблемость Самодержавия (несколько по-разному толкуемого умеренными и крайними представителями правого лагеря); первенство на коренной территории государства русского народа (русских, малороссов и белорусов). К правым политическим силам следует отнести те партии, организации и движения, в программных установках которых присутствуют: приверженность сильной государственной власти; принципы единства нации; уверенность в самоценности национального пути развития; признание естественного неравенства между человеческими индивидами и народами (противопоставление справедливости равенству и приверженность принципу общественной иерархичности); неверие в построение идеальных схем переустройства общества; признание частной собственности как одной из фундаментальных ценностей; использование в качестве критерия истинности и полезности религиозного (в России — православного) мировоззрения. Поэтому правые являлись прагматиками в экономике и социальной политике (т. е. приверженцами «малых», но реально выполнимых дел), консерваторами в области национальной истории, культуры и сторонниками традиционных нравственных ценностей. Теоретические разработки «правых» почти всегда были направлены на постепенное улучшение имеющегося общества (а не на проектирование «идеального» будущего) и на возрождение (либо творческое переосмысление) лучших черт прошлого, исчезнувших под воздействием неких враждебных сил. Среди наиболее крупных правых организаций дореволюционной России следует отметить Русское Собрание, Союз Русского Народа, Союз Русских Людей, Русскую Монархическую Партию, Русский Народный Союз им. Михаила Архангела, Всероссийский Дубровинский Союз Русского Народа, Отечественный Патриотический Союз, а также, с некоторыми оговорками — Всероссийский Национальный Союз и некоторые др.
Лит.: Кирьянов Ю. И. Предисловие // Правые партии. 1905–1917. Документы и материалы. В 2-х тт. / Сост., вст. ст., коммент. Ю. И. Кирьянова. Т. 1. М., 1998; Лебедев С. В. Альтернатива справа. Национально-патриотическое движение в России: Историческая традиция, идеологические направления и перспективы. СПб., 1999; Никон, архиеп. Правые и левые // Никон (Рождественский), архиеп. Православие и грядущие судьбы России / сост. священник Я.Шипов. М., 1994; Рылов В. Ю. Вопросы дефиниций правого движения в России в начале ХХ века. Доклад на конференции «Право-консервативные проекты выхода из социально-политического кризиса в начале ХХ века и современность. К 100-летию Союза Русского Народа». Москва, 28 окт. 2005 г. // Русская линия / http://www.rusk.ru/st.php?idar=103809. А. Иванов

Источник: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900–1917 гг. 2008

ПРАВО
система общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государством и выражающих волю господствующего класса (после победы социализма - всего народа). Соблюдение норм П. обеспечивается мерами гос. воздействия, включая принуждение - через суд и иные органы.

История П. - это часть истории общества. Марксистско-ленинская наука рассматривает П. как часть надстройки, содержание к-рой определяется экономич. строем общества, характером существующих производств. и клас. отношений и к-рая, в свою очередь, оказывает активное воздействие на все стороны развития общества. Изучение истории человеч. общества не может быть полным без учета истории П.; в нек-рых случаях правовые источники являются основными для изучения обществ. строя отдельных ист. эпох и народов. Бурж. наука собрала большой историко-правовой материал. Но для нее характерно преувеличение самостоят. значения П. в истории, стремление изучать обществ. отношения через призму историко-юридич. категорий, а представители нек-рых открыто идеалистич. направлений считают П., "идею П.", абстрагированную от реальной социально-экономич. действительности, осн. движущей силой ист. процесса. Марксистская ист. наука широко привлекает источники П. - в совокупности с другими ист. источниками - для исследования обществ. отношений различных ист. эпох, ставит задачей выяснить материальные причины, обусловившие появление тех или иных источников П., показать, как и в какой степени правовые нормы осуществляются в жизни, каким образом используются господств. классами для укрепления своего господства и т.д.

