Принцип историзма

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Принцип историзма
способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу означает рассмотрение исторических явлений в саморазвитии, то есть помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на  различных этапах, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития. Это дает возможность изучить любое явление с момента возникновения и проследить весь процесс его развития в исторической ретроспективе.
Предполагает изучение прошлого с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи, во взаимосвязи и взаимомообусловленности событий, с точки зрения того, как, в силу каких причин, где и когда возникло то или иное явление, какой путь оно прошло, какие оценки давались ему на том или ином этапе развития.
 

Источник: Краткий исторический словарь

Принцип историзма
является одним из основных и универсальным в естествознании и диалектике в целом, который определяет необходимость изучения земной истории, развития общества или каких-либо других событий прошлого для объяснения условий формирования ныне существующих природных и общественных систем – минеральных и породных комплексов, тектонических структур, физико-географических и экологических обстановок, уровня развития органического мира и человеческого общества. Например, изучение ледниковых морен европейских равнин послужили базой для обоснования материкового оледенения, ледниковой теории, а обнаружение ледниковых образований (тиллитов) лежало в основе идей мобилизма. Интрузивный магматизм может быть понят лишь на основании воссоздания истории проявления этого процесса. Определенной противоположностью принципа историзма является актуализм, который на основе сопоставления с современными наблюдениями расшифровывает события прошлого. В естествознании утверждением П.и., формированием его исходных положений занимается геология (палеонтология, палеогеография, палеоэкология и др. ), которую в связи с этим называют наукой, изучающей историю развития природы.

Источник: Историко-геологический словарь-справочник

ИСТОРИЗМА ПРИНЦИП
1) один из принципов исторического познания, требующий любое историческое событие изучать в развитии и с учетом конкретной ситуации (3); 2) основание исторического сознания, предполагающее различие между прошлым и настоящим, соблюдение исторического контекста и восприятие истории как процесса, указывающее на конкретные пути извлечения полезных знаний в ходе научного исторического исследования (4). Становление историзма как интеллектуального течения было связано с переходом от представлений о циклическом характере исторического развития и неизменности человеческой природы к пониманию необратимости процесса развития и качественного различия его этапов и эпох (1). Историзм как «правильный» метод изучения прошлого появился в Германии в рамках идеалистического мировоззрения в первой половине XIX в. Его представители, в противоположность контовско-спенсеровскому натурализму, стремившемуся превратить историю в придаток социологии с ее «объясняющими законами», акцентировали внимание на индивидуальности и неповторимости культурно-исторической реальности. При этом они призывали изучать историю в ее самобытности в связи с интересом к современности. Наряду с идеалистическим историзмом в XIX в. возник историзм материалистический, представители которого исходили из объективной закономерности исторического процесса. Они также считали, что существует тесная связь прошлого с настоящим. Однако для представителей материалистического историзма в рамках прогрессистского мировоззрения, с одной стороны, было характерно негативное отношение к традициям, с другой - позитивное отношение к предсказанию будущего на основе законов истории. В рамках материалистического историзма И. п. понимается как требование рассматривать каждое явление истории с точки зрения того, как оно возникло, какие главные этапы в своем развитии прошло и чем стало теперь, а также в связи с другими явлениями и конкретным опытом истории.
В настоящее время как идеалистический, так и материалистический историзм в качестве мировоззренческого принципа существует в различных национально-исторических модификациях. И. п. как установка научного исторического познания был подвергнут критике во второй половине XX века в рамках постмодернистской исторической эпистемологии. Постмодернисты считают, что историческая реальность - это то, что мы о ней думаем, т. е. прошлое выступает в качестве субъективной презентации настоящего. Поэтому они объявили, что историзм мертв и его нельзя больше считать серьезным интеллектуальным течением. Установки постмодернистской эпистемологии были подвергнуты критике в рамках неоклассической модели исторического исследования, в которой при реализации его научной стратегии особое значение придается принципу историзма. Разработка принципа историзма в неоклассической науке связана также с критикой классического, или «строгого историзма». Согласно принципу «строгого историзма», историческая реальность - это то, что было в прошлом «на самом деле». Поэтому историк должен, с одной стороны, отказаться от любых стандартов и приоритетов, лежащих вне пределов изучаемой им эпохи, а с другой - проникнуться ее ценностями и попытаться увидеть события с точки зрения их участников. Задача историка - интерпретировать прошлое в его собственных критериях. Неоклассики также подразумевают под исторической реальностью то, что было в прошлом, которое можно реконструировать, соблюдая принцип историзма, фундаментальной предпосылкой которого является признание независимости и уважение прошлого. Но при этом они считают, что попытки «говорить голосом прошлого» не выдерживают проверки реальностью. В связи с этим они подчеркивают, что мы, в отличие от людей прошлого, знаем, что произошло потом, и значение, которое мы придаем тому или иному историческому событию, неизбежно обусловлено этим знанием. Хотим мы того или нет, историк глядит на прошлое «с высоты» - он уже знает, чем все это кончилось (5). Кроме того, положение историка во времени относительно объекта исследования позволяет, как отмечают неоклассики, осмысливая прошлое, выделять предпосылки, о которых современники и не подозревали, и увидеть подлинные, а не желательные с точки зрения участников событий последствия. Поэтому неоклассики считают, что соблюдение принципа «строгого историзма», или «истории ради истории» ведет к отказу от многого из того, что придает самой истории притягательность, без достижения при этом желаемой цели - полной отстраненности от современности.
В рамках неоклассической модели исторического исследования в принципе историзма выделяют три аспекта. Во-первых, это - признание того, что каждая эпоха представляет собой уникальное проявление человеческого духа с присущими ей культурой и ценностями, что между нашей эпохой и всеми предыдущими существуют серьезные различия. Поэтому И. п. требует учета различий между прошлым и настоящим, преодоления представлений о том, что люди прошлого вели себя и мыслили так же, как мы. Во-вторых, это - понимание того, что задача историка состоит не просто в том, чтобы раскрыть подобные различия, но и объяснить их, погружая в исторический контекст. И.п. в этом аспекте предполагает, что предмет исторического исследования нельзя вырывать из окружающей обстановки. В-третьих, это - требование не рассматривать исторические события в изоляции, а представлять историю как процесс и связь между событиями во времени (5). Кроме того, в рамках неоклассической модели исторического исследования И. п. распространяется не только на познаваемый объект - историческую реальность, но и на познающего субъекта - историка.
Лит: 1) Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987; 2)Лубский А. В. Альтернативные модели исторического исследования: концептуальная интерпретация когнитивных практик. Saarbriicken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010; 3) Савельева И.М., Полетаев А. В.
История и время. В поисках утраченного. М.: «Языки русской культуры», 1997; 4) Смоленский Н. И. Теория и методология истории: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2008; 5) ТошД. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка. М.: «Весь Мир», 2000; 6) Эткинд А. Новый историзм, русская версия // Новое литературное обозрение. 2001. № 47. А. В. ЛУБСКИЙ

