Приск Панийский

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Приск Панийский
византийский историк и дипломат. Родился между 410 и 420 гг. в Пании, умер около 475 г. Оставил исторические записки о завоеваниях Аттилы, о стремительном возвышении гуннской державы и ее падении. Приск лично участвовал в посольстве к Аттиле в 449 г., вел переговоры в Риме в 450 г., находился в Дамаске и Александрии с дипломатическими миссиями в 452 – 453 гг., а затем детально описал свои приключения. Тексты Прииска Панийского дошли до нашего времени преимущественно во фрагментах. Его записки использовали в своих исторических сочинениях Евагрий Схоластик, Кассиодор и Иордан.
 

Источник: Словарь античных историков. 2011

ПРИСК ПАНИЙСКИЙ
V в.) – уроженец Паниона (на северном побережье Мраморного моря), византийский государственный деятель, дипломат, историк. Получив хорошее философское и риторическое образование в Константинополе, он стал при Феодосии II (408 – 850) секретарем и советником вельможи Максимина. В 448 г. в составе дипломатической миссии, возглавленной Максимином, Приск отправился в Паннонию (между восточными Альпами, реками Дунаем и Савой), в лагерь могущественного гуннского вождя Аттилы, захватившего Балканы. В 450 г. при императоре Маркиане (450 – 057) он побывал в Дамаске и Египте, приняв участие в урегулировании отношений Византии с кочевыми арабскими и нубийскими племенами и заключив совместно с Максимином мирный договор с лазами. Сочинение Приска Панийского «Византийская история и деяния Аттилы», охватывающее события с 411 по 472 годы, было написано в 70е годы. Предполагают, что в основу этого труда положен путевой дневник, который вел дипломат. Повествование начинается с краткого описания гуннов – кочевого народа из Внутренней Азии, – разрушивших Остготское королевство в 375 г. и угрожавших Западной Римской империи. Приск анализирует международную обстановку в Европе, отмечает могущество державы, созданной Аттилой, и указывает на основную цель византийского посольства – заключить мирный договор с Аттилой и попытаться физически устранить его. Симпатии автора на стороне умного и находчивого гуннского короля, который, узнав о готовящемся на него покушении, все же заключил соглашение с Византией. Приск описывает внешний облик Аттилы («низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутой сединой, с приплюснутым носом»), его одежду («простую», без всяких украшений «золотом и каменьями, как принято у других скифов»), оружие, обращение с подчиненными (вспыльчив, груб, но приветлив), отмечает его наблюдательность, осторожность, гостеприимство, воздержанность в еде, пренебрежение к роскоши. Большой интерес представляют сведения об организации дипломатического дела в Византии и у варварских народов. Приск Панийский впервые сообщает о правах и обязанностях послов, о строгой градации их рангов и титулов в зависимости от политического и экономического положения государства, об этикете приема и отправления послов (переговоры через своих помощников, передача писем и устных поручений василевса, обмен подарками и угощениями, порядок размещения гостей во время пира), о разведывательной деятельности византийских агентов и их противников (у Аттилы были шпионы при константинопольском дворе). Подробно описаны дворцы Аттилы и его жены Креки (из бревен и искусно вытесанных досок, со множеством башен, огромным двором и пышным убранством интерьеров тканями и оружием), встреча вождя при въезде в ставку гуннскими девушками, которые «шли рядами под тонкими белыми покрывалами» и пели скифские песни. Приск Панийский выступает как талантливый и наблюдательный рассказчик, умеющий обобщить материал, мастерски изобразить живые и полнокровные характеры, проникнуть в суть происходящих событий и дать им объективный анализ. Его сочинение написано простым, но выразительным языком, в котором отсутствуют риторические украшения. Труд Приска Панийского «Византийская история и деяния Аттилы» сохранился в Лексиконе Суды и в извлечениях императора Константина Багрянородного.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012