ПРИМИТИВИЗМ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

Примитивизм
1) примитивами называют произведения мастеров, не получивших профессиональной подготовки, в которых отразились народные эстетические представления (лубок, вывесочная живопись, бытовой портрет); 2) обращение профессиональных мастеров к опыту народного и традиционного искусства, отказ от устоявшихся норм художественной культуры.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ПРИМИТИВИЗМ
в искусстве конца XIX-XX вв. следование нормам искусства «примитивов» — первобытное и народное творчество, «традиционное» искусство культурно отсталых народов. В XX в. наряду с искренним, непосредственным выражением народно-эстетических представлений мастерами из народа распространен культ «наивного», не испорченного цивилизацией творчества, принципиальный отказ от устоявшихся норм художественной культуры. Представители: П. Гоген, Н. Пиросманашвили, А. Руссо, А. Мозес, М. Ларионов и др.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ПРИМИТИВИЗМ
совокупное название тенденций в художественной культуре (главным образом, 20 в.), опирающихся на архаические, «примитивные» формы творчества: первобытное искусство, традиционное творчество народов Африки, Америки, Океании или народный фольклор; намеренное опрощение изобразительных средств. Яркими представителями примитивизма были А. Руссо во Франции и художники объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» в России. Примитивистские веяния в той или иной степени свойственны большинству авангардистских течений 20 в. – от фовизма, экспрессионизма и сюрреализма до «новых диких».
Термин «примитивизм» часто применяется также по отношению к наивному искусству.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ПРИМИТИВИЗМ
(лат. primitivus — первый, самый ранний) — направление в изобразительном искусстве конца XIX — начала XX вв., ориентированное на сознательное упрощение художественных образов и выразительных средств, на примитивные формы наив-ного искусства. Образцами для примитивизма стали первобытное искусство, традиционное искусство народов Африки, Океании и Америки. Возникновение и развитие примитивизма было вызвано неприятием современной урбанизированной жизни, унифицированной массовой культуры, изощренности элитарного искусства. Примитивисты стремились приблизиться к чистоте, эмоциональности и незамутненной ясности народного и детского сознания. Поэтому примитивисты искали опору в народном искусстве, в детском творчестве, в архаичной культуре Востока. Они стремились воспроизвести свойственную фольклору наив-ность стиля, воплотить зависимость каждого средства, приема от смысла — то, что лежит в основе целостного художественного мышления. Среди примитивистов выделялись живописцысамоучки (М. Ледантю, Н. Пиросманишвили и др.) и художники-авангардисты (А. Руссо, А. Петерсон и др.), искавшие новые средства художественной выразительности. К примитивизму тяготели экспрессионисты объединения «Мост» и представители группы «Синий всадник». Русские при-митивисты (М. Ларионов, Н. Гончарова, А. Шевченко и др.) в отличие от западноевропейских стремились не к стилизации, а к воплощению тех эстетических принцип ов, которыми руководствовались народные мастера: непосредственная выразительность, условная манера, тщательная разработка деталей, типичные для народного искусства мотивы сбора урожая, застолья, изобра-жение домашних животных как выразительной сущности рода и вида, передача самооценки каждого предмета, интерес к профессиональной характеристике человека. Но нередко Гончарова прибегала к повы-шенной экспрессии, а Ларионов использовал прием намеренного эстетического снижения, что способствовало проявлению индивидуальности, собственного эс-тетизма.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 13

Читать PDF
0.00 байт

Джаз как художественный примитив или примитивизм

Софронов Ф. М.
Читать PDF
0.00 байт

Примитивизм как художественная идеология в русской литературе конца XIX начала XX веков

Федотова Наталья Фагимовна
Читать PDF
0.00 байт

Мифопоэтика русского символизма и примитивизм

Федотова Наталья Фагимовна
Исследована мифопоэтика символизма начала ХХ в. как одного из важнейших истоков русского примитивизма.
Читать PDF
0.00 байт

Русский примитивизм и духовное христианство

Федотова Наталья Фагимовна
Статья посвящена поискам причин обращения отечественного искусства начала ХХ века к феномену примитивного. Изучение творчества и судьбы А.М.
Читать PDF
0.00 байт

Проблема примитивизации политического сознания реального электората

Пантелеев А. Ф.
Читать PDF
0.00 байт

Мифопоэтический образ земли в творчестве сербских примитивистов

Кравцова Вера Александровна
Интерес к сербскому наивному искусству за последние десятилетия преобразовался из частной исследовательской инициативы во вполне сложившуюся сферу профессиональной искусствоведческой деятельности.
Читать PDF
0.00 байт

Роль изостудий в становлении профессиональных примитивистов Владимирской школы

Александров А.В.
Статья посвящена новому подходу к изучению Владимирской школы живописи с позиции примитива, который заявил о себе в Советском изобразительном искусстве в период оттепели.
Читать PDF
0.00 байт

Глобализация и примитивизация общества

Гобозов Иван Аршакович
Читать PDF
0.00 байт

Традиции примитивизма в литературе модернизма

Кондрахина Наталья Геннадиевна
На материале произведений Дж.Г.Лоуренса, Э.Хемингуэя, Ш.Андерсона, Г.Стайн, Дж.Конрада и представителей Гарлемского Ренессанса К.Ван-Вехтена и К.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности поэтики и эстетики литературного примитивизма

Леухина Анна Владимировна
Статья посвящена особенностям литературного примитивизма.
Читать PDF
0.00 байт

Особенности поэтики и эстетики литературного примитивизма

Леухина Анна Владимировна
Статья посвящена особенностям литературного примитивизма.
Читать PDF
0.00 байт

Жизнетворческий потенциал примитивизма (наивное, трагическое и наивно-трагическое чувство жизни)

Плеханова Ирина Иннокентьевна
В статье рассматривается феномен художественного примитивизма как тип мышления, утверждающий витальные ценности.
Читать PDF
0.00 байт

Владимир Маяковский как социалистический примитивист

Плеханова Ирина Иннокентьевна
Послереволюционная поэзия В.