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
147.36 кб

Принцип историзма в научном исследовании

Арзамаскин Юрий Николаевич
В статье раскрываются основные составляющие одного из важнейших принципов научного исследования принципа историзма.
Читать PDF
149.39 кб

Принцип историзма в научном исследовании

Арзамаскин Ю. Н.
Читать PDF
129.48 кб

Переходность как параметр принципа историзма

Кузнецова Татьяна Федоровна
Читать PDF
205.52 кб

Принцип историзма в исследовании «Души культуры»

Казаков Евгений Фёдорович
В статье обосновывается правомерность рассмотрения «души культуры» в её историческом развитии. При этом автор опирается на идеи представителей «философии жизни».
Читать PDF
237.66 кб

Глобальный историзм как принцип научного познания

Шестова Татьяна Львовна
В статье раскрывается сущность глобального историзма как принципа научного познания, сложившегося во второй половине ХХ в. на волне кризиса научной рациональности.
Читать PDF
118.21 кб

Отражение принципов нового историзма в современных СМИ

Соловьева Диана Юрьевна
В статье анализируются материалы англоязычных средств массовой информации в контексте их взаимосвязи с концепцией нового историзма.
Читать PDF
128.37 кб

Принцип историзма в исследовании современного общества

Деркач В. В.
Статья посвящена исследованию роли принципа историзма в изучении общественных явлений, современной диалектики общественной жизни.
Читать PDF
380.36 кб

Принцип историзма в философии немецкого экзистенциализма

Самылов Олег Валерьевич
В статье рассматривается судьба идей историзма в философии немецкого экзистенциализма. Исследуется наследие самых ярких представителей этого течения К.Ясперса и М.Хайдеггера.
Читать PDF
125.83 кб

Роль принципа историзма в исследовании современного общества

Деркач В. В.
Статья посвящена исследованию историко-философского материала, который позволяет выявить продуктивные идеи о роли принципа историзма в познании социальных процессов.
Читать PDF
315.52 кб

Роль принципа историзма в прогнозировании социальных процессов

Деркач Владислав Вячеславович
Статья посвящена исследованию роли принципа историзма в прогнозировании социальных процессов.
Читать PDF
199.37 кб

Историзм в кыргызских народных поэмах и типология принципов историзма

Орозова Г.Ж.
Жанр поэмы широко распространен в кыргызском фольклоре. У каждого вида поэм есть характерный им историзм.
Читать PDF
959.18 кб

ПРИНЦИП ИСТОРИЗМА КАК ВЕДУЩИЙ В ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Сорокина Елена Андреевна
Статья посвящена одному из основных вопросов теории и методологии исторического познания: принципу историзма.
Читать PDF
276.22 кб

О принципе историзма и историческом подходе в библиотечных исследованиях

Ванеев Анатолий Николаевич
Дается анализ методологических проблем, связанных с использованием принципа историзма и исторического подхода в библиотечных исследованиях.
Читать PDF
433.82 кб

К проблеме самоидентификации российского общества: социальный идеал и принцип историзма

Истамгалин Р. С.
В статье речь идет о том, что проблема самоидентификации российского общества рассматривается через призму историко-философского анализа социального идеала.
Читать PDF
1.20 мб

Историзм как принцип репрезентации ценностной специфики места (на примере исследования регионального

Бакулина Светлана Дмитриевна
Тенденция современных субъектов Российской Федерации (регионов, краев, областей, автономий) – стремление отойти от унифицированных критериев социокультурного развития.