Важнейшие этапы развития права. П. - категория клас. общества, оно возникает одновременно с государством и неразрывно с ним связано. До разделения общества на классы существовали нормы обществ. поведения, обычаи, однако, в отличие от П., они выражали волю всех членов общества, отсутствовал специальный, стоящий над обществом аппарат, призванный силой принуждать к исполнению этих норм. На ранних этапах существования клас. общества и гос-ва обычай, санкционированный гос-вом, - обычное П., являлся наиболее распространенной формой П. Но при этом обычаи приспосабливались к условиям складывавшегося клас. общества. Обычное П. первоначально не фиксировалось в письм. форме. Но весьма рано появляется и писаное П. (Судебник Ур-Намму в Двуречье 21 в. до н.э., Хаммурапи законы в Вавилонии 18 в. до н.э., Хеттские законы 14 в. до н.э., законы Драконта 7 в. до н.э. в Афинах, Двенадцати таблиц законы в Др. Риме сер. 5 в. до н.э. и др.). В древнейшем писаном П. наряду с обычным П. важное место занимали записи решений судов. Суд. практика, как правило, не обобщалась, записывались решения по отдельным частным случаям, отсюда казуистический (от лат. casus - случай) характер этого законодательства. Важное значение в становлении новых норм поведения имела религия, поэтому, как правило, древнейшее П. имело религ. окраску. Составление первых законов нередко приписывалось мифич. лицам (напр., др.-инд. Ману законы). П. активно помогало укрепиться новому обществ. строю, было важным орудием нарождавшейся государственности в борьбе с родовым строем (напр., реформы Солона в Афинах, Сервия Туллия в Риме). Появление писаных законов нередко - результат острой социальной борьбы. Так, чжэнскому Цзы Чану, создавшему в 536 до н.э. первый кит. кодекс, пришлось преодолеть сильную оппозицию; законы XII таблиц были записаны под нажимом плебеев, требования к-рых долго отвергались патрициями, и т.д. Первые записи П. обычно касались вопросов наказаний за различные преступления, вопросов брака и семьи и др. Они предусматривали строгие наказания за любое покушение на чужую собственность, за попытку изменить существующий строй. П. закрепляло возникавшее неравенство между свободными, фиксировало появление института рабства, наличие, наряду с полноправными, неполноправных свободных (мушкену в Вавилонии, периэки в Спарте, плебеи в Риме), ограничивало в правах пришлое население и иностранцев. В то же время П. первоначально сохраняло много черт первобытнообщинного строя. Так, раб еще не всегда был резко противопоставлен другим категориям зависимых, иногда он мог иметь имущество и семью (хеттские законы даже допускают брак раба и свободной женщины), был еще правоспособен; существовала коллективная собственность на рабов, на завоеванные земли и т.д.; в области уголовного П. долгое время сохранялись кровная месть, система композиций (штрафов, уплачивавшихся пострадавшему или его родичам) и т.д. С развитием и укреплением рабовладельч. отношений положение меняется. Раб начинает рассматриваться как вещь ("говорящее орудие"), лишь как объект П. (субъектом П. признаются только свободные); собственность освобождается от элементов коллективности, кровная месть запрещается, в большинстве правовых систем исчезает система композиций и т.д.

Наиболее развитой системой рабовладельч. П. было римское П.

Рим. П. складывалось на протяжении нескольких веков. Древнейшие законы XII таблиц и немногочисленные законы, дополнявшие их, не могли удовлетворить потребностей развивавшегося рабовладельч. общества. Поэтому в период республики для восполнения пробелов старого рим. П. (jus Quiritium, jus civile) должностные лица - магистраты (особенно преторы) стали издавать эдикты, где формулировали новые нормы П. (преторское П.). Отношения между лицами, не имевшими рим. гражданства (перегринами), а также этими лицами и рим. гражданами, регулировало спец. П. - т.н. П. народов (jus gentium), отличавшееся большей простотой и гибкостью, меньшим формализмом. Расцвет рим. юриспруденции относится к 1-3 вв. н.э. Большая роль в формировании рим. П. принадлежала рим. юристам. Начиная с Августа, они получили право давать обязательные для суда заключения по конкретным делам. Законом 426 была придана обязательная сила сочинениям юристов 2-3 вв. - Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина, а также мнениям тех юристов, к-рых они цитируют. Осн. областью деятельности юристов являлось т.н. частное П. - правоотношения, касающиеся собственности, договоров, наследования и т.д. (рим. юристы делили П. на частное, т. е. относящееся к "пользе отдельных лиц", и на публичное, т.е. относящееся к "состоянию Рим. гос-ва"). Рим. юристы создали также доктрину, согласно к-рой воля императора является законом для всех граждан. В императорскую эпоху большое значение получила законодат. деятельность императоров, к-рые издавали эдикты, декреты, рескрипты и мандаты, объединявшиеся общим названием "конституции".

