ПРИЧЕСКИ
ПРИЧЕСКИ
у греков были популярны длинные, по-видимому, заимствов. на В. прически (пучки на затылке, распущ. и перевязан. на конце, завитушки, двойные заплет. косички и косы, улож. вокруг головы); возможно, они были распростр. и у римлян до 5 в. до н.э. Уже в 6 в. до н.э. среди атлетов, ремесленников, рабов и нек-рых др. соц. групп распростр. короткая стрижка, к-рая в процессе демократизации в 5 в. до н.э. (прежде всего в Афинах) стала популярной (такие прически мы видим и на изображ. богов) и существовала до поздней античности (исключ. составляли германцы). В кач-ве украшений для волос служили диадемы, венки, металлич. кольца и спирали. Стриженые короткие волосы были типич. для римлян времен Республики, однако во времена Империи при Адриане распростр. короткие завивки (по греч. образцу). Жен. прически в целом были сильнее подвержены влиянию моды, но иногда, по свидет. изобразит. иск-ва, они приближались к муж. Шнуровка или подвязыв. пучка, заплетание и скручивание в узел, завязыв. волосяной петли на передней части головы сменились обвязыв. платком, голова закрывалась чепчиком или сеткой. Прическа в форме дыни появилась в 4 в. до н.э. Офиц., часто изыскан. прически римлянок примерно с нач. н.э. могут быть прослежены до мельчайших подробностей на основании данных нумизматики.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ПРИЧЕСКИ
• Capillamentum, Capilli,
Греки и римляне обращали особенное внимание на уборку головы, что весьма естественно при сильной растительности волос у южных народов. Греки, а именно спартанцы, отпускали волосы; стриглись лишь мальчики; стрижка волос производилась в цирюльне (?????????) цирюльником (???????), который подстригал также бороду и обрезал ногти, потому что все греки любили ????????????? (щеголять). На изображениях Аполлона виден древнеаттический ????????, коса на передней части головы. Стригли волосы в знак печали. Обыкновенный цвет волос был черный, но выше всего ценились белокурые волосы, почему и старались иногда производить этот цвет искусственным образом. Густая, окладистая борода, ????? ????? или ?????, считалась признаком благородной мужественности, и ее отращивали около щек (?????), над губами (?????) и на подбородке (???????) (ее стригли лишь во время траура), пока Александр не ввел в обычай бритья. У женщин длинные густые волосы не заплетались в косу и не завивались в искусственные локоны, но большей частью собирались и завязывались в узел или кисть на затылке или на самом темени. Волосы опускались довольно глубоко на лоб, т. к. узкий лоб (ер. tenuis frons Horat. Od. 1, 33, 5) считался красивым. Судя по изображениям на вазах, волосы обыкновенно сдерживались повязкой разного вида или платком, подвязанным в виде чепца, и т. п. Эти головные уборы можно разделить на сетки (??????????), мешки (??????) и косынки (?????). Римляне до 300 г. до Р. X. носили длинные волосы и отпускали бороду. В то время первые цирюльники, tonsores, приехали в Рим из Сицилии; Сципион Младший, говорят, первый брился (radere) ежедневно посредством бритвы (novacula). Но эта новая мода распространялась медленно. Волосы на голове причесывали волнообразно или посредством накаленных щипцов (calamistrum) завивали их в мелкие кудри (cincinni). Мода впоследствии часто менялась; во времена императоров вошли в употребление и искусственные накладки или парики (capillamentum). Лавки (taben?) цирюльников (см. Tonsores, Тонсор) служили любимым сборищем мужчин и центром для городских сплетен. Женщины заплетали в волосы драгоценные шпильки, acus crinales, и не только ночью, но и днем для удобства при занятии хозяйством носили на голове покрывающую волосы сеть (reticulum), которая часто была вязана из золотых нитей (auratum). Такую сеть носили иногда и мужчины, как это показывает насмешка Ювеналия (2, 96).
Греки и римляне обращали особенное внимание на уборку головы, что весьма естественно при сильной растительности волос у южных народов. Греки, а именно спартанцы, отпускали волосы; стриглись лишь мальчики; стрижка волос производилась в цирюльне (?????????) цирюльником (???????), который подстригал также бороду и обрезал ногти, потому что все греки любили ????????????? (щеголять). На изображениях Аполлона виден древнеаттический ????????, коса на передней части головы. Стригли волосы в знак печали. Обыкновенный цвет волос был черный, но выше всего ценились белокурые волосы, почему и старались иногда производить этот цвет искусственным образом. Густая, окладистая борода, ????? ????? или ?????, считалась признаком благородной мужественности, и ее отращивали около щек (?????), над губами (?????) и на подбородке (???????) (ее стригли лишь во время траура), пока Александр не ввел в обычай бритья. У женщин длинные густые волосы не заплетались в косу и не завивались в искусственные локоны, но большей частью собирались и завязывались в узел или кисть на затылке или на самом темени. Волосы опускались довольно глубоко на лоб, т. к. узкий лоб (ер. tenuis frons Horat. Od. 1, 33, 5) считался красивым. Судя по изображениям на вазах, волосы обыкновенно сдерживались повязкой разного вида или платком, подвязанным в виде чепца, и т. п. Эти головные уборы можно разделить на сетки (??????????), мешки (??????) и косынки (?????). Римляне до 300 г. до Р. X. носили длинные волосы и отпускали бороду. В то время первые цирюльники, tonsores, приехали в Рим из Сицилии; Сципион Младший, говорят, первый брился (radere) ежедневно посредством бритвы (novacula). Но эта новая мода распространялась медленно. Волосы на голове причесывали волнообразно или посредством накаленных щипцов (calamistrum) завивали их в мелкие кудри (cincinni). Мода впоследствии часто менялась; во времена императоров вошли в употребление и искусственные накладки или парики (capillamentum). Лавки (taben?) цирюльников (см. Tonsores, Тонсор) служили любимым сборищем мужчин и центром для городских сплетен. Женщины заплетали в волосы драгоценные шпильки, acus crinales, и не только ночью, но и днем для удобства при занятии хозяйством носили на голове покрывающую волосы сеть (reticulum), которая часто была вязана из золотых нитей (auratum). Такую сеть носили иногда и мужчины, как это показывает насмешка Ювеналия (2, 96).