ПРИАП
Приап
изначально, постровидимому, местный бог в малоазийском г. Лампсак. Его культ получил широкое распространение в греко-рим. мире с 5 в. до н. э. как бога плодородия (садов, полей и очага). Свой итифаллич. облик в изображениях (преим. из дерева) он утрачивает к эпохе Империи, когда он был объединен с Паном.
Источник: Словарь античности. 1989
ПРИАП
• Pri?pus,
???????,
1. сын Диониса и Афродиты, или Хионы, или одной из наяд, отцом его также называют Гермеса, Пана, Адониса, Сатира. Он был богом плодородия полей и стад, под покровительством которого были стада коз и овец, пчеловодство, садоводство и виноделие, а также рыбная ловля; изображения его ставились особенно в садах и виноградниках. Ему приносили в жертву первые произведения полей, садов, молоко, мед, козлов, ослов и т. д. Он особенно почитался в Лампсаке и только впоследствии стал признаваться в остальной Греции; Гомеру и древнейшим поэтам он неизвестен. Strab. 13, 587. Римляне отождествляли с ним италийского бога плодородия — Mutinus или Mutunus;
2. город в Мизии, см. Mysia, Мизия.
???????,
1. сын Диониса и Афродиты, или Хионы, или одной из наяд, отцом его также называют Гермеса, Пана, Адониса, Сатира. Он был богом плодородия полей и стад, под покровительством которого были стада коз и овец, пчеловодство, садоводство и виноделие, а также рыбная ловля; изображения его ставились особенно в садах и виноградниках. Ему приносили в жертву первые произведения полей, садов, молоко, мед, козлов, ослов и т. д. Он особенно почитался в Лампсаке и только впоследствии стал признаваться в остальной Греции; Гомеру и древнейшим поэтам он неизвестен. Strab. 13, 587. Римляне отождествляли с ним италийского бога плодородия — Mutinus или Mutunus;
2. город в Мизии, см. Mysia, Мизия.
Приап
греч. Priapos)
в греческой мифологии бог садов, полей и стад. Культ П. был заимствован из Малой Азии, но, распространившись по всей Элладе и Италии, приобрел новые черты - бога чувственных наслаждений.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Бог плодородия, почитался в Греции и Александрии в 3 в.до н. э., а позже - в Италии. К Приапу принято было относиться с показным неуважением, и его обычно изображали в виде огородного чучела с раскрашенными красной краской головой и фаллосом. Считалось также, что Приап отпугивает воров на огородах. Священным животным Приапа был осел, служивший символом похоти. В весьма легкомысленном тоне о Приапе упоминают Гораций, Тибулл и Марциал. Известно также собрание из двадцати пяти так называемых приапей - коротких непристойных стихов, принадлежащих неизвестному латинскому автору. Приап гневается на героя Петрониева "Сатирикона" Энколпия и делает его импотентом.
На картине Пуссена "Танец в честь Приапа" Приап представлен в виде гермы.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
в греческой мифологии бог садов, полей и стад. Культ П. был заимствован из Малой Азии, но, распространившись по всей Элладе и Италии, приобрел новые черты - бога чувственных наслаждений.
(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
* * *
Бог плодородия, почитался в Греции и Александрии в 3 в.до н. э., а позже - в Италии. К Приапу принято было относиться с показным неуважением, и его обычно изображали в виде огородного чучела с раскрашенными красной краской головой и фаллосом. Считалось также, что Приап отпугивает воров на огородах. Священным животным Приапа был осел, служивший символом похоти. В весьма легкомысленном тоне о Приапе упоминают Гораций, Тибулл и Марциал. Известно также собрание из двадцати пяти так называемых приапей - коротких непристойных стихов, принадлежащих неизвестному латинскому автору. Приап гневается на героя Петрониева "Сатирикона" Энколпия и делает его импотентом.
На картине Пуссена "Танец в честь Приапа" Приап представлен в виде гермы.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
ПРИАП
в антич. миф. итифаллич. божество производит. сил природы (изнач. собственно фаллос). Место происхожд. культа П. неизвестно, локализация его в Лампсаке вторична. Жители Лампсаки считали П. основателем их города, но в соперничающих городах и на о-вах утверждали, что П. был изгнан из города за небывалый по размерам фаллос. На ранней стадии (до кон. 4 в. до н.э.) П. почитался в виде древес. сучка и осла; мифы о П. и осле у Овидия, Гигина и др. После походов Александра Македонского культ П. широко распростр. по всему Вост. Средиземноморью и включается в миф. Диониса. В рим. эпоху культ П. достигает наивысш. расцвета. П. был включен в круг рим. божеств плодородия (Помоны, Сильвана и др.). Добрый сел. божок, страж садов, следящий за чистотой родников и правильным межеванием земли, покровитель рыбаков и матросов, проституток, развратников и евнухов, сводник, кутила и педераст, он — «учитель Вакха» помощник Геракла, олицетв. «порождающего логоса» стоиков, создатель моря и суши, тожд. Эроту, Пану и Доброму демону, Всебог. П. — «священен», он — «отец», «царь», «благодетель и защитник», удостоивш. неумирающего жанра как настенной, так и книжной (Катулл, Гораций, Вергилий, Марциал) поэзии — т.н. приапей. Атрибуты П.: рог изобилия, тирс, факел, маска, кошель, садовый инвентарь и муз. инструменты (гл. обр. двойная флейта). Кроме цветоч. венков и гирлянд, овощей, фруктов, меда, бобов и вина, П. приносили в жертву кровь бычков, козлов, ягнят, поросят, голубей и рыб, окропляя ею изображ. П. (пурпурный или густо-шафранный хитон подарила младенцу П. мать, чтобы сгладить уродство сына). Каждая кухня считалась святилищем П. Праздники в честь П. в марте и июне сопровожд. секс. неистовством и весельем; как простонар. культовый персонаж П. участвовал в праздниках Деметры, Диониса и Доброй богини. Наиболее распростр. иконо-графич. тип П. — старичок с фаллообразной головой, одной рукой поддерживающий полу или корзину с овощами, фруктами и зеленью, а другой — фаллос (бесчисл. терракотовые статуэтки, мраморные рельефы, геммы, фрески; также амулеты).
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998