Ист. условия развития рим. П. позволили ему достигнуть высокой степени совершенства. В рим. П. была разработана система правовых норм, регулирующих имуществ. отношения, связанные с правом собственности, гибкая система договоров, охватывающая разнообразные хоз. отношения, в к-рые вступают между собой простые товаропроизводители, установлены формы обеспечения обязательств, правила о договорной и внедого-ворной ответственности, весьма совершенные нормы о наследовании. Рим. частное П., являвшееся "...классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность..." (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 412; см. там же, т. 20, с. 105), оказало огромное влияние на феод. и особенно бурж. П. Деление П. на публичное и частное было воспринято бурж. юриспруденцией.

Процесс формирования феод. П. шел различно. В ряде районов П. раннефеод. общества складывалось в процессе классообразования и разложения первобытнообщинного строя, не испытывая значит. влияния П. рабовладельч. общества. Так возникли, напр., англо-саксонские правды. Русская правда и др. В тех районах бывшей Рим. империи, где феодализм складывался в результате синтеза разлагавшихся рабовладельч. и первобытнообщинных отношений, существовал дуализм двух правовых систем. Так, для галло-рим. населения действовало с определенными модификациями рим. П. (напр., Lex Romana Visigothorum, Lex Romana Burgundionum), а для завоевателей - обычное П. Обычное П., наряду с записями суд. практики, послужило основой для создания т.н. варварских правд, на содержание к-рых известное влияние оказали и нормы рим. П. В дальнейшем рим. П. оказало существенное влияние на развитие феод. институтов, особенно в Италии, Испании, Юж. Франции. В ряде случаев образование феод. П. происходило путем трансформации старого рабовладельч. П. Это характерно, напр., для Византии, где уже Corpus juris civilis (Свод Юстиниана), имевший своей основой рим. П., отразил и нек-рые нормы зарождавшегося раннефеод. общества.

Первонач. источником феод. мусульм. П. - шариата - являлись коран и сунна. В дальнейшем в соч. выдающихся юристов 8-9 вв. Малика иби Анаса, Абу Ханифы, Шафии, Ахмеда ибн Ханбала были выработаны принципы приспособления шариата к отношениям более развитого феод. общества, определены пределы использования местных обычаев (адата) в практике судов, решены многие конкретные вопросы правового регулирования. В целом П. мусульм. стран сохраняло мн. архаич. черты и пережитки родоплеменных обычаев; для него характерна также особенно тесная и долго сохранявшаяся связь между религией и P.

В период феод. раздробленности в Европе господствующей формой П. было обычное П. Оно отличалось крайним партикуляризмом. Со временем были проведены записи и частные кодификации обычного П. (см. Кутюмы, "Вейстюмер"). В составленном в нач. 13 в. сб. "Саксонское зерцало" и в возникшем в кон. 13 в. "Швабском зерцале" большое место, наряду с обычным П., занимали записи суд. практики. В феод. П. открыто закреплялось юридич. неравенство, различие прав сословий. В этом нашла выражение существенная особенность П. всех докапиталистич. обществ с особой ролью в них внеэкономического принуждения. Феод. П. выступает как П.-привилегия. Важнейшее место в системе феод. П. занимали нормы, регулировавшие феод. собственность на землю и закреплявшие зависимое положение крестьянства (см., напр., статьи Баналитет, Мертвой руки право, Формарьяж), начиная от юридически оформленного крепостного права и кончая сословной неполноправностью крестьянина. Как неотъемлемый атрибут крупной феод. зем. собственности и средство внеэкономич. принуждения развиваются иммунитетные П. феодалов (см. Иммунитет). Оформляется система феод. иерархии, тщательно регулируются отношения вассалитета. При этом на практике нередко господствовало "право сильного", т.н. "кулачное право" (нем. Faustrecht), когда споры решались силой оружия. С развитием товарно-ден. отношений в Зап. Европе возникает особое городское П., отражавшее специфич. положение города в ср.-век. обществе (широким распространением пользовалось, напр., Магдебургское городское право); происходит рецепция рим. П. с его детальной регламентацией отношений товарного произ-ва. Рецепцию рим. П. (гл. обр. формулы публичного П. о власти государя) поддерживали и монархи, стремившиеся к усилению своей власти. В известной степени рецепция рим. П. использовалась феодалами для усиления власти над крестьянами; воспитанные на рим. П. юристы были склонны приравнивать положение крепостного к положению раба в рим. П. (см. в ст. Вилланство). Большая роль в рецепции рим. П. принадлежала глоссаторам, центром деятельности к-рых был осн. в конце 11 в. Болонский ун-т. Глоссаторы комментировали Свод Юстиниана, делая записи между строк или на полях его текста. Такие комментарии назывались глоссами. В сер. 13 в. Аккурский издал сборник глосс - Glossa ordinaria, получивший значение источника П.

