Православие

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Православие
восточная ветвь христианства, представленная несколькими церквами, которыми руководят патриархи и церковные соборы.

Источник: История России Словарь-справочник. Брянск 2018 г.

Православие
христианское вероисповедание, окончательно сложилось после раскола в 1054 г. христианской церкви на западную – католическую и восточную – православную. Первоначально вся христианская церковь называлась православной – ортодоксальной. Различия восточного и западного христианства начали проявляться в III в. и выразились в догматах, канонах и обрядах.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Православие
одно из основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) направлений в христианстве, оформившееся на востоке Римской империи в течение Iтыс. н. э. Разделение на западную (римско-католическую) и восточную (греко-православную) церковь произошло в 1054 г. Главный источник православного вероучения — «Символ веры», принятый Никейским Вселенским собором в 325 г. и дополненный Константинопольским собором в 381 г. Догматы православия — это основные положения, принятые первыми семью Вселенскими соборами.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

ПРАВОСЛАВИЕ
Одно из трех основных направлений христианства (наряду с католицизмом и протестантизмом). Получило распространение главным образом в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Первоначально было государственной религией Византийской империи. С 988 г., т.е. более тысячи лет, православие является традиционной религией в России. Православие сформировало характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы (правила поведения), эстетические идеалы (образцы красоты). Православный, прил – то, что имеет отношение к православию: православный человек, православная книга, православная икона и т.п.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Православие
одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в IX – XI вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. Догматические отличия: признание исхождения святого духа только от Бога-Отца, непогрешимость церкви в целом (а не главы ее), неизменность догматов, отрицание чистилища и др. Культовые и канонические отличия: поклонение иконам, обязательность брака для белого духовенства, особая система церковного пения и т.п. В отличие от католицизма не имеет единого центра, а состоит из 15 самостоятельных (автокефальных) православных церквей.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПРАВОСЛАВИЕ
одно из основных и старейших направлений в христианстве; сложилось в 395 г. с разделением в Римской империи на Зап. и Восточную и развивалось преимущ. на территории Византийской империи; окончательно сложилось в 1054 г. после разделения католической и православной церквей. Постепенно разделилось на несколько автокефальны церквей. В отличие от католицизма, П. не имело и не имеет единого церковного центра, в различных странах православные церкви возглавляются патриархами. В. П., как и католицизме, существует представление о триедином Боге (Троице) и семи таинствах: крещении, миропомазании, елеосвящении, причащении, покаяниях (исповеди), браке, священстве. На Руси с к. X в.; с 1448 г. русская православная церковь.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

ПРАВОСЛАВИЕ
. Название Православие (греч. «ортодоксия») появляется у христианских писателей с появлением первых формул учения христианской Церкви и означает веру всей Церкви, в противоположность – гетеродоксии – разногласию еретиков. Позже слово Православие стало означать и совокупность догматов Церкви, его критерием признается неизменное хранение учения Христа и апостолов в том виде, в каком оно изложено в Св. Писании, Св. Предании и в древних символах Вселенской Церкви. Со времени отделения западной Церкви от восточной, название «православной» осталось за восточной, тогда как западная усвоила название «кафолической». В общем, нарицательном, смысле названия «ортодоксия» и «ортодоксальный» употребляются и другими христианскими вероисповеданиями, например, – «ортодоксальное лютеранство».

Источник: Православие. Словарь-справочник.

Православие
(Eastern, Russian, Greek Orthodoxy) одна из осн. христ. конфессий, религия бол-ва верующего нас. Греции, России, Румынии, Сербии, Болгарии, Грузии. В пределах нынеш. США П. впервые стало распространяться на Аляске (1782; в 1794 построена первая церковь на о. Кадьяк, в 1798 учреждено епископство в Ситке). Освоение Русской Америки сопровождалось обращением в П. алеутов. В 1812 церковь построена также близ фактории Форт-Росс в Калиф. По договору о покупке Аляски за правосл. церковью закреплено все ее имущество. В 1871 епископство перенесено в Сан-Франциско и развернута миссионер. работа среди униатов иммигрантов из Австро-Венгрии. При епископе Тихоне, 1898-1907 (Белавин В. И., 1865-1925, с 1917 патриарх Московский и всея Руси, канонизирован как новомученик в 1991) епископство перенесено в Нью-Йорк.

Источник: Словарь американской истории. С колониальных времен до первой мировой войны. 1997 г.

Православие
одно из трех основных направлений христианства, оформившееся после разделения его в 1054 г. на западную (католическую) и восточную церкви. В 324 г. император Римской империи Константин издал эдикт, согласно которому христианство стало общегосударственной религией в империи. Но в 395 г. Римская империя распалась на Западную Римскую империю со столицей в г. Риме и Восточную (Византийскую) со столицей в г. Константинополь. В 476 г. Западная Римская империя под ударами варваров пала, а Византийская империя оставалась стабильным государством еще долгое время (395 - 1453 гг.). Далее развитие обществ в западной и восточной части некогда единой империи пошло разными путями. Особенности развития обществ отразились на догматической и культовой стороне христианства. Христианская церковь на Востоке существовала в условиях сильного, стабильного государства, и для Церкви был характерен догматический и культовый консерватизм и традиционализм, т.е. христианские догматы и обряды оставались неизменными. Суть православия - верность изначальному христианству.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

Православие
одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло в IV в. с разделением Римской империи на Западную и Восточную. За Западной (Римской) церковью осталось название католическая, а за Восточной - православная.
Формально датой разделения считается 1054 г., когда Римский кардинал Гумберт и Константинопольский патриарх Михаил Керуларий отлучили друг друга от церкви. Богословские основы определились в Византии в IX - XI вв. При Владимире Святославовиче в 988 - 989 гг. православие стало государственной религией Руси. Постепенно православие разделилось на несколько автокефальных (самостоятельных) церквей. С 1448 г. Русская православная церковь (РПЦ) стала автокефальной: митрополит Иона был посвящен Собором русского духовенства самостоятельно, без ведома и участия греческого патриарха.
В 1598 г. Московский митрополит был наименован патриархом, что означало объявление полной самостоятельности Русской церкви.
В 1917 г. церковь была отделена от государства.
В 1990-е годы государство Российская Федерация снова берет под крыло Православную церковь.

Источник: Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

ПРАВОСЛАВИЕ
одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в IX— XI вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. Постепенно разделилось на несколько автокефальных церквей. На Руси с конца X в., с 1448 г. — православная церковь. Основу вероучения, сформулированного в символе веры, принятом на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборах, составляют священное писание (Библия) и священное предание. Исходит из признания триединого Бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. Церковь — посредница между Богом и людьми. Центральное место в культе занимают 7 христианских таинств, большое значение придается праздникам и постам. Отвергается ряд признанных в католицизме догматов, по-иному совершаются некоторые таинства. Сложилось 15 автокефальных, самостоятельных православных церквей, которые придерживаются разной политической ориентации.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Православие
от греч. – верный + мнение) – одно из важнейших вероисповеданий христианства . Первоначально вся господствующая христианская церковь именовалась православной и католической. После разделения церквей название католическая осталось за западной (римской), православие – за восточной церковью. Формально датой разделения считается 1054 г., когда римский кардинал и константинопольский патриарх отлучили друг друга от церкви. Начало формирования православного направления в христианстве относится к 3 – 5 вв. Связано это с разделением Римской империи на Западную и восточную. Постепенно сформировались важнейшие отличия православия от католичества. Например: православная церковь отвергает добавление западной церкви к «символу веры» «и от сына», т.е. считает «святой дух» исходящим только от Бога-отца; в православной церкви отсутствует целебат (обязательное безбрачие духовенства), миряне причащаются как хлебом, так и вином. Центром православия стала сначала Византия и ее столица Константинополь. Постепенно возникло несколько автокефальных церквей (административно самостоятельных) церквей. Крещение Руси предпринято при Владимире Святославовиче в 988 г., когда православие стало государственной религией. С 1448 г. действует самостоятельная Русская православная церковь.
 

