ПРЕПОДОБНЫЙ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Преподобный
человек, достигший вершин монашества, жизнь и вера которого стали образцом для подражания.

Источник: Православная энциклопедия.

ПРЕПОДОБНЫЙ
общее наименование, относящееся к святым монахам, подвижникам, отшельникам и пр.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

преподобный
2Пар 6.41)-сан священника в русской православной церкви (приложен к еврейским священникам).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Преподобный
чин святых иноков, стяжавших благодатные дары Духа Святого и давших нравственные образцы монашеской жизни.

Источник: Краткий православный словарь.

ПРЕПОДОБНЫЙ
наименование канонизированного угодника Божия из монашествующих, высокими нравственными достоинствами, подвигами и святостью жизни уподобившегося Христу.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Преподобный
гр. osios, лат. sanctus), разряд святых, подвиг которых заключался в монашеском подвижничестве. Монашеская аскеза как тип святости предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений и выбор следования Христу, поста и молитвы как основы жизнедеятельности. Этот тип святости указан в словах Христа, сказанных апостолу Петру: "И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мф. 19. 29). Понимание аскетического подвига как пути богопознания и жизни в Боге складывается еще в предхристианскую эпоху (у стоиков среди язычников, у ессеев в иудаизме) и преемственно воспринимается христианской общиной. Образцами этого подвига в Евангелии служат св. Иоанн Креститель и св. Анна пророчица, "достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лк. 2. 36-37).
Аскетическое подвижничество, пустынножительство и иные формы отвержения общепринятого жизненного уклада развиваются уже в эпоху гонений. Уже св. Игнатий Антиохийский (ум. ок. 107 г.) в послании св. Поликарпу говорит о тех, кто принял решение сохранять девство, и указывает на необходимость смирения как условие этого подвига. Свидетельства о подвижничестве этого типа находим у Афинагора, Оригена, Тертуллиана. Однако особое почитание такого рода подвижников как святых в этот период неизвестно: в тех случаях, когда мы находим такое почитание, оно всегда связано с мученичеством (ср. апокрифические Деяния Павла и Феклы: Фекла отвергает брак и избирает девство как подвиг следования Христу, будучи образцом этого подвига, она тем не менее почитается как мученица, хотя в Деяниях и говорится о ее чудесном избавлении от мученической смерти).
Почитание преподобных как отдельного лика святых начинается практически сразу же после конца гонений и совпадает по времени с начальными этапами развития института монашества. Отшельничество как форма монашеской жизни берет свое начало в Египте, где на рубеже III-IV вв. подвизается св. Антоний Великий (ок. 251-356); св. Антоний проводит в полном отшельничестве 20 лет, затем, в 305 г., выходит из пустыни и организует пустынножительскую общину своих учеников; почитание св. Антония начинается уже при его жизни; его житие, написанное св. Афанасием Великим, служит наставлением для его многочисленных последователей и подражателей как в восточной, так и в западной церкви. Почитание его как святого задает образец для почитания монашествующих подвижников как класса святых. Несколько позднее появляется и общежительное монашество, первый общежительный монастырь был основан св. Пахомием Великим (ок. 290-346) в Фиваиде; св. Пахомий может рассматриваться как образец, на который ориентировалось все последующее почитание в качестве святых основателей монастырей. В возникавших больших монашеских общин, обширных поселениях отшельников и аскетов создаются образцы святой жизни и умудренного богоделания, запечатлевшиеся в различных патериках (см.).
Развитие почитание святых подвижников следует рассматривать на фоне той существенной роли, которую играли в византийской религиозной жизни "Божии люди " - пророчествовавшие, обличавшие неправедность властей, собиравшие толпы почитателей и последователей. Они выступали как постоянный противовес секуляризованным тенденциям в социальной жизни, могли призываться как судьи и наставники. Поэтому во многих случаях они почитаются еще при жизни. Так, император Маркиан (450-457) строит храм в честь преп. Вассиана еще при жизни подвижника. Несколько храмов было построено при его жизни и в честь преп. Маркиана Кирского. Церковное почитание во многих случаях следовало здесь за народным культом. В России такие формы религиозной жизни имели меньшее распространение (ср., однако, роль богомольцев и странников), и аналогичные явления связываются в основном лишь с почитанием юродивых (см.). Большее распространение получает здесь представления о монашестве как ангельском образе и о святости как полном осуществлении монашеского призвания, также идущие из Византии и связанные с устроением крупных монашеских центров (таких как Студийский монастырь или монастыри Афона). Эти представления отразились, видимо, в самом наименовании "преподобных". Преподобие в древних славянских переводах может означать святость и соответствовать гр. osioths; святость понимается при этом как высшее осуществление того образа и подобия Божиего, которые даны человеку в творении. Монах, получая в постриге новое рождение, обновление для возрожденной жизни во Христе, своей святой жизнью и раскрывает в себе Божие подобие, становясь преподобным Божиим. Поэтому особое почитание получают в России устроители монашеской жизни, основатели лавр и монастырей - такие как Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий и др.
В православном богослужении преподобные особо вспоминаются на проскомидии. Для них вынимается шестая частица из "девятичинной" просфоры. В русских служебниках здесь содержится поминовение "преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, и всех преподобных отец. И преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской, и всех святых преподобных матерей".

Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Деревянная скульптура «Преподобный макарий Унженский и Желтоводский» уникальный памятник русской цер

Тихомирова Елена Леонидовна
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Амвросий Оптинский. Его духовное становление и почитание на родной Тамбовской земле

Васнев
Статья посвящена теме духовного возрастания преподобного Амвросия Оптинского и почитания святого старца на родной Тамбовской земле.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Иоанн Синайский (штрихи к портрету)

Попова Татьяна Георгиевна
Статья посвящена жизнеописанию святого покровителя лётчиков и космонавтов, византийского писателя Иоанна Лествичника.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и созданный им монастырь (история, традиции и современность)

Веретенников Макарий
В обзорной статье рассматривается роль преподобного Сергия и созданной им обители в исторической ретроспективе, в контексте истории России и Русской Церкви.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Сергий Радонежский в истории России

Перевезенцев Сергей Вячеславович
Преподобный Сергий Радонежский один из самых почитаемых свя тых всего православного Русского мира. Причины его почитания имели как рациональный, так и иррациональный характер.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Феодорит Кольский и его вклад в дело распостранения «Нестяжателей» на Русском Севере. К

Коряковский А.А.
Статья посвящена жизни и деятельности преподобного Феодорита Кольского, чудотворца, просветителя лопарей. В статье рассматривается жизнеописание преподобного Феодорита Кольского, написанное А. М.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Сергий Радонежский - ангел земли Русской

Читать PDF
0.00 байт

Носитель духа саровского старчества Преподобный Антоний Радонежский - устроитель духовной жизни Гефс

Смулов Алексей Михайлович, Богачев Евгений Николаевич
В статье проводится исследование роли преподобного Антония Радонежского в процессе перенесения саровских традиций в Гефсиманский скит.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный сергий и святая людмила чешская: сопоставление в контексте истории христианства восточно

Ланцева Анна Михайловна
Рассматривается влияние духовного потенциала в лице «небесных заступников» на профанный контекст истории того или иного хронологического континуума.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Сергий Радонежский и его влияние на развитие русского монашества в конце XIV - начале XV

Петрушко Владислав Игоревич
Благодаря преп. Сергию Радонежскому во 2-й половине XIV в. полностью изменяется характер монастырской жизни Московской Руси. Общежительный устав для большинства монастырей становится нормой.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный сергий Радонежский и рождение московской литературной традиции

Костромин Константин Александрович
Обычно утверждается, что преп. Сергий ничего не написал, хотя грамотой овладел благодаря чуду, произошедшему в детстве.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Сергий и его обитель в исследованиях преподавателей и студентов Московской духовной акад

Сухова Наталия Юрьевна
Вопрос о соотнесение богословия молитвенного, созерцательного и богословия научного, академического красной нитью проходит через историю Церкви по крайней мере, Нового времени.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Сергий Радонежский и св. Франциск Ассизский в отечественной мысли хiх-хх веков

Никитин Августин
Статья посвящена истории сопоставления образов преп. Сергия Радонежского и св. Франциска Ассизского в работах отечественных представителей гуманитарной мысли дореволюционной и Советской России, а также деятелей русского зарубежья.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный стефан Филейский и традиции афонского монашества на Вятке

Кустова Елена Витальевна
В статье на примере Вятской губернии рассматриваются вопросы взаимодействия России и Афона во второй половине XIX начале ХХ в.
Читать PDF
0.00 байт

Преподобный Сергий Радонежский и возрождение русского монашества в середине XIV - начале XV в

Петрушко Владислав Игоревич
В статье рассматривается процесс возрождения русской монашества в середине XIV начале XV в.

