официальное и торжественное обещание, клятва в верности. П. военная — клятва гражданина при вступлении его в ряды Вооруженных Сил выполнять священную обязанность по защите Отечества.
ПРИСЯГА
ПРИСЯГА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Присяга
клятва именем Божьим, произносившаяся в установленной законом форме перед крестом и Евангелием, с поднятием правой руки кверху. Клятва произносилась каждым по его вере и закону. К присяге на верность подданству воцарившемуся императору приводились все подданные мужского пола с 12 лет, всякого чина и сословия, в том числе, с воцарения Павла I, и крепостные крестьяне, за которых ранее присягали их помещики. Каждый приводился к присяге в церкви. Иноверцы в местах, где не было храма их вероисповедания, приводились к верноподданнической присяге в присутственном месте. Умевшие писать подписывали присяжный лист; подписывался он и священником, приводившим к присяге. Иностранцы, желавшие вступить в русское подданство, приводились к присяге по распоряжению губернаторов и губернских правлений. Члены Российского императорского дома обоего пола по достижении совершеннолетия приносили по особому церемониалу торжественную присягу как в верности императору, так и в соблюдении права наследства и установленного фамильного распорядка, а лица мужского пола еще присягали на верность службы. Эта присяга утверждалась подпиской. Присяга на верность службы давалась при первоначальном определении всех чинов на службу, а также при вторичном вступлении на службу после отставки. При производстве в чины и назначении на другие должности присяга не повторялась. Приводились к присяге лица, избранные на должности сословных старшин купеческой, мещанской и ремесленной управ, а также гласные земских со- браний и городских дум перед началом первой после выборов сессии. Крестьяне, избранные на сельские и волостные должности, приводились к присяге в приходских храмах в праздничный или воскресный день. Но при вторичном или третьем избрании на новый срок присяга не повторялась. Освобождались от нее только лица в тех должностях и званиях, для которых законом были установлены особые клятвенные обещания, например, члены Синода, Государственного совета, Государственной канцелярии. В судебном ведомстве требовалось принесение особой присяги. Лица, впервые назначенные на должность судьи, вступавшие в число присяжных поверенных и присяжных стряпчих, назначенные на должность нотариуса, судебного пристава, присяжного переводчика и присяжного фотографа, приводились к присяге в публичном заседании всех депутатов или отделений того суд. учреждения, в котором должны служить. Причем, кроме обещания хранить верность императору и исполнять законы, судьи давали клятву судить по чистой совести, без всякого в чью-либо пользу лицеприя тия, присяжные поверенные – не писать и не говорить в суде ничего, клонящегося к оскорблению церкви, государства, общества, семьи и доброй нравственности, не нарушать уважения к судам и властям и охранять интересы своих клиентов, а остальные лица – исполнять добросовестно все обязанности, не превышать власти и ограждать вверяемые им интересы, как свои собственные. Присяжные заседатели давали клятвенное обещание: тщательно рассматривать обстоятельства, уличающие обвиняемого и оправдывающие его, подать голос согласно с увиденным и услышанным в суде, не оправдывая виновного и не осуждая невинного. Иноверцы, при отсутствии духовного лица их вероисповедания, приводились к присяге председателем суда, а лица, принадлежавшие к вероучениям, не приемлющим присяги, давали соответствующее присяге торжественное обещание. Свидетели в гражданском процессе обычно допрашивались под присягой, но мировые судьи могли допрашивать свидетелей и без присяги, взяв от них подписку, что в случае требования они все показанное могут подтвердить под присягой. В старом уголовном суде, до 1864 г., присяга употреблялась как особый вид доказательства, причем иногда вместе со сторонами присягали и их поручители, так называемые соприсяжники. В любом случае освобождались от присяги священнослужители и монашествующие всех христианских исповеданий и