ПРЕПОДОБНЫЙ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Преподобный
человек, достигший вершин монашества, жизнь и вера которого стали образцом для подражания.

Источник: Православная энциклопедия.

ПРЕПОДОБНЫЙ
общее наименование, относящееся к святым монахам, подвижникам, отшельникам и пр.
       

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

преподобный
2Пар 6.41)-сан священника в русской православной церкви (приложен к еврейским священникам).

Источник: Библейский словарь (историко-религиозный). 1998

Преподобный
чин святых иноков, стяжавших благодатные дары Духа Святого и давших нравственные образцы монашеской жизни.

Источник: Краткий православный словарь.

ПРЕПОДОБНЫЙ
наименование канонизированного угодника Божия из монашествующих, высокими нравственными достоинствами, подвигами и святостью жизни уподобившегося Христу.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Преподобные
в православии — святые, подвиг которых заключался в монашеском подвижничестве (см.: Монах). Например, преподобные Мария Египетская, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Андрей Рублёв и др.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

ПРЕПОДОБНЫЕ
мн – Это общее наименование, относящееся к святым монахам, подвижникам, отшельникам. Такими людьми были преподобный Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Максим Грек, Андрей Рублев и др. Преподобная– монахиня, прославившаяся святостью жизни: преподобная Евфросинья Полоцкая и др.

Источник: Основы православной культуры. 2011

Преподобный
гр. osios, лат. sanctus), разряд святых, подвиг которых заключался в монашеском подвижничестве. Монашеская аскеза как тип святости предполагает отказ от мирских привязанностей, забот и стремлений и выбор следования Христу, поста и молитвы как основы жизнедеятельности. Этот тип святости указан в словах Христа, сказанных апостолу Петру: "И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" (Мф. 19. 29). Понимание аскетического подвига как пути богопознания и жизни в Боге складывается еще в предхристианскую эпоху (у стоиков среди язычников, у ессеев в иудаизме) и преемственно воспринимается христианской общиной. Образцами этого подвига в Евангелии служат св. Иоанн Креститель и св. Анна пророчица, "достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лк. 2. 36-37).
Аскетическое подвижничество, пустынножительство и иные формы отвержения общепринятого жизненного уклада развиваются уже в эпоху гонений. Уже св. Игнатий Антиохийский (ум. ок. 107 г.) в послании св. Поликарпу говорит о тех, кто принял решение сохранять девство, и указывает на необходимость смирения как условие этого подвига. Свидетельства о подвижничестве этого типа находим у Афинагора, Оригена, Тертуллиана. Однако особое почитание такого рода подвижников как святых в этот период неизвестно: в тех случаях, когда мы находим такое почитание, оно всегда связано с мученичеством (ср. апокрифические Деяния Павла и Феклы: Фекла отвергает брак и избирает девство как подвиг следования Христу, будучи образцом этого подвига, она тем не менее почитается как мученица, хотя в Деяниях и говорится о ее чудесном избавлении от мученической смерти).
Почитание преподобных как отдельного лика святых начинается практически сразу же после конца гонений и совпадает по времени с начальными этапами развития института монашества. Отшельничество как форма монашеской жизни берет свое начало в Египте, где на рубеже III-IV вв. подвизается св. Антоний Великий (ок. 251-356); св. Антоний проводит в полном отшельничестве 20 лет, затем, в 305 г., выходит из пустыни и организует пустынножительскую общину своих учеников; почитание св. Антония начинается уже при его жизни; его житие, написанное св. Афанасием Великим, служит наставлением для его многочисленных последователей и подражателей как в восточной, так и в западной церкви. Почитание его как святого задает образец для почитания монашествующих подвижников как класса святых. Несколько позднее появляется и общежительное монашество, первый общежительный монастырь был основан св. Пахомием Великим (ок. 290-346) в Фиваиде; св. Пахомий может рассматриваться как образец, на который ориентировалось все последующее почитание в качестве святых основателей монастырей. В возникавших больших монашеских общин, обширных поселениях отшельников и аскетов создаются образцы святой жизни и умудренного богоделания, запечатлевшиеся в различных патериках (см.).
Развитие почитание святых подвижников следует рассматривать на фоне той существенной роли, которую играли в византийской религиозной жизни "Божии люди " - пророчествовавшие, обличавшие неправедность властей, собиравшие толпы почитателей и последователей. Они выступали как постоянный противовес секуляризованным тенденциям в социальной жизни, могли призываться как судьи и наставники. Поэтому во многих случаях они почитаются еще при жизни. Так, император Маркиан (450-457) строит храм в честь преп. Вассиана еще при жизни подвижника. Несколько храмов было построено при его жизни и в честь преп. Маркиана Кирского. Церковное почитание во многих случаях следовало здесь за народным культом. В России такие формы религиозной жизни имели меньшее распространение (ср., однако, роль богомольцев и странников), и аналогичные явления связываются в основном лишь с почитанием юродивых (см.). Большее распространение получает здесь представления о монашестве как ангельском образе и о святости как полном осуществлении монашеского призвания, также идущие из Византии и связанные с устроением крупных монашеских центров (таких как Студийский монастырь или монастыри Афона). Эти представления отразились, видимо, в самом наименовании "преподобных". Преподобие в древних славянских переводах может означать святость и соответствовать гр. osioths; святость понимается при этом как высшее осуществление того образа и подобия Божиего, которые даны человеку в творении. Монах, получая в постриге новое рождение, обновление для возрожденной жизни во Христе, своей святой жизнью и раскрывает в себе Божие подобие, становясь преподобным Божиим. Поэтому особое почитание получают в России устроители монашеской жизни, основатели лавр и монастырей - такие как Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Кирилл Белозерский, Иосиф Волоцкий и др.
В православном богослужении преподобные особо вспоминаются на проскомидии. Для них вынимается шестая частица из "девятичинной" просфоры. В русских служебниках здесь содержится поминовение "преподобных и богоносных отец наших Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, и всех преподобных отец. И преподобных матерей Пелагии, Феодосии, Анастасии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской, и всех святых преподобных матерей".