Источник: Краткий исторический словарь

Православие
одно из основных направлений христианства. Считается, что православие возникло в 33 г. н.э. среди греков, живших в Иерусалиме. Его основателем был Иисус Христос. Из всех христианских направлений православие в наибольшей степени сохранило черты и традиции раннего христианства. Православные верят в единого Бога, выступающего в трех ипостасях - Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа. По православному учению, Иисус Христос имеет двойную природу: Божественную и Человеческую. Он рожден (а не сотворен) Богом Отцом до сотворения мира. В своей земной жизни Он рожден в результате непорочного зачатия Девы Марии от Святого Духа. Православные верят в искупительную жертву Иисуса Христа. Ради спасения людей Он пришел на Землю и принял мученическую смерть на кресте. Они верят в Его воскресение и вознесение на небо и ждут Его второго пришествия и установления на Земле Царства Божьего. Святой Дух исходит только от Бога Отца. Приобщение к Церкви, единой, святой, соборной и апостольской происходит через крещение. Эти главные положения православного вероучения содержатся в Символе веры, принятом на 1-м (в 325 г. в Никее) и 2-м (381 г. в Константинополе) Вселенских соборах, и с тех пор не изменялись, сохранились в первоначальном виде, чтобы не исказить веру. Православные верят в посмертное воздаяние - ад и рай. Религиозным символом является крест (четырех-, шести- и восьмиконечный).

Источник: Исторический словарь

ПРАВОСЛАВИЕ
одно из направлений христианства, наряду с католицизмом и протестантизмом. Начало складываться с 4 в. как официальная религия Византийской империи, полностью самостоятельно с момента разделения христианской церкви в 1054. Не имело единого церковного центра, впоследствии оформилось несколько самостоятельных православных церквей (в настоящее время их 15), каждая из которых имеет свою специфику, однако придерживается общей системы догматов и обрядности. Вероисповедную основу П. составляют Священное писание (Библия) и Священное предание (решения первых 7-ми Вселенских соборов и труды Отцов Церкви 2-8 вв.). Основные принципы П. изложены в 12 пунктах символа веры, принятого на первых двух вселенских соборах в Никее (325) и Константинополе (381). Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы: триединства бога, боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа. Догматы не подлежат изменению и уточнению не только по содержанию, но и по форме. Духовенство признается в качестве наделенного благодатью посредника между Богом и людьми. Для П. характерен сложный, детально разработанный культ. Богослужения в П. продолжительнее, чем и других христианских конфессиях. Важная роль отводится праздникам, среди которых первое место занимает Пасха. См. также Русская православная церковь, Грузинская православная церковь, Польская православная церковь, Американская православная церковь.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

