Представления/История представлений

Найдено 1 определение
Представления/История представлений
История представлений имеет целью понять, каким люди прошлого видели свое место в мире, какой смысл вкладывали в свои поступки и каким образом конструировали свою память. По словам Алена Корбена, она изучает «представления индивидов и групп об окружающем мире, о предполагаемом потустороннем мире, об обществе, о себе и о других». С точки зрения историка общественного мнения и коллективных представлений Пьера Лабори, для понимания коллективного поведения не так важны материальные и «реальные» факты, установленные историком a posteriori, как то, каким образом люди прошлого переживали и воспринимали эти факты. Только подход к изучению прошлого сквозь призму социального воображаемого, коллективных представлений и их отложений в истории позволяет понять, какими видели и воспринимали события их современники, а это необходимо для осмысления прошлого. Ни в коем случае при этом не следует рассматривать замену расплывчатого понятия «ментальность» понятием «представления» как простое изменение терминов, за которыми стоят те же самые исторические подходы. Эволюция лексики, напротив, связана с целым рядом важных сдвигов. Понятие «представления» является более узким, определенным и диалектичным, чем широкое и неопределенное понятие «ментальность», с помощью которого создавался портрет среднего человека какой-то эпохи; понятие «представления» используется как более эвристичный инструмент анализа социальных отношений и в большей мере отражает разнообразие и сложность социальных явлений. История представлений исходит не из постулатов о существовании заранее установленных социопрофессиональных категорий или о разрыве между народной и элитарной культурами, она обращает более пристальное внимание на то, каким (подчас противоречивым) образом сами люди конструируют, делят на части и классифицируют свой социальный мир. Так, по мнению Роже Шартье, история представлений ведет к превращению социальной истории культуры в культурную историю социального. Кроме того, при изучении представлений историки не отдают предпочтения большой временной длительности, выходят за жесткие монографические рамки, не слишком полагаются на серии цифр и создают квалитативную историю с присущим ей вниманием к жизни субъекта, к сочетаниям различных темиоральностей и масштабов, к процедурам апроприации и конструирования смыслов и т. д. Наконец, по сравнению с историей менталыюстей история представлений расширяет круг используемых источников, вводя в обиход преимущественно источники личного происхождения (переписку, автобиографии, описания путешествий, дневники и т. п.). В заключение, чтобы избежать недопонимания, обычно возникающего при употреблении термина «представления», следует заметить, что мир представлений не существует автономно и отдельно от реального мира. Напротив, мир коллективных представлений участвует в социальном конструировании реальности и, в конечном счете, формирует социальную идентичность и социальные практики, испытывая, в свою очередь, воздействие с их стороны. Следовательно, историю представлений не следует обвинять в «фикционалистском» уклоне, как это иногда делают. Понятие «представления» используется, в первую очередь, как эвристический инструмент исторического анализа, способный помочь нам в постижении общества прошедших эпох. Современный интерес к истории представлений, с эпистемологической точки зрения, - явление того же порядка, что и герменевтический, понимающий и конструктивистский подходы в других гуманитарных науках. Ален Корбен радикально поставил вопрос, значимый для любой области исторической дисциплины, будь то культурные и социальные феномены, политическая или экономическая сфера: «Может ли вообще быть какая-либо другая история, кроме той, что основана на изучении представлений и неотделима от него?»
• Генеалогическая история, Конструктивизм, Культура, Масштаб, Ментальность/История ментальностей, Чувства/История чувств

Источник: Словарь историка 2011

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF

Историографические представления А. -Л. Шлёцера

Умбрашко Константин Борисович
В статье характеризуются историографические представления немецкого историка А.-Л. Шлецера. Его труд «Нестор» оказал большое влияние на историческую науку России первой половины XIX в.
Читать PDF

Парадоксы исторических представлений петербуржцев

Сикевич Зинаида Васильевна
Статья посвящена обсуждению результатов социологического исследования, посвященного влиянию исторических представлений петербуржцев на систему социальных ожиданий.
Читать PDF

Эволюция представления о любви в истории философии

Некрасова Н. А., Тарновский К. Ю.
Читать PDF

Историко-теоретические представления Г. П. Федотова

Гаман Лидия Александровна
Рассматриваются историко-теоретические представления русского религиозного мыслителя Г.П. Федотова.
Читать PDF

О схеме изменения представлений о детстве в истории

Чечулин Виктор Львович
На основании общегносеологической закономерности отражения действительности в сознании челове­ка, имеющей 6-уровневую структуру усложнения понятий (уровней абстракции, обобщения понятий), проявляющейся в истории науки в виде опред
Читать PDF

История развития представлений о гражданском обществе

Даурбекова Хеди Исропиловна
Средства массовой информации система органов распространения информации в обществе. Однако уже из этимологии слова видно, что понятие "СМИ" используется в отношении не любого общества, а массового.
Читать PDF

Образ ученого-историка в представлении С. Ф. Платонова

М. А. Мамонтова
Читать PDF

БЕССОБЫТИЙНАЯ ИСТОРИЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ ПОСТМОДЕРНИСТОВ

Боровкова Ольга Владимировна
Рассматриваются проблемы, связанные с трансформациями, произошедшими в понимании соотношения исторического события и бессобытийной истории в постмодернизме.
Читать PDF

О способах представления истории в музейных экспозициях

Сыченкова Лидия Алексеевна
В статье идет речь о выборе методологического подхода в презентации в российских музеях нашего времени.
Читать PDF

«Персидские письма» Монтескье и представления об истории

Мухина Г. А.
Характеризуются исторические взгляды Шарля Луи Монтескье, то как они проявились в начальный период его творчества. Именно эти «Письма» сделали ему имя литератора и мыслителя.
Читать PDF

Культурно-исторические представления о городе В. Л. Глазычева

Набилкина Лариса Николаевна
В работе анализируется осмысление феномена города, данное известным культурологом В.Л. Глазычевым.
Читать PDF

Представления о «Пермской чуди» в отечественной историографии

Моряхина К.В., Сарапулов А.Н.
В статье выделено пять этапов формирования представления о «Пермской чуди» в отечественной историографии: от введения термина в научный оборот к возникновению дискуссии об этнической принадлежности и постепенного отстранения от ис
Читать PDF

Историческое развитие представлений о гении: гендерный аспект

Шалаева Марина Владиславовна
Статья посвящена философским проблемам женского творчества, которые в современном мире получают статус перспективной области исследований. Актуальность их обусловлена исторически сложившейся культурной анонимностью женщины.
Читать PDF

Эволюция представлений о достоинстве в истории этической мысли

Сычев А.А.
Статья посвящена рассмотрению эволюции понятия достоинства в этико-философской мысли.
Читать PDF

СЕКСУАЛЬНОСТЬ: РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКАХ

Хизроева Джамиля Хизриевна, Султангаджиева Хадижат Гасановна, Арсланбекова Мадина Османовна
Как менялось представление о сексе? Физическая близость гетеросексуальная и гомосексуальная описывается в истории с незапамятных времен.