направление в методологии истории, особенно в США 20—40-х гг., которое рассматривает историческую науку как выражение идеологических отношений современности, отвергает возможность объективной исторической истины.
ПРЕЗЕНТИЗМ
ПРЕЗЕНТИЗМ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПРЕЗЕНТИЗМ
от англ. present - настоящее время, современность) - термин, применяемый в лит-ре для обозначения субъективно-идеалистич. направления в бурж. методологии истории 20 в. (в частности, в США), рассматривающего ист. науку не как отражение объективных, имевших место в прошлом явлений и отношений, а как простое выражение идеологич. отношений современности (осн. тезис П. - каждое поколение пишет историю заново). Филос. основа П. - прагматизм. П., являющийся выражением крайнего релятивизма, объективно служит теоретич. обоснованием модернизации и фальсификации прошлого реакц. историографией, "переписывания" истории под углом зрения интересов совр. империалистич. реакции. См. также СИЭ, т. 6, с. 502-03. Лит.: Шафф A., Презентизм - реакц. методология бурж. историографии, "Коммунист", 1955, No 16; Кон И. С., Филос. релятивизм в совр. амер. бурж. историографии, "НИИ", 1958, No 5; Strout С., The pragmatic revolt in American history: Carl Becker and Charles Beard, New Haven, 1958.
ПРЕЗЕНТИЗМ
(от англ, present - настоящее, имеющее отношение к современности). Осовременивание исторического прошлого. Термин «презентизм» используется и понимается в нескольких смыслах. 1) Неизбежное в процессе исторического познания представление прошлого в адекватных нашему времени образах и понятиях. Картина прошлого воссоздается в рамках иного исторического времени, которое по-своему осознает прошлое, понимает истоки и последствия тех или иных исторических событий. Некоторые исторические явления понятны современному человеку, другие, напротив - объясняются с трудом даже специалистами. В последнем случае интерпретация почти всегда имеет оттенок презентизма. Также П. возможен при типологизации (например «раннефеодальное государство») и при использовании терминов, изменивших свое значение («буржуа», «коммуна»). 2) Восприятие исторического времени с позиции настоящего, распространение настоящего на прошлое. Использование термина «презентизм» в этом смысле было предложено французским историком Ф. Артогом в 70-х гг. XX в. и продолжено в его более поздних трудах. Ф. Артог утверждает, что презентизм - это диктат настоящего времени, которое овладевает умами и заставляет их ставить ему на службу и прошлое, и будущее. Современность, таким образом, ответственна и за то, что будет (что создается и как это будет передано следующим поколениям) и за то, что было (что именно сохранено и оставлено в памяти). Весьма последовательно это принцип понимания истории был продвинут Пьером Нора в его концепции «мест памяти». П. Нора полагает, что память «становится способом осознать собственное настоящее».
Таким образом, история должна изучать не столько события прошлого, сколько отражение их в сознании современников, в символических «местах памяти», в которых это прошлое запечатлено. Интересным для историка должно быть то, что востребовано настоящим. 3) Направление в историографии и теории истории, оформившееся в 20-40 гг. XX в., прежде всего в США. Наиболее яркие представители - Ч. Бирд, К. Беккер, Дж. Робинсон, исходившие из того, что история всегда оценивает и анализирует прошлое с позиций сегодняшнего дня. Указанные авторы считали необходимым подчинять прошлое настоящему, чтобы читатель мог идти в ногу со временем. Проецирование в прошлое современных историку идей, социальных и экономических проблем и т. п. приводит к релятивизму и признанию, что суждения историков отражают только их субъективные переживания, все картины прошлого одинаково правомерны. Подобное понимание прошлого было подхвачено и развито в постмодернистской философии, которая в принципе не делает разницы между трудом профессионального историка и историческим романом. Последовательно проведенный П. отрицает принцип историзма, почти неизбежно ведет к анахронизмам и искаженному восприятию прошлого. По мнению Э. П. Томпсона (1924-1993), полагать, что настоящее перемещается в прошлое и меняет свой статус, значит не понимать ни настоящего, ни прошлого. Проявления презентизма ярко представлены в современных «исторических» книгах, фильмах, играх, персонажи которых рассуждают, действуют и говорят, как современные американцы или европейцы.
Это приводит к совершенно неправильному пониманию прошлого и представляет определенную опасность, когда переходит из массового исторического сознания в профессиональное, ибо, как справедливо заметил Р. Арон, «необходимо уважать природу события».
Лит.: Савельева К М, Полетаев А. В. О пользе им вреде презентизма в историографии // «Цепь времен»: Проблемы исторического сознания / Под ред. Л. П. Репиной. М., 2005. С. 63-88; Савельева И. М, Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997. И. С. МЕНЩИКОВ
Таким образом, история должна изучать не столько события прошлого, сколько отражение их в сознании современников, в символических «местах памяти», в которых это прошлое запечатлено. Интересным для историка должно быть то, что востребовано настоящим. 3) Направление в историографии и теории истории, оформившееся в 20-40 гг. XX в., прежде всего в США. Наиболее яркие представители - Ч. Бирд, К. Беккер, Дж. Робинсон, исходившие из того, что история всегда оценивает и анализирует прошлое с позиций сегодняшнего дня. Указанные авторы считали необходимым подчинять прошлое настоящему, чтобы читатель мог идти в ногу со временем. Проецирование в прошлое современных историку идей, социальных и экономических проблем и т. п. приводит к релятивизму и признанию, что суждения историков отражают только их субъективные переживания, все картины прошлого одинаково правомерны. Подобное понимание прошлого было подхвачено и развито в постмодернистской философии, которая в принципе не делает разницы между трудом профессионального историка и историческим романом. Последовательно проведенный П. отрицает принцип историзма, почти неизбежно ведет к анахронизмам и искаженному восприятию прошлого. По мнению Э. П. Томпсона (1924-1993), полагать, что настоящее перемещается в прошлое и меняет свой статус, значит не понимать ни настоящего, ни прошлого. Проявления презентизма ярко представлены в современных «исторических» книгах, фильмах, играх, персонажи которых рассуждают, действуют и говорят, как современные американцы или европейцы.
Это приводит к совершенно неправильному пониманию прошлого и представляет определенную опасность, когда переходит из массового исторического сознания в профессиональное, ибо, как справедливо заметил Р. Арон, «необходимо уважать природу события».
Лит.: Савельева К М, Полетаев А. В. О пользе им вреде презентизма в историографии // «Цепь времен»: Проблемы исторического сознания / Под ред. Л. П. Репиной. М., 2005. С. 63-88; Савельева И. М, Полетаев А. В. История и время. В поисках утраченного. М., 1997. И. С. МЕНЩИКОВ
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.