Православие
одно из 3 основных направлений в христианстве (наряде с католицизмом и протестанизмом), сложившееся как восточная ветвь после разрушения Римской империи (395 г.) и оформившееся после разделения церквей (1054 г.). Получило распространение главным образом в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Основу вероучения православия, сформулированного в символе веры (См. Символ веры), принятом на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) вселенских соборах, составляют священное писание и священное предание. Оно исходит из признания триединого бога, творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, искупительной миссии Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. Церкви отводится роль посредницы между богом и людьми. Центральное место в культе православия занимают 7 христианских таинств (Таинства). Большое значение в православии придается праздникам и постам. В православии отвергается ряд принятых в католицизме догматов (об исхождении святого духа не только от бога отца, но и от бога сына, о чистилище, о непорочном зачатии девы Марии), несколько по иному совершаются некоторые таинства. В отличие от католицизма в православии не существует единого духовного центра, единого главы церкви. В процессе развития православия сложилось 15 автокефальных (самостоятельных церквей. См. Христианство, Албанская церковь, Александрийская церковь, Американская церковь, Антиохийская церковь, Болгарская церковь, Грузинская церковь, Иерусалимская церковь, Кипрская церковь, Константинопольская церковь, Польская церковь, Румынская церковь, Русская церковь, Сербская церковь, Чехословацкая церковь, Элладская церковь.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ПРАВОСЛАВИЕ
христианское вероучение, сохранившее в неизменной чистоте заветы Христа и апостолов в том виде, в каком они изложены в Священном Писании, Священном Предании и в древних символах Вселенской Церкви. С момента отпадения западной церкви от Православия главным его хранителем становится Россия, Русская Православная Церковь (см.: Святая Русь).
В отличие от католицизма, омертвившего христианство и превратившего его в декоративную ширму для греха и порока, Православие вплоть до нашего времени остается живой верой, открытой каждой душе. Православие представляет своим членам широкий простор для ученого богословствования, но в своем символическом учении оно дает богослову точку опоры и масштаб, с которыми и нужно сообразовать, во избежание противоречия с "догматами" или с "верою Церкви", всякое религиозное рассуждение. Так, Православие в отличие от католичества, разрешает читать Библию, чтобы из нее извлечь более подробные сведения о вере и церкви; однако, в противоположность протестантству, оно считает необходимым руководствоваться при этом истолковательными творениями Свв. Отцов Церкви, отнюдь не оставляя понимания слова Божия на личное разумение самого христианина. Православие не возводит учения человеческого, которого нет в Свящ. Писании и Св. Предании, на степень богооткровенного, как это делается в католичестве; Православие не выводит новых догматов из прежнего учения церкви через умозаключение, не разделяет католического учения о вышечеловеческом достоинстве личности Богоматери (католическое учение о Ее "непорочном зачатии"), не приписывает святым сверхдолжных заслуг, тем более не усвояет божеской непогрешимости человеку, хотя бы то был сам римский первосвященник; непогрешимой признается Церковь в ее полном составе, поскольку она выражает свое учение посредством Вселенских соборов. Православие не признает чистилища, уча, что удовлетворение за грехи людей правде Божией принесено уже однажды навсегда страданиями и смертью Сына Божия; принимая 7 Таинств, Православие видит в них не знаки только благодати, а самую благодать; в Таинстве Евхаристии видит истинное Тело и истинную Кровь Христовы, в которые преосуществляются хлеб и вино. Православные молятся святым почившим, веруя в силу их молитв пред Богом; почитают нетленные останки святых и мощи. Вопреки реформаторам, по учению Православия, благодать Божия действует в человеке не неодолимо, а согласно с его свободной волей; наши собственные дела вменяются нам в заслугу, хотя и не сами по себе, а в силу усвоения верным заслуг Спасителя. Не одобряя католического учения о церковной власти, Православие признает, однако, церковную иерархию с ее благодатными дарованиями и допускает к участию в делах церкви и мирян. Нравоучение Православия не дает послабления греху и страстям, как католицизм (в индульгенциях); оно отвергает протестантское учение об оправдании одною верою, требуя от каждого христианина выражения веры в добрых делах. В отношении к государству Православие не желает ни властвовать над ним, как католичество, ни подчиняться ему в своих внутренних делах, как протестантство: оно стремится сохранить полную свободу деятельности, не вмешиваясь в самостоятельность государства в сфере его власти.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ПРАВОСЛАВИЕ