Источник: Святость. Краткий словарь агиографических терминов. 1994

Найдено научных статей по теме — 12

Читать PDF

Деревянная скульптура «Преподобный макарий Унженский и Желтоводский» уникальный памятник русской цер

Тихомирова Елена Леонидовна
Читать PDF

Преподобный Амвросий Оптинский. Его духовное становление и почитание на родной Тамбовской земле

Васнев
Статья посвящена теме духовного возрастания преподобного Амвросия Оптинского и почитания святого старца на родной Тамбовской земле.
Читать PDF

Преподобный Иоанн Синайский (штрихи к портрету)

Попова Татьяна Георгиевна
Статья посвящена жизнеописанию святого покровителя лётчиков и космонавтов, византийского писателя Иоанна Лествичника.
Читать PDF

Преподобный Сергий Радонежский - ангел земли Русской

Читать PDF

Преподобный Ефрем Сирин (Мар Афрем нисибинский). О воскресении, смерти и сатане

Заикин С. П.
Читать PDF

Неожитие Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»

Синельникова Г. П.
Читать PDF

Преподобный Симеон новый богослов (просопографический очерк)

Поспелов Д. А.
Читать PDF

Преподобный Сергий, игумен Радонежский, и созданный им монастырь (история, традиции и современность)

Веретенников Макарий
В обзорной статье рассматривается роль преподобного Сергия и созданной им обители в исторической ретроспективе, в контексте истории России и Русской Церкви.
Читать PDF

Преподобный Сергий Радонежский в истории России

Перевезенцев Сергей Вячеславович
Преподобный Сергий Радонежский один из самых почитаемых свя тых всего православного Русского мира. Причины его почитания имели как рациональный, так и иррациональный характер.
Читать PDF

Преподобный Феодорит Кольский и его вклад в дело распостранения «Нестяжателей» на Русском Севере. К

Коряковский А.А.
Статья посвящена жизни и деятельности преподобного Феодорита Кольского, чудотворца, просветителя лопарей. В статье рассматривается жизнеописание преподобного Феодорита Кольского, написанное А. М.
Читать PDF

Носитель духа саровского старчества Преподобный Антоний Радонежский - устроитель духовной жизни Гефс

Смулов Алексей Михайлович, Богачев Евгений Николаевич
В статье проводится исследование роли преподобного Антония Радонежского в процессе перенесения саровских традиций в Гефсиманский скит.
Читать PDF

Преподобный сергий и святая людмила чешская: сопоставление в контексте истории христианства восточно

Ланцева Анна Михайловна
Рассматривается влияние духовного потенциала в лице «небесных заступников» на профанный контекст истории того или иного хронологического континуума.