лица, принадлежавшие к исповеданиям и сектам, не приемлющим присяги. К свидетельству под присягой не допускались: муж и жена подсудимого и его родственники по прямой линии и родные братья и сестры; лица, отлученные от церкви по приговору духовного суда; малолетние, не достигшие 14-летнего возраста; лица евангелического вероисповедания, не прошедшие конфирмации; слабоумные; лишенные всех прав состояния или всех особенных прав и преимуществ; лица, потерпевшие от преступления, и их родственники; лица, состоявшие с участвующими в деле в отношениях по усыновлению, опеке, управлению делами или имеющие с ними тяжбу; евреи по делам их единоверцев, принявших христианство, и старообрядцы по делам их бывших единоверцев, обратившихся в православие. Нижние чины войск приводились к присяге дважды: в воинских присутствиях, непосредственно вслед за принятием на службу и, с 1884 г., по окончании новобранцами их одиночного обучения, перед постановкой в род войск. Эта вторичная присяга, проводившаяся в апреле или мае, проходила в особо торжественной обстановке: в пехоте и кавалерии под развернутыми знаменами и штандартами, в полевой артиллерии – перед фронтом орудий, в крепостной артиллерии – на валганге главной крепостной ограды, в прочих частях и командах – перед фронтом части. Присяге предшествовали разъяснение командиром значения долга службы и присяги и чтение статей закона о наказаниях за нарушение обязательной службы в военное время и о подвигах, за которые жаловались знаки отличия военные ордена и отличия частям. Таким же порядком проводилась присяга частей войск при пожаловании им знамени. Вольноопределяющиеся присягали под знаменами сразу после их зачисления на службу. При производстве нижних чинов в офицеры они вновь приводились к присяге.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018
ПРИСЯГА
всякое торжественное обещание перед крестом и евангелием, в частности обещание свидетельствовать беспристрастно и правдиво на суде или честно выполнять обязательства, принятые на себя, добровольно, по принуждению или по гражданскому долгу. Первая попытка русских царей принудить Казаков к присяге или "крестному целованию на службу московскому царю" относится к 1632 г. Она окончилась неудачно. Донские Казаки в войсковой отписке заявили категорически по этому поводу, что на Дону "Крестного, государь,. целования, как зачался он казачьими головами, не повелося. При бывших государях, старые атаманы и казаки им, государям, неизменно служили не за крестным целованием". Донцы указывали также, что даже служилых Казаков, приходивших для гарнизонной службы в украинные города, "и тех бывшие государи ко кресту приводить никогда не указывали. А с нами того крестного целования не обновится, чего, искони веков не было".
Но через 22 года после этого, по Переяславскому договору "на службу царю" должны были присягнуть Казаки Днепровские; на Дону более благоприятная для Москвы обстановка сложилась к 1671 году. Россия только что справилась с грозными волнениями крестьян, вспыхнувшими по почину Степана Разина и его сподвижников Донцов; должны были смириться и донские противники Москвы. Среди Казаков верх брали ее сторонники.
24 августа 1671 г. с большим отрядом райтаров и драгун в Черкасск прибыли стольник Григорий Касагов и дьяк Богданов. Касагов объявил собравшимся Казакам "царскую милость", передал "жалованье", большее чем когда либо, и потребовал от имени царя присяги "на верность службы" и "в отвращение подобных на Дону возмущений".
Четыре дня Казаки не соглашались и протестовали, но после недавнего разгрома разинского движения воля Круга была надломлена и верх взяла партия сторонников послушания Москве. Решено было присягу принять. По "Историческому описанию Земли Войска Донского" (изд. 1867 г.) "Присяга произведена была на площади, близь соборной церкви, в присутствии стольника Касагова и дьяка Богданова и все присутствующие Казаки вписывались в книгу, присланную из Посольского Приказа; другая книга оставлена была ими в Войске, для вписывания в оную имен тех Казаков, кои впредь придут служить в Войско и всем тем, кои родятся на Дону и достигнут совершенного возраста".
