ПРАЗДНИКИ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Праздник
(лат. dies festus, fesia/feria — день, свободный от работы). В глубокой древности возникли П. в честь богов, в ходе которых приносились жертвы. Эти П. сопровождались пением и танцами, что должно было восстановить нарушенную гармонию между людьми и природой и устранить отчуждение людей от природы и общества. Известны торжества государств, культа (Feriae Latinae) и в честь богов (например, сатурналии, панафинеи), а также обществ, праздники, лишь формально связанные с богами (Олимпийские игры, Истмийские игры, крестьянские П. раннего периода в честь Диониса). Большинство П. происходило по определ. датам, некоторые назначались по мере надобности, о чем население извещалось заранее. П. часто сопровождались торжеств, процессиями (например, луперкалии) и театральными представлениями. Христиане в отличие от евреев праздновали не субботу, а воскресенье в память о воскресшем Спасителе (dies dominicus), с 321 воскресенье стало государств. П. Др. античный календарь П. подвергся впоследствии сильной христианизации. Античные ритуалы продолжили свое существование в церковных.

Источник: Словарь античности. 1989

ПРАЗДНИКИ
нерабочие дни, посвященные памяти какого либо знаменательного события в жизни религиозной, национальной или государственной. Церковные П. делятся по своей значимости и по роду богослужения на великие, средние и малые. К первым относятся: а) П. св. Пасхи, день Воскресения Христова; б) дванадесятые П. - числом двенадцать в году: Рождество Христово, Сретение, Крещение или Богоявление, Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Пятидесятница (Троица), Воздвижение честного и животворящего креста, Рождество Пресвятой Богородицы, Благовещение, Успение Пр. Богородицы; в) П. в честь особо чтимых святых: Рождество Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла; г) воскресные, седьмые дни недели. Средними считаются П. в честь прославленных икон Богородицы, в честь ангелов и некоторых святых; малыми в церковном смысле признаются П. престольные, храмовые, гражданские, национальные, полковые, орденские и т. п. У Казаков день Покрова Пресвятой Богородицы (1-е октября) почитается наравне с великими П-ками; в эмиграции установился обычай торжественно отмечать день возрождения казачьей независимости, одновременно с днем казачьей печати 10 декабря каж­дого года.

