ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ
это объект изучения, которым может быть соц., политич., эконом., демографическая и др. история. Выделение П. И. связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, придерживающиеся материалистических взглядов, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном итоге, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход дает приоритет экономике при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в реализации его естественных прав, дарованных природой (см. приложения № 1, 2, 3). Систематизация исторических трудов по предмету изучения позволяет объединить разные теории исторического процесса в три: религиозно-историческую, всемирно-историческую, локальноисторическую.

Источник: Краткий терминологический словарь по курсу Отечественная история. 2005

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ
1) происхождение, развитие и свойства людских союзов (2); 2) человеческая деятельность как естественноисторический, поступательно-прогрессивный, внутренне обусловленный и закономерный процесс во всем его многообразии, пространственной и временной конкретности (3); 3) сознание людей (1). Историческая наука как социальный институт выполняет функции: 1) производства, хранения и распространения научных исторических знаний; 2) регламентации научно-исследовательской деятельности посредством формальных и неформальных ограничений; 3) подготовки научно-исследовательских кадров. Историческая наука представляет собой систему различных научных отраслей и дисциплин: а) отрасли, изучающие непосредственно историческую реальность; б) историография - научная дисциплина, предметом которой является история исторической науки; в) источниковедение, изучающее возможности и способы использования исторических источников в исторических исследованиях; 4) методология истории, предмет которой - процесс исторического исследования. В широком смысле слова П. и. как науки включает конкретно-исторические, историконаучные, источниковедческие и методологические аспекты. В узком смысле предметом истории являются различные выделяемые историками фрагменты или ракурсы исторической реальности. В классической исторической науке историческая реальность - это объективная историческая действительность, в неклассической науке - трансцендентальное историческое прошлое, оставившее информационные «следы» и ставшее доступным, благодаря этим «следам-посредникам». П. и. историчен: его содержание обусловлено культурным, эпистемологическим и методологическим контекстами, изменение которых сопровождалось трансформацией (или коренной ломкой) представлений о предмете истории. В классической исторической науке, сложившейся в XIX в., в русле позитивистской эпистемологической традиции, пред метом истории выступает целостная надындивидуальная, социально детерминированная, каузальная историческая реальность. Вследствие этого ее когнитивной стратегией является реконструкция исторической реальности как закономерного исторического процесса в виде системы эмпирического и теоретического знания, адекватного этой реальности и свободного от оценочных суждений. В неклассической исторической науке, сформировавшейся в первой половине XX в., П. и. - это индивидуальная, имеющая «человеческое измерение», казуальная и уникальная историческая реальность. Ее когнитивная стратегия состоит в восстановлении смысла чужого индивидуального опыта, его коммуникационной и символической природы посредством интерпретации. В постмодернистской модели исторического познания его предметом выступают тексты, специфическая власть языка которых создает самодовлеющий «мир дискурса», в котором конструируется историческая реальность. В неоклассической исторической науке, возникшей на рубеже XX-XXI вв. и стремящейся преодолеть радикальный конструктивизм постмодернизма и предметные ограничения классической и неклассической исторической науки, предметом истории выступает надындивидуальная и индивидуальная историческая реальность, история универсальная и уникальная, каузальная и казуальная, человек в истории и история в человеке. Когнитивная стратегия неоклассической модели состоит в эмпирической реконструкции исторических событий в их уникальной неповторимости и установлении исторических закономерностей в форме теоретического знания. Неоклассики, признавая объективность исторического исследования, не отрицают и его субъективности, отводя большую роль деятельности самого ученого, использующего определенные риторические стратегии в процессереконструкции исторической реальности (4).
Одним из дискуссионных вопросов, связанных с интерпретацией предмета истории, является вопрос о соотношении прошлого и настоящего в историческом познании, или, иными словами, в каком смысле современность является предметом истории. В радикальных презентистских вариантах историю вообще иногда рассматривают как настоящее (или будущее), опрокинутое в прошлое. В связи с этим следует отметить, что «время историка» носит специфический характер: в нем одновременно присутствует прошлое и настоящее, поскольку историк позиционирует себя в разных исторических эпохах. Историк, изучает различные фрагменты прошлого, во-первых, зная, каковы были их последствия, во-вторых, с позиций имеющейся сис темы исторического знания об этих фрагментах, которая постоянно трансформируется в своих методологических и теоретических основаниях. Все это свидетельствует о возможной реабилитации современности как предмета истории (6).
Лит: 1)Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.: «Наука», 1973. С. 83, 104; 2) К лючевский В. И. Сочинения: В 9 т. Т. 6. М.: Мысль, 1989. С. 9; 3) Ковалъченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. С. 66; 4)Лубский А. В. Альтернативные модели исторического исследования: концептуальная интерпретация когнитивных практик. Saarbriicken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010; 5) M unslow, Alun. What History Is I I History in Focus. Issue 2: What is History? University of London, 2001; 6) Савельева И. M., Полетаев А. В. О пользе и вреде презентизма в историографии // «Цепь времен»: Проблемы исторического сознания / Под ред. Л. П. Репиной. М.: ИВИ РАН, 2005. С. 63-88. А. В. ЛУБСКИЙ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
134.70 кб