Похожие термины:

  • АДРИАН АНДРУСОВСКИЙ, преподобный

    в миру боярин Андрей Завалишин, был царедворцем вел. кн. Иоанна III Васильевича. Он жил в своем родовом селении Обонежская Пятинь, близ Ладожского озера, управляя этим краем. Однажды, охотясь в лесах,
  • Адриан, преподобный Пошехонский

    основатель П. Адрианова мон. в 1543 г. {Половцов}
  • Афанасий, преподобный Печерский

    — преподобный, затворник печерский, преставился около 1176 г. Провел в пещере, в затворе, 12 лет. Мощи его почивают открыто в Антониевых пещерах. Память чествуется 2-го декабря, причем служба совершает
  • Агафон, преподобный Печерский

    — преподобный, чудотворец печерский, постник, почивающий в дальних пещерах, жил в XII в. и предрек свою кончину. 20 февраля совершается его память и преподобному составлена особая молитва. По словам п
  • Агапит, преподобный Николаевский

    основатель Маркушевского николаевского монаст.; убит 21 мая 1584 г. разбойниками (по уточн. данным, жителями деревни Камкина, 1585 г. 21 мая). {Половцов}
  • Герман, преподобный белозерский

    † 7000 (1492 г.). {Половцов}
  • Гедеон, преподобный инок

    Серпуховского мон. {Половцов}
  • Агапит, преподобный Печерский

    — преподобный печерский, поступил в Печерскую обитель в Киеве при Антонии, был учеником его и лечил больных. После Антония поселился в пещере его и подвизался в посте и молитвах. Заболев, князь Вла
  • Агапит, преподобный Тотемский

    — преподобный, сподвижник преподобного Логгина в Сольвычегодском Борисоглебском монастыре. По собственному признанию, он видел в сновидении св. Николая чудотворца, повелевшего идти в пустыню и т
  • Акила, преподобный Печерский

    (или Ахилла?) — печерский преподобный, память которого чествуется 28-го августа. Он отличался подвигами постничества, "нисколько не вкушая ни когда же пищи приправленной и суровой мало", доволь
  • АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ, преподобный

    р. 15 июня 1448 г. (до пострижения (1474 г.) Аммос Степанович), основатель Александро-Свирского мон.; † 30 авг. 1533 г. {Половцов}
  • Амфилохий, преподобный Глушицкий

    ученик преп. Дионисия глушицкого, пришел к нему 1417 г. и провел 20 лет под его руководством; с 1437 г., по кончине его, правил обителью до своей блаженной кончины († 1452 г. 12 октября, имея лет за 60 с лишком); с
  • Стефан преподобный

    Стефан преподобный - см. в статье Стефан (святые православной церкви) .
  • Тихон преподобный

    Тихон преподобный - см. в статье Тихон (имя святых православной церкви)
  • Варнава, преподобный Ветлужский

    † 11 июня 1492 г. {Половцов}
  • Амфилохий, преподобный

    — преподобный. Будучи уже иноком, он пришел к преподобному Дионисию Глушицкому, когда последний основал Глушицкую и Сосновецкую обители, и оставался здесь до конца жизни, ведя строго подвижническ
  • АМВРОСИЙ ОПТИНСКИЙ, преподобный

    Св. Амвросий родился в с. Большие Липовицы Тамбовской губернии. Его мирское имя было Александр Михайлович Гренков. По окончании Тамбовской семинарии Александр был назначен учителем в Липецкое дух
  • Анания, преподобный

    иконописец Новгород. Антониева мон., † 17 июня 1521 г. {Половцов}
  • Анастасий, преподобный Печерский

    — преподобный, иеродиакон печерский. По свидетельству некоторых памятников, современник и брат во Христе св. Тита, печерского пресвитера, чудотворца; следовательно, он жил и скончался в конце ХII в.
  • Анатолий, преподобный Печерский

    — преподобный, печерский подвижник, жил в затворе, мощи его почивают в Антониевой пещере. Скончался в XII в., память его празднуется 31-го октября. Архимандрит Леонид, "Святая Русь", стр. 18. — Филар