1) примитивами называют произведения мастеров, не получивших профессиональной подготовки, в которых отразились народные эстетические представления (лубок, вывесочная живопись, бытовой портрет); 2) обращение профессиональных мастеров к опыту народного и традиционного искусства, отказ от устоявшихся норм художественной культуры.
ПРИМИТИВИЗМ
Примитивизм
Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010
ПРИМИТИВИЗМ
в искусстве конца XIX-XX вв. следование нормам искусства «примитивов» — первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство культурно отсталых народов. В XX в. наряду с искренним, непосредственным выражением народно-эстетических представлений мастерами из народа распространен культ «наивного», не испорченного цивилизацией творчества, принципиальный отказ от устоявшихся норм художественной культуры. Представители: П. Гоген, Н. Пиросманашвили, А. Руссо, А. Мозес, М. Ларионов и др.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ПРИМИТИВИЗМ
совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом, 20 в.), опирающихся на архаические, «примитивные» формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или народный фольклор; намеренное опрощение изобразительных средств. Яркими представителями примитивизма были А. Руссо во Франции и художники объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» в России. Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений 20 в. – от фовизма, экспрессионизма и сюрреализма до «новых диких».
Термин «примитивизм» часто применяется также по отношению к наивному искусству.
Термин «примитивизм» часто применяется также по отношению к наивному искусству.
Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007
ПРИМИТИВИЗМ
(лат. primitivus — первый, самый ранний) — направление в изобразительном искусстве конца XIX — начала XX вв., ориентированное на сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, на примитивные формы наив-ного искусства. Образцами для примитивизма стали первобытное искусство, традиционное искусство народов Африки, Океании и Америки. Возникновение и развитие примитивизма было вызвано неприятием современной урбанизированной жизни, унифицированной массовой культуры, изощренности элитарного искусства. Примитивисты стремились приблизиться к чистоте, эмоциональности и незамутненной ясности народного и детского сознания. Поэтому примитивисты искали опору в народном искусстве, в детском творчестве, в архаичной культуре Востока. Они стремились воспроизвести свойственную фольклору наив-ность стиля, воплотить зависимость каждого средства, приема от смысла — то, что лежит в основе целостного художественного мышления. Среди примитивистов выделялись живописцысамоучки (М. Ледантю, Н. Пиросманишвили и др.) и художники-авангардисты (А. Руссо, А. Петерсон и др.), искавшие новые средства художественной выразительности. К примитивизму тяготели экспрессионисты объединения «Мост» и представители группы «Синий всадник». Русские при-митивисты (М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Шевченко и др.) в отличие от западноевропейских стремились не к стилизации, а к воплощению тех эстетических принцип ов, которыми руководствовались народные мастера: непосредственная выразительность, условная манера, тщательная разработка деталей, типичные для народного искусства мотивы сбора урожая, застолья, изобра-жение домашних животных как выразительной сущности рода и вида, передача самооценки каждого предмета, интерес к профессиональной характеристике человека. Но нередко Гончарова прибегала к повы-шенной экспрессии, а Ларионов использовал прием намеренного эстетического снижения, что способствовало проявлению индивидуальности, собственного эс-тетизма.