О предмете «Методики истории»

Петров Алексей Владимирович
В статье отражена проблема понимания и научного обоснования такой дисциплины, как «методика преподавания истории».
Читать PDF
105.18 кб

История как предмет богословия

Михайлов Петр Борисович
Данная публикация предлагает обзор основных исторических концепций, принадлежащих католическим и православным богословам XX в.
Читать PDF
298.72 кб

ИСТОРИЯ ЗЕРКАЛА КАК ПРЕДМЕТА-СИМВОЛА

Кулешова О.В.
В статье рассматривается история многовекового существования зеркала как знака культуры и предмета-символа.In this article centures-long history of the mirror as the symbol of culture and the object-symbol is considered.
Читать PDF
213.82 кб

Предмет философии и методологии истории

Русакова Ольга Фредовна
Читать PDF
391.21 кб

История общения как предмет культурологии

Докучаев Илья Игоревич
В статье излагаются методологические принципы изучения истории общения. История общения рассматривается как одна из специфических проблем культурологии. Обосновывается актуальность научного обращения к проблеме истории общения.
Читать PDF
327.80 кб

Историософия: толкования предмета и типология

Русакова О. Ф.
Читать PDF
281.15 кб

Логическая теория предмета: история и п ерспект ивы

Черноскутов Юрий Юрьевич
В работе предпринимается попытка показать место и роль теории предмета в становлении современной логики. Описывается процесс развития теории предмета в рамках австрийской логико-философской традиции, начиная с её родоначальника Б.
Читать PDF
272.46 кб

Размышления о предмете истории калининградского края

Гальцов Валерий Иванович
Обращено внимание на существующие разночтения и противоречия в определении предмета истории Калининградской области. Рассмотрены некоторые вопросы изучения истории края в школах Калининградской области.
Читать PDF
414.36 кб

О предмете «История музеологии»: постановка проблемы

Астафьев Владимир Васильевич, Сыченкова Лидия Алексеевна
Отсутствие курса «История музеологии» в российских учебных программах связано с целым комплексом теоретических и методологических проблем. Почему в России не сложилось научной музеологической школы?
Читать PDF
758.11 кб

Историческое профессиоведение: предмет и проблематика

В. Н. Владимиров
Рассматривается предмет и проблематика нового направления исторических исследований исторического профессиоведения. Показана история развития направления.
Читать PDF
314.14 кб

Философия в СССР как предмет и тема истории философии

Немцев Михаил Юрьевич
В первой части статьи определяются основные признаки господствующего «нормализующего» подхода в исследованиях истории «философии в СССР». Во второй части критически обсуждается предложенный Н. Плотниковым альтернативный подход.
Читать PDF
161.48 кб

Особенности предметной области исторической психологии

Кольцова В. А.
В статье рассмотрены актуальные вопросы становления исторической психологии, в частности такие вопросы, как предмет, структура и метод нарождающейся межпредметной отрасли знания исторической психологии.
Читать PDF
198.17 кб

Историчность предмета науки в контексте постметафизики

Мамченков Дмитрий Валерьевич
Один из ключевых вопросов современной науки — как определить предмет познания таким образом, чтобы он, не теряя своих основных характеристик, сохранял возможность развития.
Читать PDF
99.89 кб

Предмет и начало эстетического знания в истории культуры

Выжлецов Геннадий Павлович
Эстетическое знание возникло в письменной культуре древнего мира в III-I тысячелетиях до н. э. Оно выражало все богатство одухотворенной чувственности, включая, наряду со зрением и слухом, также обоняние, вкус и осязание.
Читать PDF
175.29 кб

Историческая социология, ее предмет и метод исследования

Бобров Михаил Яковлевич

Похожие термины:

  • Предмет отечественной истории

    изучение различных явлений сторон, фактов и событий зарождения и функционирования Российского государства, особенностей политического и социально-экономического развития, а также основных проб
  • Предмет исследования исторической науки

    социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история, города, деревни, семьи. Определение предмета субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка.