ПРАВОСУДИЕ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПРАВОСУДИЕ
форма государственной деятельности по рассмотрению судом уголовных и гражданских дел.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Правосудие
одно из совершенств Божьих, означающее истинную правоту самой Его природы, Его закона, Его действий, Его правления миром и Его отношения ко всему миру и населяющим его тварям.

Источник: Православная энциклопедия.

Правосудие
Наблюдающим за правосудием, наказывающим за проступки всюду в Священном Писании является Сам Иегова; поэтому правосудие отправлялось от Его имени. Искать правосудия называлось «просить суда у Бога» (Исх. 18:15); стоять перед судом, значило стоять перед Богом (Втор. 19:17); в качестве представителей Бога судьи назывались богами (Исх. 21:6; ибо суд — дело Божие (Втор. 1:17). Поэтому говорится в законе о праведном суде (Втор. 1:16 и далее; 17:11; 19:18; Срав. 2 Цар. 23:3; 2 Пар. 19:6 и дал. Священное Писание постоянно осуждает неправедных судей (1 Цар. 8:3; 3 Цар. 21: 8 и дал.; Ис. 1:23; 10:1; Мих. 3:11; 7:3).
Судопроизводство в древние времена было очень несложно. Глава дома являлся также судьей и суд его был короток (Быт. 38:24). Когда семейства разрослись и образовали племена, тогда старейшина или начальник племени стал отправлять правосудие. Во всей истории Израиля говорится о старейшинах как о судебной власти, а во времена царей — как о совещательном органе при царях, своего рода, народном представительстве (Руф. 4:2; 3 Цар. 8:1; 20:7; 4 Цар. 23:1; Иер. 29:1; Иез. 14:1 и дал.; 20:1 и дал.). В пустыне Моисей был сам судьею народа до тех пор, пока, по совету своего тестя Иофора, не учредил системы судопроизводства и не выбрал из всего Израиля способных людей, которых поставил начальниками народа, тысяченачальниками, стоначальниками, пятидесятиначальниками и десятиначальниками. Они и судили народ во всякое время; маловажные дела они решали самостоятельно, а о важных доносили Моисею, который относительно их часто испрашивал особого Божьего изволения (Исх. 18: 13 и дал.; Лев. 24:12). Эти судьи, по всей вероятности, были князьями, родоначальниками и начальниками племен, о которых мы читаем впоследствии (Чис. 27:2). После вступления в Ханаан, в городах и селениях были поставлены разные начальствующие лица, для совместной работы со священниками, также находившихся под властью Иеговы, Верховного Судьи Израиля (Втор. 16:18; 19:17; 21:1 и дал.). Местные суды состояли по Втор. 16:18 из судей и надзирателей; по Иосифу Флавию, они состояли из 7 членов. Кроме этого суда, на страже закона в каждом городе стоял совет старейшин, на обязанности которого лежало наказание виновных и искоренение зла (Втор. 19:12; 21:19; 22:15 и дал.; 25.7 и дал ). Без сомнения, вышеупомянутый суд и совет старейшин во многих случаях сотрудничали друг с другом, как, например, в Втор. 21:2 и дал. Этот местный суд в Мат. 5:21 называется судом; в некоторых случаях он мог выносить смертный приговор. Для более важных дел был установлен особый верховный суд, имевший свое местопребывание при святилище и состоявший из священников и мужей из народа (Втор. 17:8 и дал.; 19:16 и дал.). Во времена разделения и беспорядка, которые последовали после Иисуса Навина, выдвинулись те герои и военачальники, история которых рассказана в книге Судей. Вследствие того, что этим военачальникам, по всей вероятности, поручалось решение судебных дел, — они назывались также судьями. Так, написано, что Девора судила израильтян под пальмою (Суд. 4:6); Самуил из года в год ходил и обходил Вефиль, Галгал и Массифу и судил Израиля во всех этих местах (1 Цар. 7:16 и дал.). Само собою разумеется, что впоследствии судьями стали цари (1 Цар. 22:16; 2 Цар. 4:9 и дал.; 3Цар. 22:26 и дал.). Давид назначил при доме Господнем 6000 писцов и судей (1 Пар. 23:4; 26:29). Иосафат ввел регулярное судопроизводство; во всех укрепленных городах Иудеи поставил низших судей и, кроме того, учредил в Иерусалиме верховное судилище, состоявшее из священников и мужей из народа; всем судьям он дал строгое предписание (2 Пар. 19:5 и дал.). Дальнейшим развитием этого верховного судилища считается синедрион (Мат. 5:22). Расследование дел происходило у городских ворот, как на самом открытом месте (Втор. 21:19; 22:15; 25:7). У городских ворот или на других открытых местах утверждались также письменные договоры (Руф. 4:1, 11; Срав. Иер. 32:12). Суд никому не выносил обвинительного приговора, если обвинение не было подтверждено двумя, ни в чем «е расходящимися в показаниях, свидетелями (Чис. 35:30); в противном случае обвиняемый мог оправдаться клятвою (Исх. 22:11). Приговор приводился в исполнение немедленно, и, в некоторых случаях, первый камень должны были бросить свидетели (Втор. 