Параллельно с рецепцией рим. П. происходило становление развитой системы канонического П., регулировавшего внутрицерк. дела, брачно-семейные отношения, гражд. сделки, связанные с клятвой. В 1-й пол. 12 в. болонским монахом Грацианом был издан трактат "Согласование разноречивых канонов", получивший значение источника П. В 1582 в правление папы Григория XIII был издан Corpus juris canonici, представляющий собой дополненное и переработанное издание трактата Грациана. В Византии источником церк. П. были номоканоны, в слав. странах - восходящие к номоканонам кормчие книги (в России - вплоть до опубликования в 1721 Духовного регламента).

С ликвидацией феод. раздробленности и образованием сословных, а затем абсолютных монархий происходит усиление роли центр. власти в формировании П., устраняется его партикуляризм. В Англии, где история П. отличалась большим своеобразием, в 13-14 вв. сложилось т.н. общее П. (Common law), важная роль в образовании к-рого принадлежала королев. суду в Вестминстере. На основе деятельности канцлерского суда (создан в кон. 15 в.) сложилась вторая ветвь англ. П., т.н. П. справедливости (Law of equity). И общее П. и П. справедливости получили выражение в суд. прецедентах. Во Франции к 16 в. по всей стране была проведена официальная запись местных систем обычного П.; все большее значение получают королев. ордонансы. В Германии единообразию правового регулирования в первую очередь способствовала рецепция рим. П., однако появляется и общеимперское законодательство. В 1532 в царствование императора Карла V рейхстагом в Регенсбурге был утвержден кодекс уголовно-процессуального и уголовного П.- "Каролина", к-рый в нек-рых областях Германии продолжал действовать до 1870; "Каролина", изданная вскоре после подавления крест. войны 1524-25, вошла в историю как один из самых жестоких кодексов. В отдельных герм. землях кодификация П. была проведена в 18 в. (Баварское уголовное уложение 1751, Баварский кодекс Максимилиана 1756, два уголовных уложения в Австрии - Марии Терезии 1768 и Иосифа II 1787, Прусское земское уложение 1794 и др.). Создание рус. единого П. было начато изданием судебника 1497. В 1550 был издан новый судебник, а затем Соборное уложение 1649. В 1830 было закончено издание Полного собрания законов Российской империи, в 1833 - Свода законов Российской империи (дополненного изданием в 1892 судебных уставов).

Последним типом П. эксплуататорского общества является бурж. П. Буржуазия, идя к власти, противопоставила господствовавшему в средние века теологич. мировоззрению юридич. мировоззрение. Правовые теории (естественного права, народного суверенитета и др.) широко использовались ею в борьбе против феод. П. и феод. учреждений. В бурж. обществе был ликвидирован сословный строй и сословное П., источником законодат. власти был провозглашен не абсолютный монарх, а народ (в лице представит. органа - парламента); в бурж. конституциях были провозглашены равенство всех граждан перед законом, ряд гражд. прав и свобод (слова, совести, печати, неприкосновенность личности, а в последних по времени издания конституциях даже такие социально-экономич. права, как право на труд, "достойный уровень жизни" и т.д.). Однако эти права не обеспечены материальными и иными необходимыми гарантиями, за принципом равенства перед законом скрывается фактич. экономич. и социальное неравенство. Даже юридич. (т. е. формальное) равенство на протяжении существования бурж. общества по существу является весьма ограниченным и неполным. Так, всеобщее избират. П. было завоевано трудящимися лишь после длит. борьбы (установлено в большинстве бурж. стран с кон. 19 в.); бурж. П. долго сохраняло узаконенное рабство, оно узаконивает нац. дискриминацию, неравноправное положение женщины (в семье, на произ-ве) и т.д.

Важнейшим институтом бурж. П., в к-ром наиболее ярко проявляется его клас. сущность, является институт П. частной собственности, объявленный уже франц. Декларацией прав человека и гражданина (1789) священным и неприкосновенным. Он был всесторонне урегулирован во франц. Гражданском кодексе 1804 (Кодекс Наполеона), получившем распространение во мн. странах мира и оказавшем значит. влияние на гражд. законодательство многих стран. Новые тенденции капиталистич. развития периода перерастания капитализма свободной конкуренции в монополистический нашли отражение в Герм. гражд. уложении 1896 (B?rgerliches Gesetzbuch) - первом едином гражд. кодексе Германии и крупнейшей бурж. кодификации конца 19 в. В нем (и в дополняющем его торг. кодексе 1897) содержится ряд ограничений в отношении частной собственности, особенно земельной, принадлежащей мелким и средним собственникам, а также ограничения свободы договора; весьма полно урегулированы правовые вопросы деятельности акц. компаний. С развитием гос.-монополистич. капитализма в бурж. П. важное место заняли акты, оформляющие попытки государственного регулирования и планирования экономики, а также акты, связанные с управлением национализированными предприятиями.