Похожие термины:

  • АДРИАН АНДРУСОВСКИЙ, преподобный

    жарг. политтехн. Совокупность методов, процессов, набор таких действий, используемых в организационно-массовом направлении избирательной кампании, в сфере агитационно-пропагандистского воздейс
  • Адриан, преподобный Пошехонский

    основатель П. Адрианова мон. в 1543 г. {Половцов}
  • Афанасий, преподобный Печерский

    — преподобный, затворник печерский, преставился около 1176 г. Провел в пещере, в затворе, 12 лет. Мощи его почивают открыто в Антониевых пещерах. Память чествуется 2-го декабря, причем служба совершает
  • Агафон, преподобный Печерский

    — преподобный, чудотворец печерский, постник, почивающий в дальних пещерах, жил в XII в. и предрек свою кончину. 20 февраля совершается его память и преподобному составлена особая молитва. По словам п
  • Агапит, преподобный Николаевский

    основатель Маркушевского николаевского монаст.; убит 21 мая 1584 г. разбойниками (по уточн. данным, жителями деревни Камкина, 1585 г. 21 мая). {Половцов}
  • Агапит, преподобный Печерский

    — преподобный печерский, поступил в Печерскую обитель в Киеве при Антонии, был учеником его и лечил больных. После Антония поселился в пещере его и подвизался в посте и молитвах. Заболев, князь Вла
  • Агапит, преподобный Тотемский

    — преподобный, сподвижник преподобного Логгина в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. По собственному признанию, он видел в сновидении св. Николая чудотворца, повелевшего идти в пустыню и т
  • Акила, преподобный Печерский

    (или Ахилла?) — печерский преподобный, память которого чествуется 28-го августа. Он отличался подвигами постничества, "нисколько не вкушая ни когда же пищи приправленной и суровой мало", доволь
  • АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ, преподобный

    р. 15 июня 1448 г. (до пострижения (1474 г.) Аммос Степанович), основатель Александро-Свирского мон.; † 30 авг. 1533 г. {Половцов}
  • Амфилохий, преподобный Глушицкий

    ученик преп. Дионисия глушицкого, пришел к нему 1417 г. и провел 20 лет под его руководством; с 1437 г., по кончине его, правил обителью до своей блаженной кончины († 1452 г. 12 октября, имея лет за 60 с лишком); с
  • Амфилохий, преподобный

    — преподобный. Будучи уже иноком, он пришел к преподобному Дионисию Глушицкому, когда последний основал Глушицкую и Сосновецкую обители, и оставался здесь до конца жизни, ведя строго подвижническ
  • АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ, преподобный

    Св. Амвросий родился в с. Большие Липовицы Тамбовской губернии. Его мирское имя было Александр Михайлович Гренков. По окончании Тамбовской семинарии Александр был назначен учителем в Липецкое дух
  • Анания, преподобный

    иконописец Новгород. Антониева мон., † 17 июня 1521 г. {Половцов}
  • Анастасий, преподобный Печерский

    — преподобный, иеродиакон печерский. По свидетельству некоторых памятников, современник и брат во Христе св. Тита, печерского пресвитера, чудотворца; следовательно, он жил и скончался в конце ХII в.
  • Анатолий, преподобный Печерский

    — преподобный, печерский подвижник, жил в затворе, мощи его почивают в Антониевой пещере. Скончался в XII в., память его празднуется 31-го октября. Архимандрит Леонид, "Святая Русь", стр. 18. — Филар
  • АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ, преподобный

    Антоний (преподобный, Дымский) - см. в статье Антоний (имя святых русских) .
  • АНТОНИЙ ВЕЛИКИЙ, Египетский, преподобный

    основатель пустынножительства и отец монашества. Сначала жил в бедной хижине неподалеку от родного дома, а затем ушел в пустыню. Начались "искушения св. Антония". Враг рода человеческого - диавол то
  • Антоний, св. преподобный Краснохолмский

    † 1481 г. {Половцов}
  • Антоний, преподобный Новгородский

    — преподобный, римлянин, род., как сам рассказывал ученику своему, Андрею, в Риме около 1067 г., от богатых православных родителей, преставился 3-го августа 1147 г. По смерти родителей, видя в мире только
  • АНТОНИЙ ПЕЧЕРСКИЙ, преподобный

    Антоний (преподобный Печерский) - см. в статье Антоний (имя святых русских) .