ПРЕБЫВАНИЕ МАЗАРИСА В ПОДЗЕМНОМ ЦАРСТВЕ
«ПРЕБЫВАНИЕ МАЗАРИСА В ПОДЗЕМНОМ ЦАРСТВЕ»
варианты: «Путешествие Мазариса в ад», «Мазарис», первая пол. XV в.) – анонимное сатирическое произведение, написанное в форме диалога. Повествование в нем ведется от лица Мазариса. Его считали не только героем сатиры, но и ее автором, подражавшим Мениппу и «Путешествию в подземное царство» Лукиана. В первой части, действие которой происходит в 1414 – 4416 годах, рассказывается о 80 встречах ритора и секретаря местного «владыки» (деспота Мореи Феодора Палеолога) Мазариса, заснувшего во время болезни и погребенного своими близкими, с душами умерших – императорскими секретарями Голоболом (историческое лицо – Мануил Голобол) и Пандиатом, придворным врачом Пенагоменом, музыкантом, счетоводом и другими константинопольскими чиновниками. Они расспрашивают Мазариса о придворной жизни и о судьбе своих близких, вспоминают, как попали в загробное царство. Все персонажи охарактеризованы как интриганы, воры, развратники, пьяницы, казнокрады. В их внешнем облике выделены те черты, которые помогают Мазарису узнать то или иное лицо («кривоногий» император Роман Диоген; Гололоб с «большим, изогнутым, как у ястреба, носом, с остриженной головой и с окладистой бородой» и др.). Исключение составляет лишь император Мануил II, в описании которого автор не скупится на пышные эпитеты и сравнения: «Геракл нынешнего времени», «благодетель, вождь и хранитель, неусыпный страж ромеев». Во второй части сатиры главным действующим лицом становится Голобол, который посещает Мазариса во сне и советует ему переселиться из Мореи, обнищавшей и притесняемой деспотом, в Спарту. Он просит написать письмо о событиях на родине и отправить его с одним из жителей Пелопоннеса, находящимся на пороге смерти. Три письма Голоболу (о национальном составе жителей Мореи, о политическом и экономическом положении Пелопоннеса, о моральном упадке высших слоев общества, о приезде Мануила II и строительстве оборонительных сооружений для защиты от турок, о восстании местных феодалов против центральной власти и о других событиях) составляют содержание последней части, которая завершается короткой перепиской Мануила Голобола со своим другом, пелопоннесским врачом Никифором Палеологом. Он советует другу перебраться из страны «глупости» в страну смерти, но Никифор предпочитает ждать своего последнего часа, каким бы ужасным он ни был.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012