17:5 и дал.; И. Нав. 7:25; 3Цар. 2:24,34). Применение пытки для вынуждения сознания встречается всего один раз, и то во время римлян (Деян. 22:24); также мы встречаем один раз поверенного, которого пригласили евреи для обвинения Павла перед Феликсом (Деян. 24:1). Что касается наказаний за преступления по закону Моисееву, то они почти сплошь построены на принципе: «око за око» (Исх. 21:23 и дал.; Лев. 23:17 и дал.; Втор. 19:16 и дал.). Это правило применялось также и к животным; см., например, «если вол забодал человека... (Исх. 21:28 и дал.). Застращивание применялось редко, хотя оно и не отсутствует, но зато очень ясно проводится в тех местах, где сказано, что лжесвидетель должен понести то наказание, которое следовало за ложно возводимое им на другого преступление, тогда «и прочие услышат и убоятся и не станут впредь делать такое зло среди тебя» (Втор. 19:19; срав. 17:13). Когда наказание имело целью месть, то оно должно было являться выражением необходимости уничтожения зла и восстановления справедливости, вкладывая, таким образом, в понятия святой гнев праведного Бога против греха. В наказаниях, установленных законом Моисеевым, мы не находим той суровости и жестокости, которые характеризуют законодательство средних и позднейших веков, даже в самой Европе. Так, например, число ударов точно было определено; признавалось человеческое достоинство подсудимого. Таких наказаний, как физическая пытка или лишение человека чести (доброго имени), закон Моисея не знает. Наказания, которые накладывал закон, были следующие: лишение жизни, телесные наказания и денежные штрафы. Самым обычным видом смертной казни было побивание камнями, причем свидетели первые должны были бросать камень (Втор. 17:5 и дал.; Срав. Деян. 7:58). Камнями побивали за такие преступления, как: идолослужение, богохульство, прелюбодеяние и проч. (Лев. 20:27; 24:10 и дал ; Втор. 22:21.24 и т.д.). По сведениям раввинов, побивание камнями производилось во всех тех случаях, когда по закону не был предписан род смертной казни. В Исх. 21:28 побивание камнями устанавливается, как смертная казнь для животных, именно, для вола, забодавшего на смерть человека. Второй род смертной казни — убиение мечем (Втор. 13:15; 2 Цар. 1:15; 4 Цар. 10:25; Иер. 26:23), но это не было отсечением головы, так как подобного рода казнь вошла в обычай в позднейшие времена при владычестве римлян (Мат. 14:10). За более тяжкие преступления наказывали сожжением (Лев. 20:14; 21:9); это понимают в том смысле, что осужденною сначала побивали камнями, а затем сжигали. Так совершили суд над Аханом (И. Нав. 7:15,25). Так же понимают и те случаи, в которых говорится о наказании через повешение (Чис. 25:4; Втор. 21:22; 2 Цар. 21:6). Из Есф. 9:7 и дал. видно, что сыновья Амана сначала были убиты, а затем повешены; срав. 2 Цар. 4:12. Тела повешенных не должны были ночевать на дереве (Втор. 21:23), ибо проклят перед Богом всякий повешенный на дереве. Иногда на казненного набрасывали груду камней (И. Нав. 7:25; 8:29; 2 Цар. 18:17). Не установленные законом, но заимствованные из разных стран мучительные способы смертной казни упоминаются нередко, например, сожжение заживо (2 Цар. 12:31; Дан. 3:20), колесование и разные другие мучительные способы лишения жизни (Евр. 11: 35), также сбрасывание с высоты (2 Пар. 25:12, Лук. 4:29), перепиливание (2 Цар. 12:31; Евр. 11:37), разрубливание беременных женщин (4 Цар. 8:12; 15:16), отдача на растерзание диким зверям (Дан. 6), утопление (Мат. 18:6), и распятие (Мат. 27:26). Самым обычным телесным наказанием было бичевание (Лев. 19:20). Бичем или палкою наносили до сорока ударов, но не больше ((Втор. 25: 3; 2 Кор. 11:24). В случае причинения какого-либо личного вреда, виновный по суду получал по принципу: око за око, зуб за зуб и т.д. (Исх. 21:23 и дал.; Втор. 19:19). Тюремное заключение, как таковое, не упоминается в законе Моисеевом, но в позднейшие времена оно не являлось уже редкостью (2 Пар. 16:10; Деян. 5:18); иногда заключенного сковывали цепями (2 Цар. 34) и забивали в колодки (деревянная колода с отверстиями для рук, ног или шеи преступника (Иер. 20:2; 29:26; Иов. 13:27; 33:11; Деян. 16:24). Мы находим в Библии телесные наказания, которые не были введены евреями, например, отсечение членов (Иез. 23:25), ослепление (4 Цар. 25:7; Иер. 52:11; срав. Суд. 16:21; 1 Цар. 11:2). Выселение из страны упоминается у Езд. 7:26. В известных случаях законом были установлены денежные штрафы в определенных суммах (Втор. 22:19, 29); самое большое взыскание равнялось 100 сиклям серебра; в иных случаях платили по соглашению (Исх. 21:22). О возмещении за вред, причиненный бодливым волом смотри Исх. 21:29 и дал.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
184.29 кб