Источник: Казачий исторический словарь-справочник. 1966

ПРАЗДНИК
1. Дни, посвященные торжественному церковному прославлению самых важных событий или чествованию наиболее чтимых православных святых. Православные праздники по объекту прославления подразделяются на Господни, Богородичные и в честь святых, по торжественности – на великие, средние и малые, а по времени проведения – на неподвижные, приходящиеся на одни и те же числа, и подвижные, перемещающиеся по календарю в зависимости от дня Пасхи. Список великих праздников открывает Пасха. К ней примыкают двунадесятые праздники. К великим же церковь относит Обрезание Господне, Покров Богородицы, Рождество Иоанна Крестителя, Усекновение главы Иоанна Крестителя, День апостолов Петра и Павла. Весьма многочисленны православные праздники, посвященные святым. Особенно почитаются православной церковью святитель Николай Чудотворец, которому посвящены два праздника (Никола летний и Никола зимний), Илияпророк (Ильин день), великомученик Георгий Победоносец (Егорьев день) и др. Существует праздник «Всех святых, в земле Российской просиявших». Много праздников посвящено чудотворным иконам. Особо выделяются престольные праздники. Порядок проведения православных праздников похож по форме, но различен по содержанию: он сводится к проведению торжественного богослужения, в ходе которого прославляется отмечаемое событие или чествуемый персонаж, а через них воздается хвала Богу и прочим силам небесным. 2. Общее название икон, написанных на сюжеты Священной истории.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Праздники
евр. хагим. Праздники. А) Во-первых, евреи должны были соблюдать те праздники, которые подходили под понятие «суббота» (т.е. время покоя). Это были: а) еженедельная суббота, б) седьмое новомесячие или праздник труб, в) субботний год и г) юбилейный год. Б) Три великих годовых праздника были следующие: а) Пасха, б) Пятидесятница и в) Поставление Кущей или праздник сбора плодов. Во время этих трех праздников все мужчины должны были являться пред Богом, т.е. в передний двор скинии или храма, и с радостным сердцем принести что-либо в дар Господу (Исх. 23:14 и дал.; Втор. 16:16 и дал.); им давалось особенное обещание о Божией охране их имения во время их отсутствия (Исх. 34:23 и дал.). Во все дни священных собраний евреи должны были прекращать свои обычные работы (Исх. 12:16; Лов. 23:21 и дал.). Цель этих праздников заключалась не только в том, чтобы оживлять и сохранять сознание единства народа, но также поддерживать духовную жизнь в народе, давать возможность к более живому общению между отдельными коленами и, особенно, поддержать в народе чувство ожидания Мессии. В) Особенное значение имел Великий День Очищения, 10-го числа седьмого месяца (октября) (Лев. 16), который был днем поста, покаяния и молитвы. Г) После Вавилонского плена был установлен праздник Пурим (очищение) (Есф. 9) и праздник обновления (1 Макк. 4:59; Иоан. 10: 22). Относительно сущности и значения еврейских праздников, установленных законом, их связи друг с другом и последовательного порядка заметим: 1) что они могут быть разделены на 3 класса, именно: а) субботние, б) исторические (в воспоминание) и в) праздники очищения (или примирения с Богом); заметим также, 2) что семь — число Божественного совершенства и покоя — находится во вся-ком установленном законом празднике, каково бы ни было значение праздника. Это можно выразить следующим образом: каждый период времени (принятый евреями), который при вычислении является седьмым, есть праздник; например, всякий седьмой день, седьмой месяц, седьмой год — праздники. В седьмом месяце приходились: праздник труб, праздник очищения и праздник кущей. С этого месяца начинались субботний год и юбилейный год. Пятидесятница праздновалась по окончании семи недель, после начала жатвы; Пасха и Праздник Кущей праздновались в течение семи дней. Ежегодно происходило семь торжественных собраний (2 на Пасху, одно в Пятидесятницу, одно в Праздник Труб, одно в Праздник Очищения и два в Праздник Кущей). Следовательно число семь являлось главной основой для установления еврейских праздников.