одно из главных направлений в христианстве, сложившееся в Византии. Первые признаки разделения между православием (восточным христианством) и западным христианством (католичеством) появились в 395 г. после раздела на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю, позднее – Византийскую империю. Западная церковь (католичество) делала упор на этические проблемы, восточная церковь, опиравшаяся на греческую идеалистическую философию (неоплатонизм), – на антологические. Католики признали «богодухновенными» 11 книг Септуагинты (перевод Ветхого завета на греческий язык, в который было включено большее количество священных текстов); православные назвали их лишь «богополезными». Предметом горячих дискуссий стали догматы об исхождении св. Духа, о благодати и о спасении. Существовали также различия в отправлении религиозных обрядов, в системе духовных и эстетических ценностей. Западная церковь утверждала, что св. Дух исходил не только от БогаОтца, но и «от сына» – филиокве (лат. «и от сына»). Благодать рассматривалась ею как получаемая человеком извне в результате подвижнической деятельности и заслуг святых, создававших запас благодати, а спасение – как оправдание перед Богом в форме отпущения грехов с помощью индульгенций (лат. снисходительность, милость) – грамот, выдаваемых церковью за высокую плату от имени папы римского. Православная церковь исходила из того, что получаемая от Бога благодать вступала во взаимодействие с человеческой волей, а в спасении человека определяющую роль играли раскаяние и молитва, с помощью которой верующий мог постичь божество. В католической церкви евхаристия – причащение ритуальным хлебом и вином – совершается только клиром, в православной церкви – всеми верующими, причем католики используют в этом обряде пресный хлеб (опресноки), православные – квасной хлеб. В католической церкви богослужение проводится на латинском языке, в православной – на греческом и на родном языке. В католичестве существует обет безбрачия священников (целибат), православное белое духовенство отказалось от этого обета, целибат обязателен лишь для монахов. В православной церкви при совершении обряда крещения младенца погружают в воду, а не кропят; миропомазание совершается приходским священником сразу же после крещения, а не через несколько лет, как в католичестве. Согласно католическому учению, души умерших попадают сначала в чистилище, где посредством разных испытаний очищаются от грехов, а затем – в рай. В православии в сцене «Распятие» Христос был пригвожден четырьмя гвоздями, у католиков – тремя (обе стопы соединены одним гвоздем). На православном изображении распятия ступни ног Иисуса Христа располагаются рядом друг с другом, на католическом – одна на другой. В православии был утвержден юлианский церковный календарь (система летосчисления, введенная Юлием Цезарем в 46 до н.э.; средняя продолжительность года составляет 365,25 дня и високосным считается каждый год, номер которого делится на 4), у католиков – григорианский (система летосчисления, введенная в 1582 г. при римском папе Григории XIII,; високосными считаются те годы, номера которых делятся на 4; разница дат в юлианском и григорианском календарях составляет 13 дней). Католичество придерживалось примата духовной власти во главе с римским папой над светской. В православии существовали на равноправных началах Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская и Александрийская патриархии. В 1054 г. константинопольский патриарх Михаил Кируларий закрыл подчиненные Риму церкви и монастыри, объявив ересью причащение опресноками и соблюдение субботнего поста. Римский папа Лев IX не признал постановлений Константинопольского патриарха, что привело к полному разрыву православной и католической церквей. После падения Византии в 1453 г. сложились самостоятельные (автокефальные) православные церкви, не имеющие единого церковного центра и универсальной церковной организации, как в католичестве.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Православие
наиболее традиционная разновидность христианства. Русское слово «П.» («правильное славословие Бога»), по сути дела, равнозначно греческому понятию «ортодоксия» («правильное мнение»). Ортодоксальность П. воплощается в его церковности и в твердом хранении Православной Церковью истин Откровения. Стало быть, П. есть Церковь Христова на земле, неколебимо приверженная религиозному учению, полученному апостолами от Иисуса Христа. Важнейший критерий П. – строгое соблюдение в церковной жизни догматических и канонических положений, утвержденных Вселенскими соборами, Поместными и Архиерейскими соборами автокефальных Церквей, преемственность к богословскому наследию святых отцов, в котором утверждается главенство апофатического принципа богословия и основополагающее значение придается мистическому началу богопознания. Церковные ортодоксальность и традиционализм П. сочетаются с постоянным духовным обновлением опыта христ. веры и жизни в подвигах святости иноков, духовенства, мирян. Обновление мистического богосознания Церкви осуществляется в значительной мере благодаря харизматической (см. Харизма), неформальной традиции, благодаря опыту старчества, передаваемого от одного поколения подвижников к другому, защищаемой преданием Церкви и почитанием старцев церковным народом. Поэтому в П. немыслимо укоренение какихлибо внешне авторитарных идеологических и организационных форм, типа общеобязательной богословской доктрины или догмата о непогрешимости папы римского. Здесь традиционно отсутствует приверженность к строгой формальной упорядоченности, идеологической четкости и законченности вероучения. Восточное христианство избегает умножения догматов под влиянием «актуальных задач» и потребностей «современности». Во многих важных вопросах богословия и церковной жизни оно предоставляет большую свободу толкования, стремясь создать не столько мировоззренческую систему, сколько разработать метод для