ПРЕДЕЛ

Найдено 1 определение
«ПРЕДЕЛ»
молодежный театр, г. Скопин Рязанской обл. Создан в 1988 г. Владимиром Фердинандовичем Делем (род. в 1955 г.), который так определил смысл названия коллектива: «Предел — очень емкое понятие… это родина, участь, судьба, напряжение сил в достижении цели». В. Дель окончил Тамбовский филиал Московского института культуры. Семь лет работал актером в Липецком народном и областном профессиональном драматическом театре. На родину, в Скопин, вернулся по приглашению управления культуры. Длительное время ядро коллектива составляла семья: Владимир Дель — режиссер и актер, жена Ирина Дель — художник по костюмам, актриса, а также организатор «Театра мод» — спутника «Предела», Илья Дель, их сын, вышедший на сцену в четыре года (в 2002 г. Илья поступил на режиссерско-актерский факультет РАТИ, затем, в 2004 г., перевелся в Санкт-Петербургскую театральную академию (курс Г. Дитятковского). По мере надобности к спектаклям привлекались ближайшие родственники. В частности, «Чудную бабу» Н. Садур играли две сестры, Ирина Дель и Людмила Зыкина. Сочинение отечественного драматурга-абсурдиста было сыграно остро, на грани реального и инфернального, фарса и триллера. Известность театр приобрел в середине 90-х гг. завершившегося столетия. Шесть лет семья Делей триумфально выступала на многих российских театральных (любительских и профессиональных) форумах со спектаклем «Моцарт и Сальери» по А. Пушкину (премьера 1994 г.). Сальери играл В. Дель, Моцарта — 8–13-летний Илья. Ирина Дель оформила спектакль, вела его, какое-то время выходила на сцену в роли скрипача-бродяги. В течение всего этого времени спектакль изменялся в деталях, смысловых нюансах, но неизменно поражал оригинальной трактовкой классического текста. Немалое значение имело возрастное соотношение исполнителей, их кровная (отец и сын) связь. И то и другое накладывало особую печать на развитие «маленькой трагедии». «Спектакль Деля — случай чуда. И все привычные “как можно” и “как нельзя” — вдребезги. Остолбеняющий примитив: Моцарт — дитя, Сальери — зек. Один никогда не будет «дядей», другой никогда не выйдет из клетки. Общее: НИКОГДА. Отец (с сыном), един в двух лицах, про то и играет, что жизнь проходит. Дар проходит. На нервах играет, своих и зрительских» (3, 24). Последовавшие постановки «Пастух и пастушка» по В. Астафьеву (1995) и в особенности «Девушка Снегурочка» по А. Островскому (1997) подтвердили, что успех «Моцарта и Сальери» — не эпизод, не исключение, не результат счастливо сложившихся обстоятельств. «Девушка Снегурочка», писал рецензент, — «спектакль ошеломляюще яркий… Для юных актеров “Предела” этот мир любви,эта фольклорная стихия оказались естественными и долгожданными. А их профессиональная подготовка, их богатый духовный мир и в особенности режиссерская состоятельность Деля дали возможность родиться на сцене действительно искреннему, эмоциональному (даже эротическому) спектаклю, художественно-музыкальному до такой степени, что иногда казалось: и без текста все было бы понятно» (1). Неожиданным и в то же время закономерным для этого спектакля был его финал. Снегурочку, освещенную лучами восходящего солнца, закрывал огромный венок, опускавшийся из сценического «поднебесья». Минута… и из переплетения стеблей появлялась стройная ясноглазая девушка в ладно сидящих джинсах с венком на голове. Дель постоянно экспериментирует — трансформирует классические тексты, сочиняет спектакли на основе детского фольклора, реальных событий из жизни скопинской молодежи. Он пытается выразить состояние души, психические, субкультурные процессы, комплексы юношеского возраста, вызвать, вызволить и соответственно организовать художественно-игровую энергию мальчишек и девчонок, юношей и девушек, которые приходят в его театр. Одни — на сцену, другие — в зрительный зал. Так пушкинский «Пир во время чумы» превращался в бунт подростков против идеологов и хранителей истеблишмента. Кульминационная сцена спектакля: дети забрасывали «омоновцев» и Проповедника, вынужденного прятаться за щитами стражей порядка, пустыми жестяными банками из-под популярных напитков. Публицистическая