В области социального законодательства бурж. гос-во под давлением рабочего движения вынуждено было создать систему норм, регулирующих вопросы рабочего времени, пенсий, социального страхования. В разное время в разных странах бурж. гос-во вынуждено было признать П. трудящихся на создание профсоюзов, на забастовку, на заключение коллективных договоров. Но одновременно усиливается законодательство, направленное против рабочего и демократич. движения, издаются законы с целью свести на нет завоеванные рабочим классом П. Особенно характерно законодательство периода после 2-й, мировой войны в США (Тафта-Хартли закон 1947, Маккарена-Вуда закон 1950, активизация "Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности" и др.).

Бурж. П. в борьбе с феодализмом провозгласило принцип законности. В период империализма и особенно в период общего кризиса капитализма наступает кризис бурж. законности. Он проявляется не только в актах открытого произвола органов бурж. гос-ва, но и в принципе "свобода адм. и судейского усмотрения", в вытеснении закона актами исполнит. власти и т.п. В фаш. гос-вах законность ликвидируется полностью.

Социалистич. П., в отличие от рабовладельч., феод. и бурж. типов П., выражающих волю эксплуататорских классов и направленных на охрану интересов этих классов, выражает волю трудящихся, является П. общества без эксплуатации.

Уже первые декреты Советской власти о земле, о мире, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Декларация прав народов России, Конституция РСФСР 1918, равно как и первые законы в зарубежных социалистических странах, сыграли огромную роль в ликвидации старых обществ. отношений и создании новой организации общества, в закреплении и оформлении власти трудящихся. В П. получали закрепление важнейшие социально-экономич. преобразования социалистич. характера. Правовыми актами были оформлены национализация пром. предприятий, банков, транспорта, установление монополии внеш. торговли и т.д. В законодательстве находила отражение и ликвидация остатков феод. отношений (напр., ликвидация сословий декретом ВЦИК и СНК от 11 (24) ноября 1917, отделение церкви от гос-ва и школы от церкви от 20 января (2 февр.) 1918 и т.д.). Отмена реакц. законодательства явилась одним из первых мероприятий нар. власти (хотя возникновение нового П. не означало немедленной отмены всего предшествовавшего законодательства).

Необходимость существования П. при социализме была теоретически обоснована К. Марксом в "Критике Готской программы" и В. И. Лениным в кн. "Государство и революция". "... Не впадая в утопизм, - писал В. И. Ленин,- нельзя думать, что, свергнув капитализм, люди сразу научатся работать на общество без всяких норм права..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 95 (т. 25, с. 439)). Гл. назначение П. при социализме Ленин видел в регулировании меры труда и меры вознаграждения за него, т. е. в охране и осуществлении принципа социализма "от каждого по способности, каждому по труду". Базирование социалистич. общества на обществ. собственности на орудия и средства произ-ва открывает широкие возможности для активного воздействия П. на экономич. развитие общества. Наиболее наглядным проявлением этого являются законы о нар.-хоз. планах. В системе гражд. законодательства большое значение принадлежит также нормативным актам, регулирующим договорные отношения между социалистич. предприятиями. Социалистич. П. предусматривает охрану обществ. социалистич. собственности как основы социалистич. системы хозяйства и охрану личной собственности граждан, борьбу со всеми посягательствами на социалистич. строй со стороны клас. противников, преступных элементов, тунеядцев. Коренное преобразование обществ. жизни привело не только к коренным изменениям в содержании П., но и к возникновению нек-рых новых отраслей П., напр. колхозного П.

Осн. законами социалистич. стран являются конституции, отразившие принципиально новый характер социалистич. П. в сравнении с П. эксплуататорских обществ. В конституциях закреплены господство обществ. собственности на средства произ-ва, социалистич. принципы произ-ва и распределения, запрещается эксплуатация человека человеком и другие формы нетрудового обогащения, утверждается полновластие трудящихся и демократич. принципы гос. управления, провозглашаются и гарантируются материальными средствами подлинно демократич. права и свободы граждан. Каждому этапу строительства нового общества в СССР и в других социалистич. странах соответствовали свои законодат. акты и конституции, отражающие процесс поступательного развития этих стран (см. Конституция СССР, Конституции социалистических государств).