решения определенных богословских и религиознонравственных задач. Этим объясняется разнообразие типов православных святых. Среди них мы видим отшельниковаскетов (Антоний Великий и Макарий Египетский, Григорий Синаит, Нил Сорский), государственных мужей (Константин Великий, Владимир Святой, св. благоверный князь Александр Невский), страстотерпцев (Борис и Глеб), выдающихся подвижников мысли (Григорий Богослов, Григорий Нисский, Григорий Палама), юродивых (Симеон, Андрей, Василий Блаженный, Ксения Петербургская), небесных воинов за Правду Божию (Георгий Победоносец, Димитрий Солунский). Православная Церковь, с присущим ей акцентом не на нормативноморальной стороне, а на духовноэнергийной основе христианства как религии благодати, избегает строить, в отличие от РимскоКатолической Церкви, свою внутреннюю организацию на юридических принципах, взятых из опыта государственной жизни. Она тяготеет к типу патриархальносемейного союза, проникнутого чувством сердечнодуховной общности архиереев, священства и мирян. Хранителем благочестия в П. служит не только патриарх и священнослужители, но весь православный народ. Согласно восточнохристианскому принципу соборности, значение церковной власти признается только за собором епископов, выражающих не свое коллективное мнение, но выносящих общее церковное определение, находящих правильные формы актуализации того православного опыта, который уже имеется по благодати Духа Святого. Важнейшим организационным признаком стремления П. к идеалу семейности, духовной органичности и жизненной естественности является автокефальное устройство Поместных Церквей внутри Вселенской Православной Церкви, в соответствии с пределами тех национальных и государственных единств, которые сложились исторически. Восточная Церковь не только не покушается на духовную суверенность народов, но, наоборот, благословляет всякую национальную самобытность, стремясь просветить и бережно приобщить ее к источникам благодати. Вселенская универсальность П. базируется не на унификации церковной структуры, не на унитарных идеологических формах и моделях религиозной жизни, а на сознании глубокого, воплощенного во Христе единства человеческой природы, на вере в способность всякой личности воспринять дары благодати, на уповании в грядущее обожение всей твари. Столь характерная для П. потребность соединить Божественное и человеческое, небесное и земное, бережно преобразить все естественное и самобытное воплощается в особом почитании Богородицы и святых.
Очень существенное отличие П. от западного христианства (более моралистичного и нормативного, чем духовноинтуитивного) определяется традиционно укоренившейся способностью православного человека лицезреть «умную красоту» образов Небесного мира и стремлением к преображению земного бытия этой высокой энергией. Тем большее значение в православном жизнепонимании приобретает культовая сторона, где культ является отнюдь не условносимволическим действием, подобным светскому обряду, но «мистическим методом» сочетания посредством церковных таинств начал Небесного и земного миров. Имея столь глубокое духовномистическое содержание, П. избегает апелляции к логическим формулам и внешнему авторитету при решении задач объединения людей. Оно предпочитает обращаться к чувствам, художественным образам и традиционным религиозным символам, желая достичь не контакта умов, а созвучия душ. Неприятие православной традицией схоластического богословия, неиспользование музыкальных инструментов в богослужении, непочитание стигматов, отказ от скульптурных изображений Христа и святых, столь характерных для католических храмов, – все это говорит о стремлении П. защитить сокровенную духовную истину от поверхностного понимания и профанации. Вместо скульптуры с ее посюсторонней материальностью П. прибегает к иконописи, понимаемой как «возвещение красками» (о. Павел Флоренский) жизни иного мира. Вместо хотя и возвышенных, но все же искусственных звуков органа П. предпочитает хоровое пение, которое более непосредственно передает внутреннее состояние молящихся.
Со времени разделения единой Церкви на Западную и Восточную (1054) имя «православная» осталось за последней, тогда как первая усвоила название «католической», т. е. вселенской, всемирной. Различие в названиях не случайно, ибо Римская Церковь при всемирности духа и организации, при неоспоримых заслугах на поприще строительства христианской культуры, в деле христианского просвещения и образования не сумела в силу многих причин освоить традицию мистического богопознания и сохранить во всей полноте изначальное Богооткровенное апостольское учение. Католицизм отошел от ортодоксальных духовных оснований христианства в сторону интересов мирской жизни и культуры, увлекся решением миродержавных задач, внес в свою догматику не соответствующие ортодоксии положения. Возникший в XVI в. протестантизм, устремившийся исправить существенные недостатки Римской Церкви, не смог, однако, вернуться к П. Он отчасти унаследовал отклонения католицизма от ортодоксии, отчасти усугубил их, отказавшись от церковного предания и далее ослабив мистическитрадиционные основы церковной жизни. В условиях современного мира, где обостряется потребность многих людей в духовной независимости от навязываемых извне стереотипов, а также наблюдается стремление многих народов к сохранению своих самобытных культур и формированию многополюсного мирового сообщества, все названные выше особенности П. могут оказаться весьма ценными.