Источник: Библейский энциклопедический словарь. 1868

ПРАЗДНИКИ
Лев 23:2 и др.). В Ветхозаветной Церкви праздничные дни были указаны и узаконены самим Богом. Важнейшие из них следующие: Суббота — по выражению раввинов, царица праздников. установлено праздновать субботу потому, что Бог в шесть дней сотворил мир, а в седьмой почил от дел творения. Пасха и праздник опресноков, установленный в память избавления Евреев от плена и рабства Египетского. Пятидесятница, называемая праздником седмиц и праздником жатвы, в 50-й день по Пасхе, установлена в память Синайского законодательства для принесения благодарения Богу за новые плоды земные. Праздник Труб, служивший началом нового Еврейского года, начинавшегося в первый день осеннего месяца тисри. День Очищения — десятый день месяца тисри, праздник, в который первосвященник однажды в год входил в Святое Святых с кровью жертвенного животного и кропил над очистилищем для очищения грехов народа. Праздник Кущей — в 15-й день седьмого месяца, в воспоминание странствования Евреев в пустыне, когда они, останавливаясь, жили в палатках. Новомесячие. Начало каждого нового месяца возвещалось звуком труб и освящалось жертвоприношениями, что показывало Евреям, что Бог есть начало всего и что все к Нему должно возвращаться. Особенными празднествами для Евреев были: субботний год и и) юбилей. Каждый седьмой год по закону Моисееву должен был считаться священным (Исх 23:10-12). В этот год прекращалось земледелие, прощались долги должникам, всенародно читался закон, самородные плоды делались общим достоянием для всех по всей земле. Еще более торжественным и радостным празднеством для Евреев был год юбилейный, или пятидесятый (Лев 25:8-13). Кроме того что предписывалось соблюдать относительно субботнего года, в юбилейный год объявлялась свобода на земле всем ее жителям, возвращались наследственные земли потерявшим их владельцам и проч. Впоследствии к этим великим праздникам присоединены были еще следующие: Праздник Пурим, в 14-й и 15-й день адара, установленный в память избавления евреев от гибели, уготованной им Аманом (Есф 9). Праздник Дровоношения, т.е. доставления дров для храма, установленный Неемиею (Неем 10:34, 13:31). Праздник Обновления храма, установленный Иудою Маккавеем (1Мак 4:59, Ин 10:22). Праздник, установленный в память победы, одержанной Иудою над Никанором (1Мак 7:49) и праздник, установленный в память взятия и очищения Иерусалимской крепости первосвященником Симоном Маккавеем (1Мак 13:52). Новозаветная Церковь издревле также имеет свои праздники. Главнейшие из них по своему началу восходят к самым временам апостольским, другие получили начало и образование свое в последующие времена. Первый и древнейший праздник Церкви Христианской есть день воскресный, установленный в воспоминание воскресения Христова. Следы празднования его мы находим в самом Свящ. Писании. В книге Деяний Апостольских упоминается о собрании учеников, т.е. Христиан, во едину от суббот, т.е. в первый день недели или в воскресный, для преломления хлеба, т.е. для совершения Таинства Причащения (Деян 20:7). У апостола и евангелиста Иоанна в Откровении также упоминается день недельный или воскресный (От 1:10). Но как в Ветхозаветной Церкви под именем субботы разумелись и другие дни, установленные для празднования, как например Праздник Пасхи, так и в Христианской Церкви должно наблюдать, кроме воскресного дня, и другие во славу Божию, в честь Пресв. Богородицы и прочих святых, установленные праздники. Важнейшие из этих праздников суть следующие: Пасха — праздник Воскресения Христова, праздник праздников и торжество из торжеств, предначатие вечного блаженства, особенно торжественно отправляющийся во славу страданий и воскресения Господа. Затем важнейшие двунадесятые праздники Господские и Богородичные суть следующие: День Рождества Пресвятые Богородицы. День Ее введения во храм, для посвящения Ее Богу. День Благовещения, т.е. Ангельского возвещения Пресвятой Деве о воплощении Сына Божия от Нее. День Рождества Христова. День крещения Господня и купно Богоявления Пресвятые Троицы. День сретения Господа во храме Симеоном. День преображения Господня. День входа Господня в Иерусалим. День вознесения Господня на небо. Праздник Пятидесятницы, в память сошествия Св. Духа и купно во славу Пресвятые Троицы. День воздвижения Креста Господня, обретенного царицею Еленою. День Успения Пресв. Богородицы. За двунадесятыми праздниками следуют некоторые другие праздники во славу Господа и в честь Божией Матери и потом праздники в честь Святых Божиих. К последним принадлежат праздники — в честь Ангелов, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, ап. Петра и Павла и других апостолов, св. пророков, великих святителей, мучеников, преподобных и других святых.

Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990

ПРАЗДНИКИ (Хагим, моадим)
Праздничные дни называются на иврите "хагим", или "моадим". Первоначальным значением слова "моэд" (ед. ч. от "моадим") было место или время встречи; позднее стало употребляться в смысле "собрание" и, наконец, — праздничное народное собрание. Иногда слово "моэд" употребляют для всех П. Израиля, но чаще обозначают этим словом все П., кроме Субботы и начала месяца. Второе слово, "хаг" (ед. ч. от "хагим"), означало, по-видимому, в далеком прошлом "кружение", или "групповой танец", но позже - "празднество", "праздник". Праздничные дни отличались от будней, во-первых, отдыхом от работы, во-вторых, жертвоприношениями, особыми для каждого П., в-третьих, особыми благословениями и молитвами. Все П., с первого дня Нового года и до последнего дня года, сопровождаются чтением соответствующих глав Торы*. Вот перечень всех праздников, упомянутых в Библии. 1) Суббота: "Шесть дней будешь совершать работу, а седьмой день — Суббота покоя, собрание священное; никакой работы не делайте; это суббота Господня во всех селениях ваших" (Лев. XXIII, 3). 2) Рош ходеш (новолуние), который, согласно Торе, во многих местах причисляется к П.: "И в день веселья вашего, и в П. ваши, и в новолуния ваши тоже трубите в трубы..." (Чис.Х, 10). 3) Праздник Песах: "В первый месяц, в четырнадцатый день месяца, в сумерки — песах Господу. И в пятнадцатый день сего месяца — П. опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки. В день первый да будет у вас священное собрание. Никакой работы не совершайте..." (Лев. XXIII, 5-7). 4) Праздник Шавуот: "Семь недель отсчитай себе; от занесения серпа на жатву начинай считать семь недель. И устрой празднество Шавуот Господу, Богу твоему..." (Втор. XVI, 9— )0). Мудрецы Талмуда произвели расчет и пришли к выводу, что в этот день дана была Израилю Тора. 5) Начало года (Рош hа-Шана): "...в седьмой месяц, в первый день месяца, будет у вас отдых, напоминание о трубном звуке, священное собрание. Никакой работы не делайте и приносите огнепалимую жертву Господу" (Лев. XXIII, 24-25). .) Йом Кипур (Судный День): "А в десятый день седьмого месяца сего — День Искупления, священное собрание да будет у вас; и смиряйте себя [постом] и приносите огнепалимую жертву Господу. И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это День Искупления, чтобы искупить вас пред Господом, Богом вашим" (Лев. XXIII, 27-28). 7) П. Суккот: "...в пятнадцатый день седьмого месяца сего — П. кущей, семь дней Господу. В первый день — священное собрание: никакой работы не делайте. Семь дней приносите огнепалимую жертву Господу, в день восьмой - священное собрание да будет у вас" (Лев. XXIII, 34-3.). И в книге Второзаконие (XVI, 13—15) читаем: "П. кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь ты с гумна своего и из давильни своей". В книге Левит об этом празднике говорится: "И возьмите себе в первый день плод дерева гадар, ветви пальмовые и отростки древа густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Богом вашим, семь дней..." (XXIII,4zO И далее: "Все коренные жители в Израиле должны жить в кущах. Дабы знали поколения ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской" (там же, 42-43). А о трех праздниках — Песах, Шавуот и Суккот - сказано (Втор. XVI, 1.-17) : "Три раза в году пусть явится всякий мужчина пред лицом Господа, Бога Твоего, в месте, которое Он изберет: в праздник опресноков [Песах], и в праздник седмиц [Шавуот], и в праздник кущей [Суккот]". Из сказанного выше очевидно, что П. имели два назначения: 1) они были связаны с определенным сельскохозяйственным сезоном года: весна, конец периода дождей — Песах; время сбора первинок — Шавуот; уборка урожая, начало периода дождей — Суккот; 2) служили памятью об историческом прошлом народа; это назначение особенно подчеркивается в Песах - П. в память об Исходе из Египта; П. Суккот - тоже память об Исходе, а Шавуот, хотя и не упомянут в Торе как день вручения Торы, связывается в Мишне* и в народной традиции с этим событием. Три атрибута освящают П.: торжественность, удовольствие и веселье. В чем проявляется торжественность? - В праздничной одежде: "Да не будет праздничное одеяние твое подобно будничному". В чем выражается удовольствие? - Устраивают две трапезы: одну вечером, другую днем, и зажигают свечи - украсить праздник огнями. Праздничное веселье — это мицва*, предписанная Торой. Когда существовал Храм, радость заключалась в трапезе, во время которой ели мясо принесенных в жертву животных. И писал Рамбам*, что "радость должны ощущать и глава семьи, и все домочадцы, — каждый возрадуется по-своему. Детям следует давать орехи и сладости, женщинам - купить наряды и украшения, по возможностям главы семьи, а мужчинам следует есть мясо и пить вино". П. другого характера связаны с периодами луны и подразделением времени на недели. К таким П. относятся субботы, новолуния (начало месяца) и Рош hа-Шана (начало Нового года). Судный День целиком посвящен самоанализу и отчету в своих поступках и поведении перед Всевышним. Кроме П., упомянутых в Священном Писании, добавились со временем новые памятные дни в честь особо важных событий в истории народа. Таковы Ханука*, Пурим* и День Независимости, а также Девятое Ава* и другие дни веселья и траура, установленные позднее.

Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF
204.04 кб

Государственные праздники в Советском Союзе:зарубежный опыт исследования

Шаповалов Сергей Николаевич
В статье анализируется зарубежный опыт изучения советских государственных праздников, влияние государственных праздников на развитие советской культуры, особенности организации и проведения официальных праздников, значение праздни
Читать PDF
291.54 кб

Городские праздники в западной Сибири в середине XIX начале XX века

Гончаров Ю. М.
The author reflected the history of urban celebrations and holidays in Western Siberia in the second half of the XIX-th beginning of the XX-th.
Читать PDF
225.55 кб

Российские государственные праздники в период между Февральской и Октябрьской революциями

Шаповалов Сергей Николаевич
В статье рассматриваются особенности появления новых государственных праздников после Февральской и Октябрьской революций, опыт их организации и проведения.
Читать PDF
197.98 кб

Традиционные праздники мордовских переселенцев Сибири

Щанкина Любовь Николаевна
Праздники занимают существенное место в жизнедеятельности мордовского народа.
Читать PDF
251.28 кб

Праздники древонасаждений на Южном Урале рубежа XIX-ХХ веков

Сулимов В. С.
Статья по вопросам, связанным с организацией праздников древонасаждений в школах на Южном Урале. В данных мероприятиях активное участие приняли учащиеся школ.
Читать PDF
306.71 кб

Русские праздники как датирующие элементы в летописях (по материалам новгородских летописей)

Иванова Наталья Петровна
Приведен анализ использования в летописях русских праздников как датирующих элементов. Летописи дают пример практического применения месяцеслова, который на протяжении XI-XX вв. активно пополнялся русскими святыми и праздниками.
Читать PDF
290.97 кб

Праздники в Барнауле в конце XIX начале XX в

Скубневский Валерий Анатольевич, Шилин Сергей Александрович
Авторы анализируют историю городских празднований и досуга в городе Барнауле в конце XIX начале XX в.
Читать PDF
179.83 кб

Советские праздники Сургута: история формирования «Красного календаря»

Литвинчук Мария Сергеевна
Изменения, происходившие в нашей стране в 1920-1930-е гг., затронули все сферы жизни общества, в том числе и сферу праздничной культуры.
Читать PDF
96.45 кб

Церковно-народный месяцеслов: посвящения и праздники кенозерских часовен

Мелютина Марина Николаевна
Анализ 48 посвящений часовен, включенных в состав церковных приходов Кенозерья (Олонецкая епархия) на рубеже XIX-XX веков, позволил ввести в научный оборот понятие «часовенный календарь Кенозерья».