Правосудие для крестьян: волостные и мировые суды в оценке крестьян и образованного общества (1870-1

Галкин Александр Георгиевич
В статье осуществлен анализ процесса формирования системы судебных учреждений, призванных обеспечить осуществление правосудия в пореформенной российской деревне, показаны основные проблемные моменты, трудности, возникавшие в данно
Читать PDF
242.45 кб

Сибирское правосудие в первой половине XIX века (на примере Томского губернского суда)

Гаврилова Анжелика Васильевна
В статье анализируется общее состояние сибирского судопроизводства 1-й пол. XIX века, исследуются проблемы, осложнявшие деятельность судебных учреждений, обращается внимание на кадровое состояние Томского губернского суда
Читать PDF
185.80 кб

Рецензия на монографию: воропанов В. А. Суд и правосудие в Российской империи во второй половине XVI

Миннеханова Р. Г.
Читать PDF
12.12 мб

Чрезвычайное правосудие Челябинской губернии в борьбе с дезертирством в 1919-1920 годах

Абрамовский Александр Андреевич
Статья посвящена вопросам чрезвычайного правосудия с таким преступлением, как дезертирство, в 1919-1920 гг. В борьбе с дезертирством был возрожден древний принцип наказания уголовного права, известный еще с ХI в.
Читать PDF
161.02 кб

Партизанское правосудие на оккупированной территории Беларуси

Шарков Анатолий Васильевич
Читать PDF
898.62 кб

Правосудие в комиксах

Зотов Д.
Читать PDF
2.28 мб

Правосудие и. . . голуби

Зотов Д.
Читать PDF
270.61 кб

Рецензия : Воропанов В. А. Суд и правосудие в провинции Российской империи во второй половине XVIII

Крестьянников Евгений Адольфович
Читать PDF
174.32 кб

Княжеское правосудие и православие в Древней Руси XI-XIII веков

Долгов Вадим Викторович
Статья посвящена исследованию представлений о правосудии и справедливости в Древней Руси XI-XIII веков.
Читать PDF
1.47 мб

Военное правосудие императора Николая i

Григорьев Олег Вячеславович
Статья посвящена исследованию проблемных вопросов функционирования военно-судебных органов в России в период правления императора Николая I.
Читать PDF
1.30 мб

Военное правосудие в России 1725-1812 гг

Григорьев Олег Вячеславович
Данная научная статья посвящена исследованию проблемных вопросов функционирования военно-судебных органов в период с 1725 г. (этот год стал последним годом правления Петра I) до Отечественной войны 1812 г.
Читать PDF
1.07 мб

Военное правосудие императора Александра II

Григорьев Олег Вячеславович
Статья посвящена исследованию проблемных вопросов реформирования и функционирования военно-судебной системы в России в период правления императора Александра II.
Читать PDF
262.32 кб

Справедливость и правосудие в зороастризме и их отражение в «Шахнаме» Фирдоуси

Ризо Бустони
«Шахнаме” относится к тем бессмертным произведениям в которых присутствуют множества образов и персонажей. Каждый созданный в “Шахнаме” образ имеет свои приёмы формирования и литературные средства.
Читать PDF
171.81 кб

2018.04.064. ФРЭНКС М.А. БЕССПОРНОЕ ПРАВОСУДИЕ: РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: КЭТШ Е., РАБИНОВИЧ-ЭЙНИ О. ЦИФРОВ

Красиков Д.В.
Читать PDF
246.63 кб

Российское правосудие и правосознание в спектре этноправовых традиций и толерантности

Толпыкин Виктор Егорович
В статье рассматриваются проблемы соотношения и взаимосвязи правосудия и правосознания, показана их роль в научном прогнозировании в контексте этноправовых традиций в условиях современного социума.

Похожие термины:

  • МИТРОПОЛИЧЬЕ ПРАВОСУДИЕ

    Правосудие митрополичье"), руководство для церковного суда. Составлено в 13 - начале 16 вв. Использованы Устав Ярослава Мудрого, Русская правда, Двинская уставная грамота 1397.
  • ПРАВОСУДИЕ, ПРАВОТА

    Пс 88:15) — одно из существенных свойств и совершенств бытия Божия, означающее беспредельную правду Его природы, Его действий, Его закона, мироправления и всех Его Божественных отношений к миру и тва
  • Правосудие в Советских ВС

    деятельность военных трибуналов по рассмотрению отнесенных к их ведению уголовных и гражданских дел н применению мер государственного принуждения к правонарушителям. Способствует воспитанию в
  • Меч правосудия

    двуручная шпага с усеченным под прямым углом концом клинка. Использовался для совершения казни.
  • ПОСТОЯННАЯ ПАЛАТА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОСУДИЯ

    в 1921 -1940 гг. в Гааге международный судебный орган при Лиге Наций для разрешения международных споров, переданных ему сторонами добровольно, а также согласно действующим договорам и конвенциям.