Важнейшее значение в условиях социалистич. гос-ва имеет социалистич. законность. С первых дней существования социалистич. гос-ва партия придавала большое значение укреплению законности. В. И. Ленин неоднократно указывал на необходимость строгого соблюдения советских законов. В письме "О двойном подчинении и законности" он сформулировал ее осн. принципы. Режим законности вытекает из природы социалистич. общества, является важным условием успехов социалистич. и коммунистич. строительства. Культ личности Сталина, приведший к неоправданному умалению роли П. в жизни социалистич. общества, к сведению социалистического П. к мерам принуждения (это находило "обоснование" и в работах А. Я. Вышинского), к грубым нарушениям законности, был решительно осужден партией. После XX съезда КПСС (1956) были осуществлены кардинальные мероприятия по восстановлению социалистич. законности. Программа КПСС (1961) придает большое значение дальнейшему укреплению социалистич. правопорядка. "Партия ставит задачу обеспечить строгое соблюдение социалистической законности, искоренение всяких нарушений правопорядка, ликвидацию преступности, устранение всех рричин, ее порождающих" (Программа КПСС, 1961, с. 106).

Социалистич. П. является последним ист. типом П. В коммунистич. обществе одновременно с отмиранием гос-ва произойдет и отмирание П., "Сложатся единые общепризнанные правила коммунистического общежития, соблюдение которых станет внутренней потребностью и привычкой всех людей" (там же, с. 110).

Лит.: Кечекьян С. P., K вопр. о роли П. в истории, "ВИ", 1961, No 7; История гос-ва и П., под общей ред. З. М. Черниловского, т. 1-3, М., 1949-61, 2 изд., т. 1 - История гос-ва и П. зарубежных стран, под общей ред. П. Н. Галанзы, M., 1963; Decugis H., Les ?tapes du droit des origines а nos Jours, 2 ?d., t. 1-2, P., 1946; Ellul J., Histoire des institutions, t. 1-2, P., 1955-56; Meilers E. M., Etudes d´histoire du droit, t. 1-3, Leiden, 1956-1959; Лурье И. M., Очерки древнеегип. П. XVI-X вв. до н.э., Л., 1960; Кечекьян С. Ф., Гос-во и П. Древней Греции, M., 1963; Перетерский И. С., Всеобщая история гос-ва и права, вып. 2- Рим, М., 1944; Jopnes J. W., The law and legal theory of the Greeks, Oxf., 1956; Kunkel W., R?mische Rechtsgeschichte, 4 Aufl., Weimar, 1964; Villey M., Le droit romain, 3 ?d., P., 1957; Черниловский З. M., История феод. гос-ва и П., М., 1959; Хрестоматия памятников феод. гос-ва и П. стран Европы, М., 1961; Виноградов П. Г., Рим. П. в ср.-век. Европе, М., 1910; Koschaker P., Europa und das R?mische Recht, M?nch. - В., 1958; Ourliacc Р. et alafosse J. de, Droit romain et ancien droit, (v. 1-2), P., 1957-61; Timbal P. G., Droit romain et ancien droit fran?ais, (P.), 1960; Bader K. S., Studien zur Rechtsgeschichte des mittelalterlichen Dorfes, T. 1-2, Weimar, 1957-62; Rl?ch W. M., Geschichte des Kirchenrechts, Bd 1-2, W.- M?nch., (1953 - 55); Des Graviers J., Le droit canonique, P., 1958; Памятники рус. П., в. 1-8, M., 1952-63; Владимирский-Буданов M. P., Обзор истории рус. П., 6 изд., СПБ-К., 1909; Леонтович Ф. И., История рус. П., в. 1, Варшава, 1902; Сергеевич В. И., Древности рус. П., 3 изд., т. 1-3, СПБ, 1903-09; Зигель P. P., Лекции по истории славянских законодательств, Варшава, 1911; Brunner H., Deutsche Rechtsgeschichte, 2 Aufl., Bd 1-2, M?nch. - Lpz., 1906-28; Schwerin C, Grundz?ge der deutschen Rechtsgeschichte, 4 Aufl., B.-M?nch., 1950; Schr?der R. und K?nssberg E., Lehrbuch der deutschen Rechtsgeschichte, 7 Aufl., В. -Lpz., 1932; Ch?non Й., Histoire g?n?rale du droit fran?ais public et priv?..., t. 1-2, P., 1926-29; Olivier-Martin F., Pr?cis d´histoire du droit fran?ais, 5 ?d., P., 1953; Holdsworth W. S., A history of English law, v. 1-13, L., 1924-52; Rollock F., Maitland F. W., The history of English law before the time of Edward I, 2 ed., v. 1-2, Camb., 1952; Шарль Р., Мусульманское П., пер. с франц., M., 1959; История гос-ва и П. стран Азии и Африки. Очерки, М., 1964; Bousquet G. H., Le droit musulman, P., (1963); Черниловский З. M., История бурж. гос-ва и П. (Учебник), M., 1964; David R., Les grands syst?mes de droit contemporains, P., 1964; SwisheC, The constitutional history of the USA, Boston, 1951, Hamilton-Depassier C., Manual de historia del derecho, Santiago de Chile, 1948; Громаков B. C., Очерки по истории антидемократич. законодательства США, М., 1958; Зивс С. Л., Кризис бурж. законности в совр. империалистич. гос-вах, М., 1960; Жидков О. A., Антитрестовское законодательство в США, М., 1963; его же, История гос-ва и права стран Лат. Америки, М., 1967; Туманов В. A., Критика совр. бурж. теории права, М., 1957; Против совр. правовой идеологии империализма. Сб. ст., М., 1962.