Похожие термины:

  • ДОЛИНА КУЛУ, ЗАМОК В НАГГАРА И ПРАЗДНИКИ

    Об индийской долине Кулу, как пишет индолог Л. Шапошникова, мы знаем много и в то же время очень мало, так как реальные события прошлого тесно переплелись с вымыслом и легендами. И отделить их друг о
  • ДВУНАДЕСЯТЫЕ ПРАЗДНИКИ

    12 наиболее значительных праздников православной церкви. К ни относятся: рождество Христово, крещение господне, сретение, благовещение, вход господень в Иерусалим, вознесение, троица, преображение
  • МОНАРХИЧЕСКИЕ ПРАЗДНИКИ

    памятные дни русского право-монархического движения. Монархисты, будучи православными христианами и верноподданными, разумеется, отмечали все православные праздники и памятные даты истории Гос
  • Нацистские праздники

    Для замены традиционных религиозных праздников и пропаганды национал- социалистических идей в Третьем рейхе были введены собственные праздничные дни: 30 января. День взятия власти. Отмечался в че
  • ПРАЗДНИКИ МЕСТНЫЕ

    торжества, связанные с ист., культурными и др. событиями. Начиная с 1960 в Пенз. и области регулярно проводятся массовые мероприятия, посвященные различным событиям и юбилеям: праздники Серпа и Молот
  • Праздники национальные

    (National, or Public Holidays). В США формально нет обшенац. праздников, т. к. каждый штат принимает на этот счет собств. законодательство, а през. и Конгресс могут назначить выходной день только для федерал. служ
  • ПРЕСТОЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ

    праздники православной церкви, посвященные различным персонажам или событиям святой истории, в честь которых построен данный храм или его придел. Отсюда другое название — храмовые праздники. На
  • Великие праздники

    Общее название нескольких церковных праздников. К ним относятся Обрезание Господне, память свт. Василия Великого, Рождество Иоанна Предтечи, память св. ап. Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна П
  • ПРАЗДНИКИ ВИЗАНТИЙСКИЕ

    занимали большое место в жизни страны. Древнейшими были общенародные языческие праздники: календы, брумалии, русалии, майюма. Календы пышно отмечались в ночь на 1 января: улицы и двери домов украша
  • ЛЕРМОНТОВСКИЕ ПРАЗДНИКИ ПОЭЗИИ

    дни торжеств, посв. памяти М. Ю. Лермонтова, с участием деятелей лит-ры и иск-ва. 24.10.1971 в Тарханах прошел первый Л. Пенз. Пенз., к-рый стал традиционным, проводится ежегодно в первое воскресенье июля и
  • Праздники и празднования в честь памяти святых

    ежедневно в течение всего года Церковь поминает того или иного святого. Причем большинство дней в году посвящено воспоминанию не одного, а множества святых. По степени торжественности эти даты ра
  • Праздник Христа Царя

    Праздник Христа Царя — праздник ежегодно отмечаемый католической и некоторыми протестантскими церквями. Празднование Отмечается в последнее воскресенье ноября и знаменует собой конец литургич
  • Годовой праздник части

    праздник, установленный приказом министра обороны СССР, в ознаменование одной из знаменательных дат в истории части (корабля) —дия сформирования части (вступления корабля в строй и подъема Военн
  • Праздник части

    (корабля), см. Годовой праздник части (корабля).
  • Праздник кущей

    см. праздник кущей.
  • начатков жатвы пшеницы праздник

    Исх 34.22)-см. Пятидесятница.
  • Праздник опресноков

    См. «Пасха».
  • жатвы первых плодов, праздник

    Исх 23.16)-см. Пятидесятница.
  • ГАМБАХСКИЙ ПРАЗДНИК

    Hambacher Fest) - политич. демонстрация 27 мая 1832 в д. Тамбах (Хамбах) в баварском округе Пфальца, близ Нейштадта, подготовленная герм. республиканцами (Виртом, Зибенпфейфером и др.). На Г. п. собралось ок. 30 ты
  • праздник собирания плодов в конце года

    Исх 23.16; 34.22)-см. праздник кущей.