Источник: Краткий православный словарь.

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
144.91 кб

Православие и ислам в Западной Сибири (конец XVII середина XVIII в.): проблемы взаимодействия

Клюева Вера Павловна
Рассматриваются вопросы межконфессионального общения и этноконфессиональной самоидентификации населения Западной Сибири в XVII-XVIII вв.
Читать PDF
214.32 кб

Православие и ислам: практики этноконфессиональной коммуникации на примере русских и казахов Верхнег

Лысенко Юлия Александровна
Представлен анализ практики межкультурного сотрудничества православного русского и мусульманского казахского этносов Верхнего Прииртышья на протяжении XIX начала XX в.
Читать PDF
174.03 кб

Евразийство, православие и буддизм

Уланов Мерген Санджиевич
Рассмотрено творческое наследие мыслителей-евразийцев, прежде всего духовно-религиозное содержание их учения. Особое внимание уделяется осмыслению ими буддизма.
Читать PDF
63.53 кб

Проблемы церковной истории ХХ В. На конференции «Православие в судьбе Урала и России»

Кострюков Андрей Александрович
18-20 апреля 2010 г. в Екатеринбурге прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Православие в судьбе Урала и России: история и современность».
Читать PDF
146.24 кб

Межрегиональная научно-практическая конференция «Православие на Урале: вехи истории»

Печерин Андрей Владимирович, Никулин Иван Александрович
Читать PDF
362.29 кб

«Политическое православие» и проблема религиозности

Митрофанова Анастасия Владимировна
Читать PDF
411.58 кб

Православие в России на рубеже 80 90-х годов ХХ века: взгляд на проблему

Унрау Виталий Владимирович
Читать PDF
57.75 кб

Шевцова В. Ф. Православие в России накануне 1917 г. СПб. : Дмитрий Буланин, 2010. 488 с. , ил. , пер

Ковырзин Константин Владимирович
Предлагаемая российскому читателю монография американского историка В. Ф. Шевцовой впервые была опубликована издательством Оксфордского университета в 2004 г.
Читать PDF
159.45 кб

Вторая межрегиональная научно-практическая конференция«Православие на Урале: вехи истории»,посвященн

Печерин Андрей Владимирович
Читать PDF
194.30 кб

Отчет о Всероссийской научно-практической конференции «Православие в судьбе Урала и России: история

Мангилев Петр Иванович
Читать PDF
213.77 кб

Вселенское православие и Московское царство в начале Смуты

Ульяновский Василий Иринархович
В статье анализируются два уровня общения Восточных Патриархатов, т. е.
Читать PDF
1.00 мб

Православие в Китае (страницы истории)

Поздняев Дионисий
Читать PDF
22.42 мб

Рецензия: гостиева Л. К. Православие в Осетии: очерки о православном духовенстве второй половины XIX

Цаллагова Зарифа Борисовна
Читать PDF
354.18 кб

ОФИЦИАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ XIX ВЕКА «ПРАВОСЛАВИЕ – САМОДЕРЖАВИЕ – НАРОДНОСТЬ» (СОЦИАЛЬ

Ососков Г. В.
Читать PDF
350.19 кб

"Урал. Православие. Культура": юбилей регионального научно-исследовательского проекта

Апухтина Нина Георгиевна, Морозова Ирина Николаевна

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ

    принципы официальной народности теории, провозглашенные министром народного просвещения С. С. Уваровым в 1834.
  • Наталья Алексеевна, до принят. православия Вильгельмина

    принцесса гессен-дармштадтская, первая супруга вел. кн. Павла Петровича, р. 14 июня 1755, † 15 апр. 1776 г. {Половцов}
  • Церкви Вселенского Православия