подоплека постановки была очевидна. Государство и Пастыри (речь не только о священнослужителях, но и других проповедниках духовных начал) потеряли власть над душами детей. А они — одинокие, озлобленные, озверевшие — готовы зубами вцепиться и в дубинку полицейского, и в руку, протянутую с желанием помочь. Другой спектакль, «Диаволовъ водевиль», по мотивам «Преступления и наказания» Достоевского, получивший Гран-при в 2001 г. на фестивале «Рождественский парад» (Санкт-Петербург), театральный критик, член жюри Е. Горфункель оценила так: «Самый серьезный и сильный спектакль фестиваля оказался и самым современным, потому что «убивец» — это тинейджер, автомат, персонаж какогото электронного сюжета, «искусственный разум», желающий стать «настоящим мальчиком»». Спектакли театра «Предел» редко вызывают единодушное восприятие. Часто аудитория делится на безоговорочно принимающих опыты Деля и столь же категорически отрицающих. Особенно ожесточенные споры вызвала постановка 2003 г. «Я ябет юлбюл» (перевернутое «Я тебя люблю»), созданная на основе книги Веры Павловой «Интимный дневник отличницы», девичьих альбомов, рукописных журналов, школьного фольклора. Спор в основном шел о том, что можно и что нельзя выносить на сцену. Одних возмущало то, с «каким цинизмом вскрывались в спектакле интимные проблемы подростков». Другие восхищались смелостью, с которой Дель и его актеры говорили о вещах, которые принято замалчивать. Между тем проблема «спорных» постановок Деля заключена не только в содержании, не только в различном понимании нравственного и безнравственного в искусстве. Полемически заостряя тему, Дель не всегда последователен в переводе литературного, печатного, устного материала в сценический«текст», обладающий своим языком, способом и условиями трансляции. (Коллективное, синхронное, публичное «чтение»-восприятие возрастно и культурно разнородной зрительской массой.) Возникающая при этом напряженная ситуация оценивается исключительно как конфликт между теми, кто понимает, и теми, кто не понимает актуального искусства, что не совсем верно. Дель, безусловно, талантливый и профессионально оснащенный режиссер. Но тем не менее он иногда сознательно, а иногда и вынужденно нарушает «правила игры», не в силах до конца преодолеть разрыв между острой, энергичной режиссерской мыслью, мощным волевым посылом и неопытностью юных актеров, не всегда способных адекватно воплотить замысел постановщика. В «спорных» спектаклях «Предела» есть и доля сознательной полемической подачи материала, то самое «нате!», что, естественно, импонирует подростковой, молодежной аудитории, поддерживает имидж театра-бунтаря. Невзирая на критику, на попытки одернуть слишком независимого режиссера, поставить его на место, Дель идет своим путем. Он признан и любим в городе, желанный гость на фестивалях. Фестивальные выступления, как правило, начинаются на «Губернских подмостках» — рязанском областном театральном празднике. В новом столетии «Предел» вышел за пределы России — сотрудничает с Робертом Дантонелем, французским актером, директором международного фестиваля «Арт-сцена». В 2006 г. театр получил собственное помещение. Ему отдано и переоборудовано целое крыло ДК, выстроенного в сталинские времена «классической» архитектуры. Ранее коллектив ютился в коридоре, отгороженном мешковиной. Сейчас это настоящий театр, с удобной гримерной, просторной костюмерной, уютной гостиной, зрительным залом на 100 мест. Сцены в привычном виде нет. Сценическое пространство начинается от первого ряда амфитеатра, что соответствует духу спектаклей. На собственной сцене театр осуществил новые постановки: «Кроткую» Ф. Достоевского и «Прекрасное далеко» Д. Привалова. (А. Ш.) Лит.: 1. Крапивина Н. Девушка Снегурочка // Рязанские ведомости. 1997. 19 июня; 2. Цекиновский Б. Пушкин в российской глубинке // Театральная жизнь. 1997. № 8; 3. Левинская Е. Бешеной собаке семь верст не крюк // Театральная жизнь. 1998. № 11– 12; 4. Театральные каникулы: Проблемы развития детского и юношеского театра: Сб. статей и материалов. М., 2004; 5. Новикова В. ЗаПРЕДЕЛьное // Театральная жизнь. 2005. № 3.

