имущество, выделяемое женщине родителями или родственниками при вступлении ее в брак.
ПРИДАНОЕ
ПРИДАНОЕ
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПРИДАНОЕ
в талмудический период преобладал обычай давать дочери приданое, так как, выходя замуж, она теряла долю в наследстве.
Пятьдесят зузов были минимальной суммой, которую отец должен был давать за дочерью, однако обычно родители давали много больше – в зависимости от их общественного положения. Общинные фонды обеспечивали приданым сирот и бедняков. В случае смерти отца братья должны были дать незамужней сестре минимальное приданое, а суд решал, сколько дал бы за ней покойный отец сверх этого минимума; установленная судом разница изымалась из имущества покойного и передавалась дочери.
Если такое постановление отсутствовало, дочь обладала правом получить десятую часть стоимости оставленного отцом имущества.
Если отец во время брачной церемонии заявлял, что он не может или не хочет дать обещанное приданое, жених мог отказаться от заключения брака.
Позднее, однако, раввинистические авторитеты осуждали требование жениха точно выплатить обещанное приданое.
В некоторых общинах вошло в обычай, что отец жениха давал за ним приданое, равное приданому невесты.
Приданое в любой форме – недвижиимости, скоте, рабах, денежном выражении и т. п. – записывалось в брачном контракте (ктубе).
Пятьдесят зузов были минимальной суммой, которую отец должен был давать за дочерью, однако обычно родители давали много больше – в зависимости от их общественного положения. Общинные фонды обеспечивали приданым сирот и бедняков. В случае смерти отца братья должны были дать незамужней сестре минимальное приданое, а суд решал, сколько дал бы за ней покойный отец сверх этого минимума; установленная судом разница изымалась из имущества покойного и передавалась дочери.
Если такое постановление отсутствовало, дочь обладала правом получить десятую часть стоимости оставленного отцом имущества.
Если отец во время брачной церемонии заявлял, что он не может или не хочет дать обещанное приданое, жених мог отказаться от заключения брака.
Позднее, однако, раввинистические авторитеты осуждали требование жениха точно выплатить обещанное приданое.
В некоторых общинах вошло в обычай, что отец жениха давал за ним приданое, равное приданому невесты.
Приданое в любой форме – недвижиимости, скоте, рабах, денежном выражении и т. п. – записывалось в брачном контракте (ктубе).
Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф
ПРИДАНОЕ
I.
• Dos
(относительно ?????, см. Matrimonium, Брак, 3), взятое мужем за женой имущество. Varr. l. l. 5, 175. Снабжать дочерей П. было делом чести для отца, и государство покровительствовало этому обычаю, ввиду облегчения браков. П. от отца называется dos profectitia, т. е. происходящее из семейного имущества, П. же от другого лица или от самой невесты или же от государства, наделявшего иногда П. дочерей заслуженных мужей, называется adventitia. Насколько незначительна была сумма П. в древние времена, настолько она возросла во времена роскоши и в богатых семействах обыкновенно доходила до миллиона сестерций. Tac. ann. 2, 38. 86, Juv. 10, 335. Наделение П. (constitutio dotis) могло происходить различным образом:
1. через формальную немедленную передачу (datio),
2. через обещание выдать П.; это обещание могло быть или promissio, торжественный договор, или dictio, простое устное заявление согласия, которое, впрочем, было не менее обязательно, как promissio. Муж вступал в полное владение и управление П. жены, хотя постоянно должен был думать о том, что ему, может быть, придется возвратить полученное, т. к. в том случае, когда жена умирала раньше мужа, П. возвращалось, по крайней мере dos profectitia, между тем как dos adventicia оставалась у мужа. Если муж добровольно расставался с женой или так дурно обращался с ней, что она была вправе разойтись с ним, то в таком случае, конечно, также должно было последовать возвращение П. Напротив, если жена была виновницей развода, то муж возвращал не всю dos, но делал вычеты из точно установленного до заключения брака П. в пользу детей, retentio propter liberos и за дурное поведение жены, propter mores. Если же жена совершила прелюбодеяние (adulterium), то ей в древние времена ничего не возвращалось из П., см. ludicium, 28. Иски о возвращении П. были actio ex stipulato и actio rei uxoriae или de dote, последний в том случае, если размер П. не был заранее определен; поэтому этот иск принадлежал к actiones bonae fidei. Cic. top. 15. Cic. off. 3, 15.
II.
• ?????,
см. Matrimonium, Брак, 3.