Главные статьи присяги заключались в том, что Казаки и их старшины обещались укрощать все "открывшиеся на Дону возмущения и тайные заговоры", главных заговорщиков присылать в Москву, "а их последователей по войсковому праву казнить смертию", "к злоумышленникам не приставать и даже не помышлять о том, с Калмыками дальнейших сношений не иметь, кроме увещаний служить государю с Казаками вместе; скопом и заговором ни на кого не приходить, никого не грабить и не убивать и во всех делах ни на кого ложно не показывать. На здравие государя и всей его царской фамилии не посягать и кроме его величества государя, царя и великого князя Алексея Михайловича и всея России самодержца, другого государя, польского, литовского, немецкого и из других земель царей и королей или принцев иноземских и российских, на царство всероссийское никого не призывать и не желать, а ежели услышат или узнают скоп или заговор или другой какой умысел, возникший у Россиян или у иноземцев, и с такими злоумышленниками, не щадя жизни своей, биться"; Текст присяги носил характер исключительно служилый и отражал лишь страх русских властей перед повторением Смутного времени и перед участием Казаков в новых восстаниях. Но приняв ее Казаки отказались и формально от нарушенного уже выдачей Разина, права давать приют всякого рода пришельцам, в гордом сознании, что "С Дона выдачи нет!". Присяга ограничивала также внешние сношения, но еще во многом оставляла Донцам права автономного бытия. К тому же, приняло ее не все население Дона, а только те, кто нес очередную службу в Главной Войске и участвовал в Войсковых Кругах тех дней. П. стала обязательной для каждого Казака только в последующие годы. Откладывалось и выполнение взятых на себя обязательств: беглых стали выдавать только после жестоких насилий 1708 года, а непосредственные сношения с Польшей, Калмыками, Азовом и Крымом Дон прекратил только в начале XVIII в.
Для Казаков-мужчин, достигших двадцатилетнего возраста, был установлен особый вид П-ги, которой не подлегал никто из остального населения России. По приказу станичных атаманов в начале каждого года собиралась очередная молодежь, которая после молебна при" сягала у алтарей станичных соборов на верность династии.
Во дни возрожденной независимости (гг. 1918-20) Донской Войсковой Круг установил текст присяги для гражданских и военных служащих: "Обещаюсь честью Донского Казака перед Всемогущим Богом, перед святым его евангелием и честным крестом, чтобы помнить Престол Иоанна Предтечи и христианскую веру, и свою атаманскую и молодецкую славу не потерять, но быть верным и неизменно преданным Всевеликому Войску Донскому, своему отечеству. Обещаюсь служить ему до последней капли крови, всеми силами способствуя славе в процветанию Войска Донского. Обязуюсь повиноваться Большому Войсковому Кругу и избранному им Донскому атаману. Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах только пользу Войска Донского и не щадя жизни ради блага отечества.
Обещаюсь повиноваться всем поставленным надо мной начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг Донского Казака. Обещаюсь быть честным, добросовестным, храбрым и не нарушать своего обещания из за корысти, родства, дружбы или вражды.
В заключение данного мною обещания осеняю себя крестным знамением, целую святое евангелие и честный крест и нижеподписуюсь".
Но через 22 года после этого, по Переяславскому договору "на службу царю" должны были присягнуть Казаки Днепровские; на Дону более благоприятная для Москвы обстановка сложилась к 1671 году. Россия только что справилась с грозными волнениями крестьян, вспыхнувшими по почину Степана Разина и его сподвижников Донцов; должны были смириться и донские противники Москвы. Среди Казаков верх брали ее сторонники.
24 августа 1671 г. с большим отрядом райтаров и драгун в Черкасск прибыли стольник Григорий Касагов и дьяк Богданов. Касагов объявил собравшимся Казакам "царскую милость", передал "жалованье", большее чем когда либо, и потребовал от имени царя присяги "на верность службы" и "в отвращение подобных на Дону возмущений".