История гос-ва и П. СССР, ч. 1-2, М., 1961-62; История сов. гос-ва и П., М., 1967; Сорок лет советского права. 1917-1957, т. 1-2, Л., 1957; Кечекьян С. Ф., Правоотношения в социалистич. об-ве, М., 1958; Токарев Ю. С., Народное правотворчество накануне Вел. Окт. социалистич. революции (март - окт. 1917 г.), М.-Л., 1965; Разумович Н. Н., Орг.-правовые нормы социалистич. обобществления пром-сти в СССР. 1917-1920, М., 1959; Александров Н. Г., П. и законность в период развернутого строительства коммунизма, М., 1961; Сабо И., Социалистическое право, пер. с венг., М., 1964; Право и коммунизм. Сб. ст., M., 1965.

Библиографич. издания, спра- вочники, периодика. Юридический словарь, 2 изд., т. 1-2, М., 1956; Catalogue des sources de documentation Juridique dans le monde, UNESCO, 1957; "Revue historique de droit fran?ais et ?tranger" (1855-); "Zeitschrift der Savigny Stiftung f?r Rechtsgeschichte" (1861-). См. также лит. при ст. Государство.

П. С. Грацианский. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Парламентское право Великобритании в ранее новое время: источниковедческие и историографические аспе

Клочков Виктор Викторович
Исследование парламентского права Великобритании раннего нового времени должно носить междисциплинарный характер и вбирать в себя новейшие достижения исторической и юридической науки.
Читать PDF

Древняя Русь (IX-XII вв.): естественное право силы и предательство

Безсолицына Т. В.
В статье описана социокультурная ситуация, сложившаяся в Древней Руси в IX-XI вв., процесс формирования естественного права силы и проблемы предательства в русской ментальнос-ти и русской культуре.
Читать PDF

Международное право в уголовно-правовой доктрине Екатерины II

Г. О. Бабкова
Читать PDF

Право Кавказской Албании: Агуэнские каноны царя Вачагана

Халифаева Анжела Курбановн
Анализируется яркий памятник права Кавказской Албании Агуэнские каноны, государственные постановления, имевшие силу закона, которые приняты царем Вачаганом III в 488 г.
Читать PDF

«Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь» К. В. Харламповича и история русской право

Фефелова Оксана Анатольевна
Автор статьи анализирует концепцию К. В. Харламповича о малороссийском влиянии на великорусскую церковную жизнь и возможности ее применения в современной реконструкции истории православной церковной иерархии в Сибири в XVIII в.
Читать PDF

Китайское право как историографический материал

Королева О. А.
Читать PDF

«Государство. Право. Война: 60-летие Великой победы»

Дашин А. В., Тищенко Александр Геннадьевич, Мартынов В. Ф.
Читать PDF

Обычное право как институт организации и правового регулирования хозяйственной жизни общины Дагестан

Османов Магомедзагир Османович
Читать PDF

«Саратовское дело» Г. Г. Замысловского через призму общественных отношений начала xx века. Право и н

Хасин Владимир Викторович
Статья посвящена интерпретации материалов «Саратовского дела» в работах известного деятеля русского правого движения Г. Г. Замысловского.
Читать PDF

