ПРЕЗЕНТИЗМ

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ПРЕЗЕНТИЗМ
направление в методологии истории, особенно в США 20—40-х гг., которое рассматривает историческую науку как выражение идеологических отношений современности, отвергает возможность объективной исторической истины.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПРЕЗЕНТИЗМ
от англ. present - настоящее время, современность) - термин, применяемый в лит-ре для обозначения субъективно-идеалистич. направления в бурж. методологии истории 20 в. (в частности, в США), рассматривающего ист. науку не как отражение объективных, имевших место в прошлом явлений и отношений, а как простое выражение идеологич. отношений современности (осн. тезис П. - каждое поколение пишет историю заново). Филос. основа П. - прагматизм. П., являющийся выражением крайнего релятивизма, объективно служит теоретич. обоснованием модернизации и фальсификации прошлого реакц. историографией, "переписывания" истории под углом зрения интересов совр. империалистич. реакции. См. также СИЭ, т. 6, с. 502-03. Лит.: Шафф A., Презентизм - реакц. методология бурж. историографии, "Коммунист", 1955, No 16; Кон И. С., Филос. релятивизм в совр. амер. бурж. историографии, "НИИ", 1958, No 5; Strout С., The pragmatic revolt in American history: Carl Becker and Charles Beard, New Haven, 1958.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ПРЕЗЕНТИЗМ
(от англ, present - настоящее, имеющее отношение к современности). Осовременивание исторического прошлого. Термин «презентизм» используется и понимается в нескольких смыслах. 1) Неизбежное в процессе исторического познания представление прошлого в адекватных нашему времени образах и понятиях. Картина прошлого воссоздается в рамках иного исторического времени, которое по-своему осознает прошлое, понимает истоки и последствия тех или иных исторических событий. Некоторые исторические явления понятны современному человеку, другие, напротив - объясняются с трудом даже специалистами. В последнем случае интерпретация почти всегда имеет оттенок презентизма. Также П. возможен при типологизации (например «раннефеодальное государство») и при использовании терминов, изменивших свое значение («буржуа», «коммуна»). 2) Восприятие исторического времени с позиции настоящего, распространение настоящего на прошлое. Использование термина «презентизм» в этом смысле было предложено французским историком Ф. Артогом в 70-х гг. XX в. и продолжено в его более поздних трудах. Ф. Артог утверждает, что презентизм - это диктат настоящего времени, которое овладевает умами и заставляет их ставить ему на службу и прошлое, и будущее. Современность, таким образом, ответственна и за то, что будет (что создается и как это будет передано следующим поколениям) и за то, что было (что именно сохранено и оставлено в памяти). Весьма последовательно это принцип понимания истории был продвинут Пьером Нора в его концепции «мест памяти». П. Нора полагает, что память «становится способом осознать собственное настоящее».
Таким образом, история должна изучать не столько события прошлого, сколько отражение их в сознании современников, в символических «местах памяти», в которых это прошлое запечатлено. Интересным для историка должно быть то, что востребовано настоящим. 3) Направление в историографии и теории истории, оформившееся в 20-40 гг. XX в., прежде всего в США. Наиболее яркие представители - Ч. Бирд, К. Беккер, Дж. Робинсон, исходившие из того, что история всегда оценивает и анализирует прошлое с позиций сегодняшнего дня. Указанные авторы считали необходимым подчинять прошлое настоящему, чтобы читатель мог идти в ногу со временем. Проецирование в прошлое современных историку идей, социальных и экономических проблем и т. п. приводит к релятивизму и признанию, что суждения историков отражают только их субъективные переживания, все картины прошлого одинаково правомерны. Подобное понимание прошлого было подхвачено и развито в постмодернистской философии, которая в принципе не делает разницы между трудом профессионального историка и историческим романом. Последовательно проведенный П. отрицает принцип историзма, почти неизбежно ведет к анахронизмам и искаженному восприятию прошлого. По мнению Э. П. Томпсона (1924-1993), полагать, что настоящее перемещается в прошлое и меняет свой статус, значит не понимать ни настоящего, ни прошлого. Проявления презентизма ярко представлены в современных «исторических» книгах, фильмах, играх, персонажи которых рассуждают, действуют и говорят, как современные американцы или европейцы.
Это приводит к совершенно неправильному пониманию прошлого и представляет определенную опасность, когда переходит из массового исторического сознания в профессиональное, ибо, как справедливо заметил Р. Арон, «необходимо уважать природу события».
Лит.: Савельева К М, Полетаев А. В. О пользе им вреде презентизма в историографии // «Цепь времен»: Проблемы исторического сознания / Под ред. Л. П. Репиной. М., 2005. С. 63-88; Савельева И. М, Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997. И. С. МЕНЩИКОВ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 5

Читать PDF
0.00 байт

История и политология: траектория презентизма

Иллерицкая Наталья Владимировна
В статье предпринята попытка сосредоточиться на проблеме презентизма в истории и политологии. Взаимодействие истории и политологии проявляется в единстве предметов и методов исследования.
Читать PDF
0.00 байт

Эмпирический анализ феномена презентизма как типа переживания времени

Меримерина Мария Александровна
В статье анализируется такой тип переживания времени, как презентизм, описываются его сущностные характеристики. Основное внимание уделяется изучению подтипов презентизма.
Читать PDF
0.00 байт

Аргументация презентизма

Герасимова И. А.
Читать PDF
0.00 байт

2014. 03. 011. Орескес Н. Почему я презентист? Oreskes N. Why i Am a presentist? // Science in conte

Виноградова Т.В.
Читать PDF
0.00 байт

Семиотический подход к истории: между презентизмом и антикваризмом

Дёмин Илья Вячеславович
В статье показывается значение семиотики для исторического исследования, рассматривается семиотическая методология истории Ю.М. Лотмана и Б.А.