Источник: Любительское художественное творчество в России ХХ века. 2010

Найдено схем по теме — 16

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Журнал «Русин»: двенадцать лет - не предел

Плишкова Анна, Суляк Сергей Георгиевич
В статье рассматривается история создания, становления и развития научного журнала по истории русинов. Международный исторический журнал «Русин» был основан в 2005 г.
Читать PDF
198.63 кб

«Граница» и «Предел» как два способа ограничения

Боровкова О. В.
Усилившееся внимание к проблемам уникального, специфического, с одной стороны, и проблемам «иного» с другой, наличие так называемого «антропологического поворота» приводят к необходимости конкретизации и разведения ключевых поняти
Читать PDF
160.35 кб

Сингулярность как предел инновационного общества

Струк Елена Николаевна
В статье рассматриваются характерные черты инновационного общества и пределы его развития. С точки зрения циклического подхода дана классификация пределов человеческой цивилизации.
Читать PDF
0.00 байт

«Связь» и «Предел» как структурные основания стиля А. Платонова (на материале дневниковой, публицист

Белоусова Елена Германовна
В статье раскрывается специфическая природа стиля А. Платонова, соответствующая типу его художественного сознания, и работа авторского слова как наиболее тонкого и точного инструмента стиля писателя.
Читать PDF
0.00 байт

Предел в математике и идеал в литературе

Мулянова Л.П., Смоланова Л.В.
Читать PDF
125.52 кб

Эйдос тела как предел формирования реальности восприятия человека

Пугачева Л. Г.
Читать PDF
335.84 кб

«. . . глубь бездны и высший предел света» (С. Н. Булгаков)

Голубева Л.
Читать PDF
449.32 кб

Оптика видения в романе «Последний предел» Даниэля Кельмана

Чугунов Дмитрий Александрович
Рассматривается вопрос текстовой доминанты применительно к«Последнему пределу» одному из известнейших романов современногонемецкого писателя Д. Кельмана.
Читать PDF
100.51 кб

"предел" современной политики административного реформирования в России

Жильцова Ольга Николаевна
В статье рассматриваются теоретические и практические предпосылки для корректировки современной стратегии и тактики реформирования системы политического и административного управления в России.
Читать PDF
508.51 кб

Идеологическая граница как предел идеологического пространства: сущность, специфика и технологии защ

Комлева Наталья Александровна
Статья посвящена проблеме информационно-психологической войны как основного вида геополитической экспансии в условиях Постмодерна.
Читать PDF
980.41 кб

Социальная политика по-европейски: лимит иждивенчеству и/или предел совершенству? Рецензия на книгу:

Барандова Татьяна Леонидовна
Читать PDF
297.61 кб

Признание истинности: в чем его предел?

Андрюшенко Михаил Трофимович, Александрова Ольга Степановна
Читать PDF
88.20 кб

Другой как граница и как опыт-предел в формировании социокультурной идентичности

Рахманова Лидия Яковлевна
Данная статья посвящена проблеме изучения внутренней структуры социокультурной идентичности. Автор выделяет четыре основных измерения идентичности в рамках предлагаемого подхода.
Читать PDF
780.54 кб

Единство социально-биологической эволюции и предел ее ускорения

Панов Александр Дмитриевич
Представленная в статье логарифмическая формула ускорения эволюционных процессов была впервые доложена автором в 2003 году на семинаре в Государственном астрономическом институте им. М. В.
Читать PDF
300.78 кб

Исторический предел военного способа осуществления государственной политики: социально-философский а

Барышников Сергей Геннадьевич
В статье с социально-философских позиций обосновывается наступление исторического предела военного способа осуществления государственной политики, который предопределяет историческую необходимость исключения ракетно-ядерного военн

Похожие термины:

  • Разгром венгерских и польских феодалов, вторгшихся в пределы Юго-Западной Руси

    Тяжелое положение Руси решили использовать в своих интересах также венгерские и польские феодалы. Монгольское нашествие вызвало политическое ослабление Галицкой земли. Вновь усилилась землевла
  • пределы Иудейские

    Мф 19.1; Мк 10.1)-см. Иаир,а.
  • МАГДАЛА, МАГДАЛИНСКИЕ ПРЕДЕЛЫ

    башня; Мф 15:39) — город колена Иссахарова, лежавший на з. берегу Тивериадского озера на с. от Тивериады недалеко от Капернаума. Из этого города происходила Мария Магдалина. В Евангелии Марка этот гор
  • Магдалинские пределы

    Мф 15.39)-окрестность Магдалы (ныне деревушка Мдждал) в уделе Неффалимовом на западном берегу Геннисаретского озера (в Нав 19.38 этот город назван Мигдал-Ел, а в Мк 8.10-Далмануфа).
  • Полет на предельно малой высоте

    полет самолета (вертолета) па высоте менее 200 м над рельефом местности или водной поверхностью. Применяется для скрытного выхода одиночных (групп) самолетов (вертолетов) на цель и снижения потерь о