Четыре дня Казаки не соглашались и протестовали, но после недавнего разгрома разинского движения воля Круга была надломлена и верх взяла партия сторонников послушания Москве. Решено было присягу принять. По "Историческому описанию Земли Войска Донского" (изд. 1867 г.) "Присяга произведена была на площади, близь соборной церкви, в присутствии стольника Касагова и дьяка Богданова и все присутствующие Казаки вписывались в книгу, присланную из Посольского Приказа; другая книга оставлена была ими в Войске, для вписывания в оную имен тех Казаков, кои впредь придут служить в Войско и всем тем, кои родятся на Дону и достигнут совершенного возраста".
Главные статьи присяги заключались в том, что Казаки и их старшины обещались укрощать все "открывшиеся на Дону возмущения и тайные заговоры", главных заговорщиков присылать в Москву, "а их последователей по войсковому праву казнить смертию", "к злоумышленникам не приставать и даже не помышлять о том, с Калмыками дальнейших сношений не иметь, кроме увещаний служить государю с Казаками вместе; скопом и заговором ни на кого не приходить, никого не грабить и не убивать и во всех делах ни на кого ложно не показывать. На здравие государя и всей его царской фамилии не посягать и кроме его величества государя, царя и великого князя Алексея Михайловича и всея России самодержца, другого государя, польского, литовского, немецкого и из других земель царей и королей или принцев иноземских и российских, на царство всероссийское никого не призывать и не желать, а ежели услышат или узнают скоп или заговор или другой какой умысел, возникший у Россиян или у иноземцев, и с такими злоумышленниками, не щадя жизни своей, биться"; Текст присяги носил характер исключительно служилый и отражал лишь страх русских властей перед повторением Смутного времени и перед участием Казаков в новых восстаниях. Но приняв ее Казаки отказались и формально от нарушенного уже выдачей Разина, права давать приют всякого рода пришельцам, в гордом сознании, что "С Дона выдачи нет!". Присяга ограничивала также внешние сношения, но еще во многом оставляла Донцам права автономного бытия. К тому же, приняло ее не все население Дона, а только те, кто нес очередную службу в Главной Войске и участвовал в Войсковых Кругах тех дней. П. стала обязательной для каждого Казака только в последующие годы. Откладывалось и выполнение взятых на себя обязательств: беглых стали выдавать только после жестоких насилий 1708 года, а непосредственные сношения с Польшей, Калмыками, Азовом и Крымом Дон прекратил только в начале XVIII в.
Для Казаков-мужчин, достигших двадцатилетнего возраста, был установлен особый вид П-ги, которой не подлегал никто из остального населения России. По приказу станичных атаманов в начале каждого года собиралась очередная молодежь, которая после молебна при" сягала у алтарей станичных соборов на верность династии.
Во дни возрожденной независимости (гг. 1918-20) Донской Войсковой Круг установил текст присяги для гражданских и военных служащих: "Обещаюсь честью Донского Казака перед Всемогущим Богом, перед святым его евангелием и честным крестом, чтобы помнить Престол Иоанна Предтечи и христианскую веру, и свою атаманскую и молодецкую славу не потерять, но быть верным и неизменно преданным Всевеликому Войску Донскому, своему отечеству. Обещаюсь служить ему до последней капли крови, всеми силами способствуя славе в процветанию Войска Донского. Обязуюсь повиноваться Большому Войсковому Кругу и избранному им Донскому атаману. Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах только пользу Войска Донского и не щадя жизни ради блага отечества.
Обещаюсь повиноваться всем поставленным надо мной начальникам, чиня им полное послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг Донского Казака. Обещаюсь быть честным, добросовестным, храбрым и не нарушать своего обещания из за корысти, родства, дружбы или вражды.
В заключение данного мною обещания осеняю себя крестным знамением, целую святое евангелие и честный крест и нижеподписуюсь".