Православная колонизация Ср. Урала в XVIII в

Найдено 1 определение
Православная колонизация Ср. Урала в XVIII в.
В условиях динамичного распространения ислама на Урале (см. Исламизация финно-угорского населения Ср. Урала) Российское гос-во предприняло ряд мер по преобразованию религиозного ландшафта региона с учетом своих интересов и нужд. Законодательно это было оформлено указами, предполагавшими начало активной миссионерской деятельности в отношении всех неправославных народов края. Новая политика осуществлялась под руководством митрополита Тобольского и Сибирского Филофея Лещинского (в схиме Феодор). Во время 1-й экспедиции по крещению пелымских и кондинских манси в 1714 г. по пути в Тобольск часть миссионерской экспедиции была атакована мусульманами под предводительством князя из Кошутских юрт. Князь в сражении был пленен и помещен в тобольскую тюрьму. Находясь в ней, князь вынужден был согласиться на крещение. Вслед за ним из ислама в православие перешло и ок. 300 подчиненных ему чел. На тер. Верхотурского уезда массовое крещение неправославных народов началось в 1718 г. под руководством архимандрита Николаевского монастыря Сильвестра. В марте 1718 г. он приступил к крещению чусовских ясачных марийцев (устар. черемис) и удмуртов (устар. вотяков) Бисерской волости (югозапад совр. Свердловской обл.). Когда миссионеры двинулись дальше вниз по р. Чусовой, то жители стоявших на их пути деревень Бабиновской (Бабниковой), Макарихиной и Копчиковой вместе с сотником Кирюшкой Лазарковым уклонились от крещения, укрывшись в лесу. Далее миссионеры отправились на р. Сылву, где проживали манси, марийцы, удмурты и татары. Здесь удалось крестить ок. 30 чел., преимущественно женщин и детей, поскольку мужчины находились на промысле. В целом, по статистике Синода, архимандриту удалось окрестить ок. 2600 чел. Несмотря на кажущийся успех миссии, спустя всего 2 года священник Покровской церкви Чусовской слободы Иаков Климантов доносил в Верхотурье архимандриту Сильвестру, что удмурты и марийцы д. Бикбаевой Бисерской вол. вместе с семьями сбежали в Осинский уезд к некрещеным башкирам, отослав розданные им миссионерами иконы и кресты обратно в Чусовскую слободу. Вторую попытку крещения верхотурских ясачных людей архимандрит Сильвестр предпринял по указу митрополита Тобольского и Сибирского Антония (Стаховского) только в январе 1729 г. Пройдя по маршруту Тобольск – Кошутский погост – Пелым – Верхотурье, миссия приобщила к «святым тайнам» в Пелымском уезде 1741 чел., а в Верхотурском – 498. В Верхтагильской вол. удалось окрестить 10 чел., выдав им подарки: нательные крестики и гайтаны. Кроме того, главы семейств получили по 6 м сермяжного сукна на зипуны, 6,5 м холста на рубахи и штаны, по железному котлу, по 20 иголок и по ножичку. Женщинам были выданы холсты на рубахи, сукно на чулки, нитки и иголки. По пути следования в Кошутских и Пелымских волостях архимандрит Сильвестр поставил 7 крестов и разрешил строить 10 часовен, а в Верхотурском уезде, где новокрещеных было меньше, поставил 3 креста и разрешил строить 2 часовни. Из Верхотурья архимандрит отправился в Чусовскую слободу и прибыл на место 29.04.1729 г. Однако если из Тобольска миссия шла в составе пяти подвод в сопровождении нескольких солдат, то в Верхотурье миссионеру не удалось получить ни хорошего толмача, ни надежного военного сопровождения, ни подвод. Это обрекло миссию на неудачу: в д. Бабиновской на р. Чусовой проповедь архимандрита вызвала неприязненное отношение со стороны ее жителей. Покинув деревню ни с чем, миссионер спустился до д.Копчиковой, где его проповедь выслушали и согласились было креститься ок. 70 чел., однако прибывшие вслед за тем бабиновские манси, вооруженные луками, ружьями и дубьем, отговорили жителей. Примечательно, что если в 1718 г. жители деревень просто укрылись от миссионеров в лесу, то в этот раз они активно выразили свое несогласие на принятие крещения. Возможно, смелости чусовским жителям придал тот факт, что миссионеры не имели военного сопровождения. На месте сылвенских манси, у которых ему удалось крестить женщин и детей в отсутствие мужчин в 1718 г., архимандрит обнаружил только 3 чел., встретивших его с оружием в руках. В д. Бикбаевой, жители которой были крещены Сильвестром в 1718 г, но потом отослали кресты и иконы обратно, миссионеров встретила вооруженная толпа крещеных и некрещеных манси, татар, мари и удмуртов численностью до 60 чел. Их возмущение было вызвано тем, что предыдущее крещение было совершено архимандритом в отсутствие старшин деревни. Жители д. Бикбаевой набросились на него, били палками, плетьми и руками по голове, лицу и спине. Потом, связав, переволокли на др. берег реки, где били, тянули за бороду, таскали за волосы, угрожали сжечь на костре. Кто-то предложил совершить над миссионером обрезание и даже будто бы приготовил необходимые для этого инструменты. По словам людей, участвовавших в издевательствах над священником, их враждебность была вызвана тем, что он окрестил их родных и близких в то время, когда мужчины отсутствовали. Миссионер тем не менее вернулся в Тобольск невредимым и описал все ужасы своей поездки. Эти случаи показывают, что представители финно-угорских народов нередко выступали против перехода в православие, хотя со временем усилиями миссионеров удалось крестить значительное число финно-угров. Организационно миссионерский центр по обращению народов Урала в православие оформился в 1740 г. в Казани созданием спец. института – Новокрещенской конторы. В основе деятельности Конторы лежал указ императрицы Анны Иоанновны от 11.09.1740 г., декларировавший принцип добровольности крещения. Именно в 1740-е гг. согласились на крещение жители Чусовой и Бисертской вол. Но даже те, кого удалось крестить, длительное время оставались православными лишь формально, продолжая совершать привычные религиозные ритуалы. Необходимо отметить, что православные миссионеры не относили исповедовавших ислам хантов и манси к числу мусульман, считая, что они язычники, заимствовавшие у татар лишь внешние атрибуты веры. Т.о., оставшись без духовной поддержки со стороны татар и др. мусульман региона, под давлением церковных и светских властей ханты и манси со временем отошли от ислама, хотя достаточно долго сопротивлялись этому процессу. Вплоть до нач. ХХ в. в Ирбитском уезде Пермской губ. существовала д. Нижне-Иленские юрты с мечетью, населенная «вогуламимагометанами», т.е. манси-мусульманами. Потомками манси являлись табаринские, частично – верхотурские и туринские татары. Лит.: Главацкая Е.М. Православная колонизация и изменение религиозного ландшафта народов Урала в XVIII в. // Уральский исторический вестник; Покровский К. Из истории просвещения св. Крещением верхотурских инородцев // Пермские епархиальные ведомости. – 1868. Неофициальный отдел, с. 683–90; 702–09; Павловский В. Вогулы. – Казань,1907. Е.Г.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009