Обычное право в системе социального регулирования народов Горного Алтая

Русанов Виталий Викторович
Рассматривается влияние норм обычного права и традиций алтайцев на элементы социального регулирования. Социальные отношения в форме обычного права являются способом сохранения этнической самобытности.
Читать PDF

Возникновение профсоюзов в Терской области и их борьба за право на свободу объединения и деятельност

Махциева Нина Сергеевна
Первая русская революция 1905-1907 гг. стала мощным ускорителем возникновения профессиональных союзов, которые оказали большое влияние на организованность рабочих и служащих, их боевитость в борьбе за социальные и трудовые права.
Читать PDF

Право патроната в Киевской митрополии во второй половине XVI в

Кириллова Л. А.

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • Почему в России в 1861 г. отменили крепостное право

    Отмена крепостного права была центральным событием отечественной истории в XIX в. На вопрос о его причинах в исторической литературе существовало и существует много весьма разноплановых ответов.
  • АВТОРСКОЕ ПРАВО

    в современном искусстве юридически закрепленная норма, предоставляющая автору исключительную привилегию на неприкосновенность результатов его творческого труда (произведения), на опубликовани
  • Божественное право королей

    Божественное право королей (Divine Right of Kings), доктрина, сложившаяся в ср.-век. Европе, согласно к-рой монархия - это ин-т божественного про-исх., и, следовательно, наследственное право нельзя отменить; ко
  • Божественное право

             см. Священное право.
  • Россия, разд. Церковное право

    Рреподавание церковного права впервые введено было митрополитом Платоном (Левшиным) в Московской духовной академии в 1776 г. В 1798 г. Синод распорядился, чтобы и в прочих духовных академиях преподава
  • ГОЛОС И ПРАВО ГОЛОСА

       • Suffrag?um.          О подаче голосов в комициях см. Comitia, Комиции, Septa, Септа.
  • ПРАВО ГРАЖДАНСТВА

             см. Цивитас.
  • КУЛАЧНОЕ ПРАВО

    см. в ст. Право.
  • ПРАВО ЧАСТНОЕ И ПРАВО ОБЩЕСТВЕННОЕ

    •Ius privatum и publicum. Первое охватывает права и отношения друг к другу лиц, живущих в одном государстве (Cic. top. 2), второе охватывает право государства к гражданам и отношения последних к первому. Поэтому
  • ЧАСТНОЕ ПРАВО

       • Ius privatum,          и право общественное, publicum. Первое охватывает права и отношения друг к другу лиц, живущих в одном государстве (Cic. top. 2), второе охватывает право государства к гражданам и отнош
  • ЧЕШСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО

    Чешское государственное (историческое) право, - программное требование чеш. бурж. партий во 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. Политич. содержание его сводилось по существу к восстановлению автономии земель Чешс
  • ЧИНШЕВОЕ ПРАВО

    совокупность норм феодального права, сложившихся в ХШ–XIV вв. в странах Европы и регулировавших особый вид поземельных отношений, которые устанавливались между феодальными собственниками и феода
  • ЦИВИТАС, ПРАВО ГРАЖДАНСТВА

    •Civitas. До Сервия Туллия собственно гражданами были только патриции (см. Servius Tullius под словом Servii), a со времени этого царя - и плебеи. Права гражданина были: 1) в общественной жизни: a) ius suffragii, право голо
  • ЛАТИНСКОЕ ПРАВО

       • Ius Latii,          см. Latium, Лациум, 7, cл.
  • ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

    см. Национальный вопрос.
  • НАРОДНОЕ ПРАВО

    см. "Народного права" партия.
  • ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО

    Уже Гераклит считал, что все человеч. законы восходят к единому божеств, закону. У Парменида имеется противопоставление закона (номос) и природы (фюсис), ставшее для софистов основополагающим принц
  • ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

    совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределений и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органо
  • ЛЮБЕКСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПРАВО

    нормы феод. права, действовавшие с 13-14 вв. в ганзейских городах, Гольштейне, Мекленбурге, Померании, Вост. Пруссии, Прибалтике (Мемель, Ревель, Нарва и др.). Сложилось в г. Любеке из привилегий, получен
  • МАГДЕБУРГСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПРАВО

    jus theutonicum magdeburgense) - феод. гор. право, сложившееся в 13 в. в г. Магдебурге (отсюда назв.) и распространившееся первоначально на др. города Вост. Германии (Галле, Дрезден, Герлиц и др.), а затем - вместе с нем.