• Dos
(относительно ?????, см. Matrimonium, Брак, 3), взятое мужем за женой имущество. Varr. l. l. 5, 175. Снабжать дочерей П. было делом чести для отца, и государство покровительствовало этому обычаю, ввиду облегчения браков. П. от отца называется dos profectitia, т. е. происходящее из семейного имущества, П. же от другого лица или от самой невесты или же от государства, наделявшего иногда П. дочерей заслуженных мужей, называется adventitia. Насколько незначительна была сумма П. в древние времена, настолько она возросла во времена роскоши и в богатых семействах обыкновенно доходила до миллиона сестерций. Tac. ann. 2, 38. 86, Juv. 10, 335. Наделение П. (constitutio dotis) могло происходить различным образом:
1. через формальную немедленную передачу (datio),
2. через обещание выдать П.; это обещание могло быть или promissio, торжественный договор, или dictio, простое устное заявление согласия, которое, впрочем, было не менее обязательно, как promissio. Муж вступал в полное владение и управление П. жены, хотя постоянно должен был думать о том, что ему, может быть, придется возвратить полученное, т. к. в том случае, когда жена умирала раньше мужа, П. возвращалось, по крайней мере dos profectitia, между тем как dos adventicia оставалась у мужа. Если муж добровольно расставался с женой или так дурно обращался с ней, что она была вправе разойтись с ним, то в таком случае, конечно, также должно было последовать возвращение П. Напротив, если жена была виновницей развода, то муж возвращал не всю dos, но делал вычеты из точно установленного до заключения брака П. в пользу детей, retentio propter liberos и за дурное поведение жены, propter mores. Если же жена совершила прелюбодеяние (adulterium), то ей в древние времена ничего не возвращалось из П., см. ludicium, 28. Иски о возвращении П. были actio ex stipulato и actio rei uxoriae или de dote, последний в том случае, если размер П. не был заранее определен; поэтому этот иск принадлежал к actiones bonae fidei. Cic. top. 15. Cic. off. 3, 15.
II.
• ?????,
см. Matrimonium, Брак, 3.
ПРИДАНОЕ
I.
• Dos
(относительно ?????, см. Matrimonium, Брак, 3), взятое мужем за женой имущество. Varr. l. l. 5, 175. Снабжать дочерей П. было делом чести для отца, и государство покровительствовало этому обычаю, ввиду облегчения браков. П. от отца называется dos profectitia, т. е. происходящее из семейного имущества, П. же от другого лица или от самой невесты или же от государства, наделявшего иногда П. дочерей заслуженных мужей, называется adventitia. Насколько незначительна была сумма П. в древние времена, настолько она возросла во времена роскоши и в богатых семействах обыкновенно доходила до миллиона сестерций. Tac. ann. 2, 38. 86, Juv. 10, 335. Наделение П. (constitutio dotis) могло происходить различным образом:
1. через формальную немедленную передачу (datio),
2. через обещание выдать П.; это обещание могло быть или promissio, торжественный договор, или dictio, простое устное заявление согласия, которое, впрочем, было не менее обязательно, как promissio. Муж вступал в полное владение и управление П. жены, хотя постоянно должен был думать о том, что ему, может быть, придется возвратить полученное, т. к. в том случае, когда жена умирала раньше мужа, П. возвращалось, по крайней мере dos profectitia, между тем как dos adventicia оставалась у мужа. Если муж добровольно расставался с женой или так дурно обращался с ней, что она была вправе разойтись с ним, то в таком случае, конечно, также должно было последовать возвращение П. Напротив, если жена была виновницей развода, то муж возвращал не всю dos, но делал вычеты из точно установленного до заключения брака П. в пользу детей, retentio propter liberos и за дурное поведение жены, propter mores. Если же жена совершила прелюбодеяние (adulterium), то ей в древние времена ничего не возвращалось из П., см. ludicium, 28. Иски о возвращении П. были actio ex stipulato и actio rei uxoriae или de dote, последний в том случае, если размер П. не был заранее определен; поэтому этот иск принадлежал к actiones bonae fidei. Cic. top. 15. Cic. off. 3, 15.
II.
• ?????,
см. Matrimonium, Брак, 3.
• Dos
(относительно ?????, см. Matrimonium, Брак, 3), взятое мужем за женой имущество. Varr. l. l. 5, 175. Снабжать дочерей П. было делом чести для отца, и государство покровительствовало этому обычаю, ввиду облегчения браков. П. от отца называется dos profectitia, т. е. происходящее из семейного имущества, П. же от другого лица или от самой невесты или же от государства, наделявшего иногда П. дочерей заслуженных мужей, называется adventitia. Насколько незначительна была сумма П. в древние времена, настолько она возросла во времена роскоши и в богатых семействах обыкновенно доходила до миллиона сестерций. Tac. ann. 2, 38. 86, Juv. 10, 335. Наделение П. (constitutio dotis) могло происходить различным образом:
1. через формальную немедленную передачу (datio),
2. через обещание выдать П.; это обещание могло быть или promissio, торжественный договор, или dictio, простое устное заявление согласия, которое, впрочем, было не менее обязательно, как promissio. Муж вступал в полное владение и управление П. жены, хотя постоянно должен был думать о том, что ему, может быть, придется возвратить полученное, т. к. в том случае, когда жена умирала раньше мужа, П. возвращалось, по крайней мере dos profectitia, между тем как dos adventicia оставалась у мужа. Если муж добровольно расставался с женой или так дурно обращался с ней, что она была вправе разойтись с ним, то в таком случае, конечно, также должно было последовать возвращение П. Напротив, если жена была виновницей развода, то муж возвращал не всю dos, но делал вычеты из точно установленного до заключения брака П. в пользу детей, retentio propter liberos и за дурное поведение жены, propter mores. Если же жена совершила прелюбодеяние (adulterium), то ей в древние времена ничего не возвращалось из П., см. ludicium, 28. Иски о возвращении П. были actio ex stipulato и actio rei uxoriae или de dote, последний в том случае, если размер П. не был заранее определен; поэтому этот иск принадлежал к actiones bonae fidei. Cic. top. 15. Cic. off. 3, 15.
II.
• ?????,
см. Matrimonium, Брак, 3.