    Вселенское Православие - это собрание поместных Церквей, которые имеют одинаковые догматы и сходное каноническое устройство, признают таинства друг друга и находятся в общении. Теоретически все
  • ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

    праздник, отмечаемый в воскресенье первой седмицы Великого поста. Происхождение приурочивается к 842 г., когда состоялось торжество проклятия ереси иконоборчества. Впоследствии текст богослужени
  • Православлев, Павел Александрович

    [4(16) окт. 1873 — 12 окт. 1941] — сов. геолог и палеонтолог. В 1898 окончил Варшав. ун-т. С 1909 преподавал в Донском политехнич. ин-те (в Новочеркасске). С 1915 — приват-доцент, затем проф. Петроград. (Ленинград.) ун-т
  • Православная церковь

    см.: Религии Урала
  • Александрийская Православная Церковь

    по преданию, основана около 67 г. апостолом Марком в столице Северного Египта Александрии. С 451 г. - патриархат, третий по значению после Рима и Константинополя. Однако уже в конце V - начале VI века Алек
  • АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    ведет историю от Русской духовной миссии, учрежденной в 1793 на Аляске. С 1970 - поместная автокефальная церковь. Возглавляется митрополитом, резиденция в Нью-Йорке.
  • Антиохийская Православная Церковь

    по преданию, основана около 37 г. в Антиохии апостолом Павлом и Варнавой. С 451 г. - патриархат. В конце V - нач. VI веков ослаблена монофизитской смутой. С 637 г. попала под власть арабов, а в начале XVI века за
  • УКРАИНСКАЯ АВТОКЕФАЛЬНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    образована в 1919 указом Украинской директории на территории Украинского экзархата (1918) Московской патриархии. Независимость УАПЦ подтверждена в 1921 Всеукраинским церковным собором. В январе 1930 III В
  • Болгарская Православная Церковь

    см. в ст. Православная церковь.
  • Чехословацкая Православная Церковь

    стала автокефальной в 1951 г. Состоит из 4 епископств и около 150 приходов. Во главе церкви стоит митрополит. См. Православие.
  • Эфиопская Православная Церковь

    до 1959 г. часть Коптской Православной Церкви, а затем - автокефалия. При царе Сисинии (1607-1632) вошла в унию с Римом, но следующий, царь Василий (1632-1667), изгнал католиков из Эфиопии. Богослужения отличаютс
  • Элладская Православная Церковь

    Христианство на ее территории появилось при ап. Павле. С IV в. Греческие епископские кафедры входили в состав то Римской, то К-Пльской Церкви. В 1453 г. Греция была завоевана турками и вошла в юрисдикци
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    одна из древнейших христианских церквей. В 487 вышла из подчинения антиохийского патриарха. С 1811 экзархат в составе Русской православной церкви. В 1917 провозглашена автокефалия (признана в 1943). Во гл
  • Иерусалимская Православная Церковь

    древнейшая из Православных Церквей, первым епископом которой считается апостол Иаков, брат Господень (+ около 63г.}. После Иудейской войны 66-70 гг. была разорена и уступила свое первенство Риму. С IV ве
  • ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

    православная секта, возникла в СССР в 1920-е гг., вела борьбу против Советской власти, официальной русской православной церкви, догмы и обряды которой в целом признавала. В 1928 г. была предпринята попы
  • Сиро-Яковитская Православная Церковь

    из семьи "монофизитских" Церквей, образована в 540-е гг. сирийским монофизитским еп. Яковом Барадеем. Выдержав жестокую борьбу с империей, яковиты в 610 г, отдали себя под владычество наступавших персо
  • Кипрская Православная Церковь

    по преданию, основана апостолом Варнавой в 47 г. Первоначально - епархия Антиохийской Церкви. С 431 г. - автокефальная архиепископия. В VI в. попала под арабское иго, от которого освободилась только в 965
  • Константинопольская Православная Церковь

    по преданию, основана ап. Андреем Первозванным, который около 60 г. рукоположил своего ученика св. Стахия первым епископом города Византия. В ЗЗО г. император Константин Великий основал на месте Виз